Reebok: что это за бренд
От Болтона до Бостона
Официальной датой основания компании Reebok считается 1958 год, но по факту фирма зародилась еще в конце XIX века. Как часто это бывает в легкой промышленности, предприятие выросло из семейного бизнеса. С годами дело вышло на новый уровень, и сейчас Reebok — всемирно известный бренд одежды и обуви. Рассказываем о развитии компании и главных фигурах, которые повлияли на ее успех.
Гвозди вместо шипов
В 1885 году 14-летний парень из Болтона по имени Джозеф Фостер вступил в местный спортивный клуб для тренировок по легкой атлетике. Подростку нравился бег, но подходящей обуви для этого занятия не было. Тогда Джозеф заручился поддержкой дедушки, который долгие годы работал обувным мастером, и смастерил себе аналог современных шиповок. Чтобы обеспечить хорошее сцепление обуви с землей, тинейджер вмонтировал в подошву гвозди.
Фостер не стал профессиональным бегуном, зато преуспел в производстве спортивной обуви. В 19 он открыл небольшую фабрику Olympic Works. Первый серьезный успех пришел в 1904-м — летом того года английский бегун Альфред Шрабб установил три мировых рекорда на соревнованиях в Глазго. Спортсмен бежал в обуви Фостера.
В 1906 году у Джозефа и его жены Марии Ховарт родились два сына: Билли и Джим. Фостер сразу же предопределил судьбу детей и изменил название компании на J.W. Foster & Sons. Пока наследники подрастали, глава семейного бизнеса совершенствовал производство. Джозеф разработал уникальную размерную шкалу и создал коллекции для бега по разным типам поверхности.
Когда сыновья повзрослели, компания стала выходить на новый уровень. В 1924 году британскую фирму прославил Гарольд Абрахамс, который выиграл 100-метровку и эстафету 4х100 на летних Олимпийских Играх в Париже. Эрик Лидделл, взявший золото в забеге на 400 метров и бронзу в старте на 200 метров, тоже соревновался в «Форестах». На Олимпиаде-1928 бренд хорошо прорекламировал Дэвид Берли, который быстрее всех пробежал 400 метров с препятствиями.
Смена поколений
Постепенно фирма начала расширяться и перестала ограничиваться легкой атлетикой. Семья выпускала обувь для разных спортивных дисциплин, включая футбол, бокс и регби. В 1933 году Джозеф ушел из жизни и руководство компанией легло на плечи жены. Спустя шесть лет она передала полномочия сыновьям, у которых к тому моменту тоже родились дети.
Внуки основателя, Джеффри и Джозеф-младший, присоединились к семейному делу на полноценной основе после службы в армии — во-второй половине 50-х. Прогрессивные братья решили, что бизнесу нужен глоток свежего воздуха и создали бренд под названием Reebok — в американском английском это слово обозначает косулью антилопу, которая обитает на юге Африки и разгоняется до 60 км/ч.
Основатели Reebok уважали семейные традиции и делали упор на производстве профессиональных шиповок. За пошивом следил Джеффри, а Джозеф, который родился в один день с дедом, отвечал за продажи и рекламу. Компания масштабировалась быстрыми темпами и в 60-х стала поставлять продукцию в другие европейские страны. С 1965-го Reebok почти каждый год участвовал в американских выставках.
Выход за океан
На одном из таких мероприятий в США Джозеф Фостер заключил соглашение с бостонским предпринимателем Полом Файерманом. Американский бизнесмен получил лицензию на производство товаров под брендом Reebok на территории Штатов и быстро вывел компанию на новый уровень. Универсальная модель для бега Aztec взорвала американский рынок в 1979 году. К сожалению, Джеффри, который придумал эти кроссовки, не насладился успехом в полной мере — он умер в 1980-м в возрасте 46 лет.
После смерти брата Джозеф потерял творческую силу, которая завела Reebok так далеко. Продажи американской ветви бренда значительно превышали показатели британского отделения, поэтому в 1984-м Файерман полностью выкупил у Фостера компанию. В истории Reebok начался новый этап — бренд стал выпускать больше спортивной одежды и аксессуаров, но сохранил акцент на обуви.
В 90-х Reebok активно привлекал к сотрудничеству звезд спорта. В НБА «рибоки» носили Шакил О’Нил и Аллен Айверсон, в английской Премьер-лиге в бутсах бренда играл Райан Гиггз. Стратегия на подключение звездных амбассадоров продолжилась и в 2000-х, когда Reebok перешел под управление adidas. В первом десятилетии XXI века бренд представляли такие спортивные селебрити, как Андрей Шевченко, Тьерри Анри, Винус Уильямс, Александр Овечкин, Яо Мин.
Современный этап
В 2010 году Reebok получил новую аудиторию благодаря заключению десятилетнего контракта на поставку экипировки для участников ежегодного соревнования CrossFit Games. В то время кроссфит как система тренировок набирала популярность по всему миру. Бренд хорошо находил перспективные направления — в 2014-м Reebok стал партнером UFC и заполучил Конора Макгрегора.
С 2022 года Reebok перешел от adidas к американской компании по управлению брендами Authentic Brands Group. Фирма выпускает продукцию для разных видов спорта, но особенно широкий выбор предоставляет для любителей йоги, фитнеса, аэробики и кроссфита. В графе «страна производитель» Reebok чаще всего указывает Вьетнам, Китай и Индонезию.
Reebok уже давно перестал быть семейным бизнесом Фостеров, но основатель бренда все еще в индустрии. В мае Джозефу исполнится 90 лет. Несмотря на такой солидный возраст Фостер проводит эксперименты в области инноваций. Он запустил Syntilay — это первый в мире коммерческий бренд обуви, за дизайн которого отвечает искусственный интеллект, а за производство — 3D-принтер.
Продукция Reebok широко представлена в онлайн-каталоге Спортмастера. На предстоящее лето там можно найти товары разного предназначения: от плавательных шорт до бейсболок.
Фото: Unsplash