37-летний полузащитник «Интер Майами» Серхио Бускетс объявил о завершении карьеры — экс-игрок «Барселоны» закончит с футболом, когда команда доиграет сезон в МЛС. Последний матч «Майами» в регулярном чемпионате пройдет 12 октября на стадионе «Чейз» против «Атланты Юнайтед». Команда уже обеспечила себе место в плей-офф, который стартует в конце октября и завершится финалом Кубка МЛС 6 декабря.

Прощание с футболом

Бускетс, один из самых титулованных полузащитников в истории, обратился к фанатам в соцсетях: «Спасибо всем и спасибо футболу за все. Вы навсегда останетесь частью этой прекрасной истории. Эти месяцы станут для меня последними на поле. Я ухожу очень счастливым, гордым и, прежде всего, благодарным».

Серхио Бускетс, воспитанник знаменитой академии «Ла Масия», дебютировал за первую команду «Барселоны» в 2008 году. За 15 лет на «Камп Ноу» он провел 722 матча, завоевал 32 трофея и навсегда вошел в историю клуба как один из его лучших игроков. Бускетс был и опорой сборной Испании. Бывший капитан национальной команды завершил международную карьеру в 2022 году, сыграв 143 матча (это третий показатель в истории страны) и выиграв два главных турнира, — чемпионат мира 2010 года и Евро-2012.

«Пришло время попрощаться с карьерой профессионального футболиста, — написал Бускетс. — Почти 20 лет я наслаждался невероятной историей, о которой всегда мечтал. Футбол подарил мне уникальные впечатления — в замечательных командах, с лучшими партнерами. Спасибо «Барселоне», клубу всей моей жизни. Там я исполнил мечту носить любимую футболку на «Камп Ноу» и побеждать в матчах и турнирах, которые останутся в моей памяти навсегда. Спасибо сборной Испании. Для меня было честью представлять страну столько раз и радоваться достижениям, которые всегда будут жить в моем сердце».

Бускетс присоединился к «Интер Майами» летом 2023 года, где вновь оказался в одной команде с бывшими партнерами по «Барселоне», — Лионелем Месси, Жорди Альбой, Луисом Суаресом и Хавьером Маскерано. За клуб из МЛС он провел более 100 матчей и выиграл два трофея.

«Спасибо «Интер Майами» за то, что позволили мне стать частью нового и растущего клуба, где я получил новый опыт и внес свой вклад, — продолжил Бускетс. — Спасибо всем моим коллегам и персоналу, каждому, с кем я разделил столько прекрасных и незабываемых моментов. Самое ценное, что я уношу с собой, — это вы. Спасибо болельщикам по всему миру за вашу любовь и уважение. Надеюсь, я смог хоть немного отплатить за то, что вы значите для меня. И, конечно, спасибо моей семье, которая всегда поддерживала меня, с самого детства. Моей жене и детям, которые были и остаются опорой всей моей жизни, спасибо за то, что всегда были рядом и в хорошие, и в трудные времена. Я вас очень люблю».

Величие Бускетса

Он играл с чуть сутулыми плечами, будто скрывал какую-то тайну. И, в каком-то смысле, так и было. Бускетс управлял игрой двух величайших команд в истории — «Барселоны» и сборной Испании. Он выиграл абсолютно все к 23 годам. Но при этом Серхио оставался недооцененным и как будто находился на периферии общего внимания.

Когда Бускетс в 2008 году попал в первую команду «Барселоны», его имя было известно лишь Пепу Гвардиоле, тренировавшему его в «Барселоне Б». Основным опорным полузащитником тогда был невероятно одаренный Яя Туре, который сметал все на своем пути, но Гвардиола увидел в худощавом парне из «Ла Масии» будущее.

Гений Бускетса существовал в особом пространстве. Он состоял не в созидании, а в том, что благодаря ему не происходило. Он оказывался в нужной точке, и давление соперников испарялось. Используя корпус, Серхио открывал для партнеров пространство — и никогда не допускал лишнего касания. Он оглядывался через плечо — и всегда заранее понимал, где подстерегает опасность. Знал, куда пойдет мяч, — и не нуждался в дриблинге. Его передачи были простыми и точными, он не терял мяч, не ставил партнера под давление. Предугадывал потери мяча — и ему не приходилось отчаянно преследовать контратаки или делать эффектные подкаты. Перекрывал линии паса — и опасность даже не возникала.

Для ювелира идеал — это отсутствие изъянов. Таким был Бускетс. Иногда он был настолько хорош, что становился почти незаметным.

