Управлять скутером в России можно с 16 лет и при наличии водительского удостоверения определенной категории. Этому требованию уже больше 10 лет.

Категория «М»

До наступления 16-летнего возраста запрещено управлять скутером на всех категориях дорог, включая дворовые зоны. Поэтому родителям подростков не стоит торопиться с покупкой, пока ребенок не достигнет заветного возраста и не закончит мотошколу.

Категория прав «М» (мопеды) разрешает садиться за руль мопедов и скутеров с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. С категорией «М» можно также управлять легкими квадроциклами с такими же моторами. Если речь идет о скутере или мопеде с двигателем большего объема — от 50 до 125 куб. см, то требуется уже категория «А1» и регистрация этого транспортного средства в ГИБДД,

Для электротранспорта мощность по документам должна быть 0,25-4 кВт, а максимальная скорость — 50 км/ч. Если транспортное средство окажется мощнее и быстрее, оно считается мотоциклом, для которого нужны права другой категории. Инспектор имеет полное право остановить для проверки документов, выписать необходимые протоколы и постановления, привлечь к административной ответственности в случае выявления нарушения. При необходимости поместить технику на спецстоянку.

Для тех, у кого уже есть водительское удостоверение категорий «А» (мотоциклы), «А1» (легкие мотоциклы), «В» (легковые автомобили) и т. д., управление скутером с двигателем до 50 «кубиков» разрешено. Категория «М» водителям «старших» категорий присваивается автоматически.

Как научиться водить

Принимают в мотошколу с 14 лет, но сдать экзамены и получить права можно только с 16-ти. Обучение на категорию «М» длится около двух месяцев, экстерна уже давно официально не существует. За это время нужно освоить управление скутером и изучить все Правила дорожного движения (ПДД), касающиеся легкомоторного транспорта. К обучению стоит отнестись ответственно и помнить, что водители мопедов — самые уязвимые на дороге. Любое нарушение правил по незнанию может привести к трагедии. Например, если водитель скутера решит перестроиться на дороге во второй ряд влево, еще и не обозначив движение сигналом «поворотника», автомобилисты попросту не будут ждать от него такого маневра, он противоречит ПДД и нелогичен. Столкновение будет практически неизбежным и очень опасным.

После прохождения курса необходимо сдать внутренний экзамен в школе, а потом теоретический и практический экзамены в ГИБДД на знание ПДД и умение управлять скутером на площадке. Полученные навыки оцениваются именно сотрудниками органов внутренних дел, не стоит ждать поблажек. Все критерии сдачи экзамена подробно прописаны в регламенте, инструктор мотошколы обязательно о них расскажет. В случае, если ученик не сдаст с первого раза, ему назначат пересдачу.

Основные правила движения

  1. Движение на скутере — всегда в попутном направлении транспортному потоку. Двигаться навстречу машинам запрещено!

  2. На скутере можно ездить по велосипедной дорожке, по проезжей части в один ряд и в правом ряду, на шоссе за городом — двигаться по обочине.

  3. Водитель скутера обязан использовать мотошлем при движении по всем категориям дорог.

    Мотошлем должен быть застегнут, это важно.

  4. В светлое время суток необходимо включать фары или ходовые огни. Это касается всех транспортных средств, скутер — не исключение.

  5. Водители скутеров должны пропускать пешеходов.

  6. На скутере нельзя ездить по тротуарам, пешеходным переходам и автомагистралям. Если часть пути лежит через тротуар, нужно слезть со скутера и перекатить его.

  7. Скутерам и мопедам запрещен поворот налево, если на дороге две и больше полос в одном направлении. Не разрешается разворот через трамвайные пути. Пересечение таких перекрестков возможно только по пешеходному переходу, скутер нужно везти рядом с собой.

  8. Нельзя управлять скутером, не держась хотя бы одной рукой за руль.

  9. Категорически запрещено выезжать на скутере (в том числе с электродвигателем) в состоянии опьянения. За это грозит штраф в 30 000 рублей и лишение права управления.

