Шпицберген: как поехать на край света и увидеть Полярную ночь
И какие документы для этого понадобятся
Шпицберген — это архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане между Северным полюсом и Скандинавией. Официально принадлежит Норвегии, где его называют Свальбард.
Туристы едут на Шпицберген, чтобы увидеть белого медведя, северное сияние и советский поселок-призрак Пирамида. Еще тут есть снегоходные сафари, езда на собачьих упряжках, дикая природа, круизы на кораблях, пешие и лыжные туры.
Климат и погода
На Шпицбергене субарктический климат, но не так и холодно для Севера. Благодаря Гольфстриму (теплое морское течение в Атлантическом океане) температура на западе Шпицбергена примерно на 20 °C выше, чем в остальных точках на той же широте. Удивительно, но зимой тут значительно теплее чем в целом ряде совсем не северных российских регионов.
Средняя температура июля колеблется от +4 до +6 °C, января — от −12 до −16 °C.
В конце февраля появляется солнце и начинается зимний сезон. Он длится до середины мая. В это время морозно, но солнечно. Температура опускается до −25 °C, а если дует ветер, то и еще ниже.
Календарное лето тут длится с июня по август. Солнце на небе появляется нечасто, хотя это полярный день: то туманы, то облака. Но в целом при умении подобрать хорошую одежду находиться там вполне комфортно.
Что посмотреть
В первую очередь, Шпицберген — территория дикой природы. Здесь можно увидеть белых медведей, северных оленей, песцов, тюленей, моржей, китов и понаблюдать за птичьими базарами. Это архипелаг, затерянный в суровых водах Арктики, земля бескрайних ледников, величественных фьордов и удивительной полярной фауны. Этот уголок мира, формально принадлежащий Норвегии, обладает особым статусом, дающим россиянам уникальные возможности для посещения.

Архипелаг состоит из трех крупных и нескольких более мелких островов. И семи населенных пунктов:
Лонгйир,
Баренцбург,
Свеагрува,
Ню-Олесунн,
Хорнсунн,
Медвежий,
Хопен.
Лонгйир — самый крупный городок на Шпицбергене и его административный центр. В нем проживает порядка 2000-2400 человек. Как пишут знатоки, каждый год состав жителей меняется на четверть. В среднем в Лонгйире живут 4-7 лет, а потом уезжают обратно на материк. Кто-то приезжает заработать, другим интересен опыт работы на архипелаге.
Именно из Лонгйира проще всего добираться до отдаленных достопримечательностей: зимой — на снегоходах, летом – на лодках и кораблях.
Интересно, что в городе действуют такие законы как запрет на кошек, ограничение количества алкоголя, которое человек может покупать ежемесячно, и требование для всех при выходе за пределы города носить винтовку для защиты от белых медведей. Их тут большое количество. На 3 000 человек на архипелаге приходится около тысячи особей.
Баренцбург — второй по величине населенный пункт на архипелаге. И он является российской территорией! Дело в том, что из-за особого правового статуса архипелага фактически строить города и добывать местные ресурсы на Шпицбергене могут и другие страны. Однако себестоимость угледобычи там — очень высокая. Сегодня таким правом пользуется лишь Россия, причем, на особых правах. В частности, с 1932 года здесь добывают уголь.

Советских поселков на острове было три: Баренцбург, Пирамида и Грумант. Однако с распадом СССР и сопутствующим экономическим кризисом два последних оказались заброшены. Функционирует лишь Баренцбург.
Он расположен на острове Западный Шпицберген, и здесь проживает менее 500 человек. Кстати, тут есть один из крупных собачьих питомников, где представлено восемь северных пород: Сибирский и Аляскинский хаски, самоед, маламут, лайка, Таймырская и Чукотская ездовые, Гренландская собака.
Здесь можно прокатиться на упряжках летом и зимой, пойти на треккинг по тундре с собакой и отправиться в необычную экспедицию «Арктическая Школа каюра».
В Свеагрува проживает от 200 до 300 рабочих. Здесь также добывают уголь.
Ню-Олесунн — еще меньше. Здесь чуть более 100 человек. Ню-Олесунн является самым северным в мире постоянным общественным поселением. Здесь есть памятник Руаля Амундсена и даже отель «Северный полюс».
В остальных населенных пунктах Шпицбергена проживает по 10 и менее человек.
Еще один интересный поселок на острове, который хотят посмотреть туристы — это Пирамида. Свое название поселок Пирамида получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер.

