Шлем «Формулы-1»
Эволюция от хлопковых шапочек до прочных продвинутых моделей
Шлем «Формулы-1» — это приспособление для защиты головы пилота и проявление индивидуальности каждого спортсмена. Современные шлемы обеспечивают безопасность и комфорт на высоких скоростях. Их разрабатывают и тестируют с учетом строгих стандартов. Рассказываем, как они совершенствовались и какие технологии используются сейчас.
История шлема «Формулы-1»
Начальные прототипы шлемов напоминали хлопковые шапочки.
Английская компания Everoak первой запустила производство специальных гоночных шлемов. В 1952 году шлемы начали использовать в «Формуле-1». В 1954 году компания Bell создала варианты с твердым каркасом, которые улучшили безопасность спортсменов.
Важным моментом стало внедрение стандартов безопасности от FIA (Международная автомобильная федерация) и использование материалов, которые снизили вес шлемов и увеличили их прочность.
С каждым десятилетием технологии совершенствовались. Нынешние модели шлемов действительно способны защищать пилотов от повреждений в аварийных ситуациях.
Конструкция шлема и материалы
Современный шлем «Формулы-1» состоит из нескольких слоев и элементов.
Внешняя оболочка
Скорлупа — самая важная часть шлема, которая защищает голову от ударов и проникающих повреждений. Изготовлена из углеродного волокна или карбона, которые обладают высокой прочностью и легкостью.
Поглощающий слой
Находится под внешней оболочкой. Выполнен из полистирола или пенополиуретана. Поглощает энергию удара и защищает от травм головы и сотрясения мозга.
Внутренняя подкладка
Обеспечивает комфорт пилота и хорошую посадку шлема. Сделана из огнестойких материалов (таких как Nomex). Спасает гонщика в случае возгорания.
Визор (прозрачное забрало)
Защищает глаза пилота от ветра, пыли и яркого света. Может быть снабжен антибликовыми и антизапотевающими вставками для улучшения видимости в экстремальных условиях.
Также шлемы «Формулы-1» оснащены системами вентиляции, которые обеспечивают приток свежего воздуха, что важно в жарких условиях на гоночной трассе. Некоторые модели шлемов имеют встроенные системы связи для поддержания контакта с командой.
Тестирование на безопасность
FIA предъявляет жесткие требования к сертификации шлемов, и только после прохождения всех тестов их допускают к использованию на гоночных этапах «Формулы-1». Перечислим основные испытания.
Тесты на прочность
Шлемы сбрасывают с высоты на жесткие поверхности и подвергают ударам различных объектов, чтобы проверить их способность поглощать и распределять энергию.
Аэродинамические испытания
Шлемы помещают в аэродинамические трубы. Эти тесты важны для уменьшения сопротивления воздуха на скорости и повышения стабильности гонщика на трассе.
Тесты на огнестойкость
Шлемы вносят в открытое пламя на несколько секунд для проверки способности защищать пилота от возгорания.
Тесты на проникновение
Шлемы подвергают воздействию острых объектов, чтобы не допустить их проникновение внутрь при авариях. С 2019 года ввели обязательное использование шлемов стандарта FIA 8860-2018, которые обеспечивают повышенный уровень защиты.
Индивидуальность и дизайн
С помощью дизайна шлемов гонщики выражают свою индивидуальность. Многие используют символику своих стран или личные эмблемы. Одни предпочитают яркие расцветки, другие — минимализм и спокойные тона.
Каждый пилот меняет несколько шлемов за сезон. Повторное использование не запрещается, но при повреждении целесообразнее заменить шлем, а не наносить дополнительные слои краски и утяжелять его. Некоторые спортсмены могут менять дизайн в зависимости от трассы или важности гонки.
Технологии в области производства шлемов продолжают развиваться, и в ближайшем будущем мы увидим новые улучшенные модели шлемов «Формулы-1».
В онлайн-каталоге Спортмастер вы найдете кроссовки в коллаборации брендов Puma и Ferrari.
Обложка: Harry Pot/Anefo/Wikimedia Commons