Требования к движению водителей мопедов описаны в гл. 24 ПДД. Общие обязанности водителей — в гл. 2 ПДД.

Скутер и пассажиры

Любой скутер — это одноместное транспортное средство. По российским законам на скутере нельзя перевозить пассажиров (кроме одного ребенка в возрасте до семи лет на специальном сиденье, оборудованном подножками). Даже если на скутере есть второе место для сидения, перевозить взрослого пассажира запрещено.

Кроме того, перевозить пассажиров на мототранспорте может только водитель, имеющий права любой категории как минимум два года.

А можно ли без прав?

Водитель скутера или мопеда является полноценным участником дорожного движения, поэтому на него распространяются те же требования, что и для автомобилистов. Ездить в России без действующих прав нельзя! Водительское удостоверение нужно иметь и возить с собой, предъявлять его инспектору по его требованию. За вождение транспортного средства без права на управление предусмотрена административная ответственность, штраф — от 5 000 руб. до 15 000 руб. Скутер могут задержать и поместить на спецстоянку.

Все водительские штрафы — в гл. 12 КОАП РФ.

За рубежом есть исключения. В некоторых странах Азии права на скутер не нужны. В Тайланде, Камбодже и Вьетнаме разрешается управлять скутером без «водительского», если его объем не превышает 125 кубических сантиметров. Но минимальный возраст водителя другой, садиться за руль скутера можно только с 17 лет. Однако тут нужно руководствоваться здравым смыслом: если нет знаний и уверенных навыков вождения, стоит ли садиться за руль?

В странах Европы, Африки и Южной Америки управлять скутером разрешается также с 16 лет. В Северной Америке — в зависимости от штата, но не ранее 14 лет.

А если у нас до 16?

Если за рулем скутера окажется лицо, не достигшее 16 лет, к ответственности будет привлечен тот, кто разрешил ребенку сесть за руль. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права на управление, влечет за собой административную ответственность и штраф в 30 000 руб.

Если ребенок нанесет имущественный вред в результате дорожно-транспортного происшествия, он полностью подлежит возмещению. За вред, причиненный несовершеннолетним лицом, не достигшим 14 лет, отвечают его родители или опекуны. Кроме того, родителей привлекут за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

С 14 лет дети несут административную ответственность на общих основаниях. А с 16 лет подростки подлежат и уголовной ответственности за нарушение Правил дорожного движения при управлении транспортным средством.

Нельзя, но очень хочется. Как быть?

Если ребенок мечтает сесть за руль скутера, но, как говорится, еще не дорос — закон нарушать не стоит. Лучше записать его детскую мотошколу, где он сможет получить навыки безопасного вождения и понимание ответственности на дороге. Здесь не сдают экзамены, но в полной мере осваивают управление скутером и мотоциклом. Тренировки проходят на специальных площадках, обязательна защитная экипировка. А самое главное, занятия проходят без других участников дорожного движения, полигон оборудован только под мототрек, каждый ребенок работает с инструктором.

После таких занятий ребенку будет психологически комфортно сдавать экзамены на водительское удостоверение, когда исполнится 16. Детские мотошколы принимают детей с 5-6 лет — на базовый курс, и с 11-12 на более серьезные программы. Там же дети знакомятся с устройством мототранспорта.

При желании дети могут заниматься разными дисциплинами мотоспорта, права для управления спортивной техникой, тренировок и участия в соревнованиях не требуются. Но и детям-спортсменам по-прежнему будет запрещено выезжать на этой спортивной технике на дороги общего пользования.

Безопасность детей на дорогах в полной мере зависит от родителей. Не нужно разрешать кататься и уж тем более покупать скутер, если ребенок не достиг совершеннолетия. И дело даже не в штрафах, подумайте о жизни и здоровье всех участников дорожного движения.

Защитная экипировка для мотоспорта тоже есть в нашем онлайн-каталоге.

Обложка: Pexels

Мотошлемы
6 999 ₽
13 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотошлем Aspolife
0
Купить
6 999 ₽
13 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотошлем Aspolife
0
Купить
6 999 ₽
13 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотошлем Aspolife
0
Купить