«Работу на этой позиции редко замечают, хотя она требует навыка предвидеть происходящее и интеллекта, — объяснял он. — Весь матч я провожу в расчетах. Думаю, сколько игроков справа, сколько в центре, кто поддержит атаку из полузащиты, если форвард уйдет на фланг. Ключ к этой роли — логика. Нужно правильно оценивать ситуацию».

Есть знаменитая фраза, приписываемая Висенте дель Боске: «Когда смотришь игру, не видишь Бускетса; но когда смотришь на Бускетса, видишь всю игру». На самом деле ее сказала жена одного блогера, а не бывший тренер сборной Испании. В случае с Серхио очень показательно, что Бускетса вспоминают словами анонимного автора, в то время как слава достается другим.

Его тренеры не просто восхищались Серхио — они хотели быть им. «Если бы я был игроком, то хотел бы быть похожим на Бускетса», — говорил настоящий Дель Боске. Гвардиола соглашался: «Я хотел бы переродиться в него. Он — лучший игрок в мире».

Доводя простые вещи до совершенства, Бускетс изменил саму суть игры своей команды. У «Барселоны» уже были два изящных полузащитника — Хави и Андрес Иньеста. Но именно с появлением Бускетса в основании треугольника механизм тики-таки начал работать на полную мощь.

Мяч разыгрывался из глубины так, как и мечтал Гвардиола: короткие, острые передачи с невероятной скоростью разбивали прессинг соперников. Игра оказывалась на половине поля оппонента и оставалась там в сетке каталонского контрпрессинга: «сине-гранатовые» стремились вернуть мяч в момент его потери.

Чтобы поддерживать такой темп перемещения мяча на ограниченных пространствах, базовые скиллы Бускетса должны были быть безупречны. И Серхио справлялся. Это и был его плащ-невидимка: без ярких финтов управлять всей игрой. Но постоянное давление со всех сторон дало ему возможность отточить несколько фирменных трюков.

Один из них — когда он продвигал мяч в сторону соперника, будто тореадор — свой плащ, а затем в последний момент откатывал его подошвой назад и спокойно отдавал пас, пока оппонент пролетал мимо. Другой — разворот пяткой: получая мяч в опорную ногу, он пропускал его за пятку, уходя от подката. Его холодное спокойствие перед более крупными и быстрым игрокам, сновавшими вокруг, было ключом ко всему стилю игры команды. Крутые парни, как известно, не смотрят на взрывы.

Самым известным элементом игры Бускетса были скрытые передачи: он открывал корпус, заставляя оборону смещаться в одну сторону, а затем отправлял неожиданный пас в разрыв между линиями оппонента. Это был любимый прием и его первого тренера. «Я должен был увести линию из пяти игроков в сторону — расшатать, запутать, заставить думать, что снова отдам мяч в ширину, — объяснял Гвардиола. — А потом — бум! — разрезать их вертикальной передачей на нападающего».

У Бускетса и Гвардиолы было много общего и в манере обороняться: оба были слишком медлительны для больших пространств, но непробиваемы на маленьких. Вся суть игры «Барсы» в короткий пас заключалась в том, чтобы при потере мяча оставаться рядом и сразу включаться в прессинг. Чаще всего эта обязанность ложилась на опорника. Бускетсу не нужно было ни догонять соперника, ни бороться корпус в корпус. Он просто читал игру быстрее остальных и в нужный момент ставил ногу.

Со временем изысканный механизм «Барселоны» начал распадаться. Хави и Иньеста ушли. Баланс сместился в сторону атаки, команда стала играть быстрее. Когда Хави вернулся уже тренером, его современная версия позиционной игры сделала команду более растянутой и прямолинейной. Игра ускорялась, а Бускетс замедлялся.

В конце концов он потерял свою невидимость. Последние годы в «Барселоне» Бускетса начали отмечать не за то, что он делал правильно, а за то, чего он уже не мог. Те болельщики, которые видели только эту версию Бускетса, могли запомнить его ограниченным игроком.

Но до самого последнего матча за его 15 лет в клубе один тренер за другим убеждались: заменить его невозможно. И дело было не в том, что клуб не пытался. Капитан сборной Аргентины Хавьер Маскерано признал, что вытеснить Бускетса из центра поля «почти невозможно», и поэтому сам опустился в оборону. Френки де Йонг, купленный как преемник Серхио, несколько лет провел в поисках себя, так и не сумев заиграть так, как это делал Бускетс. Но так не мог никто. Команда просто становилась другой без него.

Идеальный опорник становится заметным только тогда, когда его нет. Футбольный мир будет скучать по тому, что видел от Бускетсa в «Барселоне». Но еще больше — по тому, чего не было видно.

Индивидуальные тренировки по футболу доступны каждому, кто обладает подходящим инвентарем и экипировкой. Все это можно найти в онлайн-каталоге Спортмастера.