За 60 лет существования некогда могучего треста «Арктикуголь» Пирамида, самая северная шахта в мире, дала стране почти восемь миллионов тонн угля. В 1998 году шахтерский поселок законсервировали. Благодаря местному климату и тому, что поблизости практически нет людей, многие здания остались в своем первозданном виде и сохранили атмосферу прежних лет. С 2007 года в нем вновь постоянно живут и работают 7-10 человек зимой и до 50 человек летом.
Когда лучше ехать
Если хочется пожить в полной темноте, увидеть настоящее северное сияние — лучше ехать с декабря по февраль, когда Шпицберген накрывает полярная ночь. В это время солнце находится за горизонтом, а на поселки находит туман. Британский полярник и путешественник Эрнест Генри Шеклтон так описал эту картину в 1909 году в своей книге «В сердце Антарктики».
«Я поставил себе целью обеспечить широкое разнообразие в пище, заготовленной на время полярной ночи. Долгие месяцы темноты действуют угнетающе на всякого человека, непривычного к таким условиям, и поэтому надо стремиться нарушить это однообразие всеми возможными средствами. Разнообразие в еде, сверх того, полезно для здоровья, а это особенно важно в период, когда люди вынуждены вести малоподвижный образ жизни и когда порой из-за плохой погоды они буквально по целым дням сидят взаперти.»
Но сегодня современная жизнь Шпицбергена налажена, и для туристов тут есть все, что нужно: заправки, бары, церковь, школы и детские сады, магазины (оплата картами в норвежских кронах), музеи, а вокруг — много красивых мест. Взаперти сидеть точно не придется!

За зимней арктической природой лучше ехать с конца февраля по начало мая. Посмотреть на снежные пейзажи удастся во время прогулок на снегоходах, а кое-где уже можно будет пройти на лодке. Чтобы увидеть Арктику летом, лучше выбрать период с конца мая по конец августа. В это время можно будет доплыть до заброшенных поселений и красивых ледников или отправиться в пеший поход по острову.
Если хотите посетить Шпицберген, из России придется добираться до Норвегии. То есть фактически приехать без загранпаспорта и шенгенской визы (или ВНЖ) в Баренцбург не получится.
Как попасть в Баренцбург из России
В 2024 году гражданам РФ попасть в Норвегию напрямую, чтобы затем отправиться на Шпицберген, практически невозможно. Исключение составляют лишь особые случаи, например, наличие вида на жительство в Норвегии, воссоединение семьи или другие веские гуманитарные причины. Единственный вариант для россиян — это въезд в Норвегию через другие страны Шенгенского соглашения.
Вот что для этого нужно.
Получить шенгенскую визу. Важно, чтобы виза была многократной и позволяла находиться на территории Шенгена достаточное количество дней для перелетов и пересадок.
Выбрать страну Шенгена для въезда. Это может быть любое государство, выдающее туристические визы россиянам и имеющее относительно удобное авиасообщение.
Составить маршрут с учетом транзита. Например, можно долететь до Хельсинки, а оттуда — до Лонгйира (столицы Шпицбергена) с пересадкой в Осло.
При планировании путешествия важно уточнять актуальные правила въезда и транзита в выбранных странах, так как ситуация может меняться. Туроператоры знают все эти нюансы и помогут доехать до места. Туристическая инфраструктура на архипелаге есть, скорее всего, даже при плохом знании гостем английского с ним смогут разговаривать и на русском.
Туристы летают на Шпицберген за природой, северным сиянием и новыми ощущениями. Природа там очень красивая и необыкновенная, будто ты попал в царство льда — снежные горы и ледники, фьорды, белые снежные пустыни. Говорят, кто хоть раз побывал в Арктике, то его сердце навсегда будет принадлежать только ей.
Подобрать необходимую для посещения Севера теплую и технологичную одежду можно в нашем онлайн-каталоге.
Фото: Wikimedia Commons: Siri Uldal, Bjoertvedt, Guillaume Baviere, Andrew Shiva