Два самых титулованных клуба российского футбола регулярно рубятся не только на поле, но и в медиапространстве. У москвичей и питерцев огромные армии болельщиков по всей стране, и каждая сторона уверена, что количественное преимущество именно у них.

То, что «Спартак» исторически самый популярный клуб страны, сомнений не вызывает. «Красно-белые» большую часть прошлого столетия были флагманом именно российского футбола, борясь за всесоюзное лидерство с киевским «Динамо». После распада СССР «Спартак» много лет практически не имел конкурентов в России, выиграл тонну внутренних титулов, во второй половине 90-х пару раз неплохо пошумел в Европе и на этом фоне еще больше укрепил свою популярность.

В нулевых картина начала меняться. Сначала окрепли московские ЦСКА и «Локомотив», сбросившие «красно-белых» с пьедестала, затем к ним присоединились санкт-петербургский «Зенит» и казанский «Рубин». Пытаясь вернуть утраченные позиции, «Спартак» менял игроков, тренеров и игровые модели, однако толку от этого не было. В результате новые поколения болельщиков все больше обращали внимание на другие клубы, а регулярные успехи «Зенита», в том числе ряд удачных выступлений на международной арене, позволили ему набрать огромную фанатскую базу.

По титулам клуб из Санкт-Петербурга, по сути, уже опередил «Спартак» — победы в Лиге Европы и Суперкубке УЕФА вполне перекрывают разницу в одно российское чемпионство, которую «Зенит», скорее всего, нивелирует уже по итогам сезона 2023/24. А вот обойти москвичей по популярности питерцам хочется уже очень давно. Правда, в отличие от титулов, математически определить данный показатель довольно проблематично.

В этой ситуации в дело идут подручные средства. На официальном сайте «сине-бело-голубых» уже давно красуется страница с названием «Самый популярный клуб страны», на которой приводятся результаты ряда исследований, проводившихся в «десятых». Среди них рисеч 2016 года от Nielsen Sports, согласно которому у «Зенита» 15 млн болельщиков во всем мире, и данные всероссийского опроса «Левада-центра» 2013-го, гласящие, что 11% интересующихся футболом россиян симпатизируют «Зениту», 8% — «Спартаку», а у ЦСКА и «Динамо» по 7%.

Все для футбола в каталоге

Красно-белые в основном апеллируют к числу людей, болеющих за «Спартак» в выездных матчах по стране, отмечая, что в каждом городе набирается внушительное число местных поклонников московской команды. Из больших исследований на чаше весов «Спартака» лежат выкладки «Яндекса» 2017 года: аналитики поисковика вычислили, что в сезоне 2016/17 матчами московского клуба интересовалось больше всего пользователей.

Редакция «Спортмастер Медиа» рассмотрела еще одну сторону этого противостояния и изучила количество подписчиков обоих клубов на основных медиаплатформах. Мы брали только те сервисы, где присутствуют оба клуба одновременно, поэтому в таблице ниже не учтены, например, 80 тысяч подписчиков «Зенита» в Likee и 70 тысяч читателей канала «Спартака» в Viber.

Зенит (Санкт-Петербург)

Спартак (Москва)

ВКонтакте

1 200 287

1 248 220

Одноклассники

114 960

34 250

YouTube

591 389

353 271

TikTok

6 103 287

2 700 098

Instagram*

808 191

624 333

Telegram

66 253

125 357

X (бывший Twitter)

716 925

600 321

Facebook*

958 046

709 309

Итого

10 559 338

6 395 159

Наконец, отметим еще один важный фактор. «Спартак» вынужден делить ключевую домашнюю болельщицкую аудиторию с другими московскими топ-клубами: ЦСКА, «Локомотивом» и «Динамо». «Зенит» же давно живет по принципу «один город — одна команда», и подавляющее большинство футбольных болельщиков из шестимиллионного Санкт-Петербурга и двухмиллионной Ленинградской области носят сине-бело-голубые цвета.

*Instagram и Facebook — официально запрещенные в России соцсети. Они принадлежат корпорации Meta Platforms, Inc, признанной в России экстремистской организацией.

Выбирайте одежду, обувь и аксессуары для занятий спортом в нашем каталоге. И, конечно, заходите в офлайн-магазины Спортмастер и Спортмастер PRO, где вас всегда проконсультируют наши эксперты.

Футбольные мячи 5 размера
2 799 ₽
Puma | Мяч футбольный Puma Orbita 6 MS
2
Купить
2 799 ₽
Новая коллекция
Puma | Мяч футбольный Puma Orbita 6 MS
2
Купить
6 790 ₽
Adidas | Мяч футбольный Adidas OLYMPICS24 LGE
2
Купить
2 939 ₽
4 199 ₽
-30%
Adidas | Мяч футбольный adidas OLYMPICS24 TRN
3
Купить
7 390 ₽
Adidas | Мяч футбольный ADIDAS UCL League Box
1
Купить
4 799 ₽
Puma | Мяч футбольный Puma Orbita 4
1
Купить
24 150 ₽
Adidas | Мяч футбольный ADIDAS UCL PRO
1
Купить
21 890 ₽
Нет в наличии
Adidas | Мяч футбольный ADIDAS Euro24 Fussballliebe PRO
1
Купить
6 999 ₽
Demix | Мяч футбольный Demix Thermo
35
Купить
6 999 ₽
Demix | Мяч футбольный Demix DF900
35
Купить
4 499 ₽
Demix | Мяч футбольный Demix Thermo FIFA Quality Pro
31
Купить
4 999 ₽
Puma | Мяч футбольный PUMA Orbita 3 TB
13
Купить