Советы начинающему фрирайдеру
Как начать кататься вне трасс безопасно и с удовольствием
Бескрайние поля, проезды среди заснеженных елок, амплитудные прыжки со скал и наддувов — с таких кадров обычно начинаются фильмы о фрирайде. Но кататься на неподготовленных склонах не так просто, как кажется со стороны. Расспросили инструктора по горным лыжам, ведущего курса «Основы внетрассового катания» школы Riders School Сергея Ревина, как стать фрирайдером и с чего начать.
Что такое фрирайд
Так называется катание на лыжах и сноубордах за пределами трасс горнолыжного курорта. Причем в любых условиях: не только по пышной целине, но и по раскатанному снегу, буграм, фирну, мокрой каше и прочим кондициям. В зоне доступа от канатки вожделенный паудер раскатывают быстро. Поэтому все более популярны скитур, бэккантри и заброска на гору на вертолете, ратраке или снегоходе.
Безопасность
Выезжая за вешки, вы берете на себя ответственность за жизнь и здоровье — свои и других людей на склоне. Полностью избежать всех рисков невозможно, но важно знать о них, уметь прогнозировать, должным образом готовиться и без стеснения отказываться от спусков, которые вам не по силам. Когда вы новичок или приехали в новое место, будет разумно довериться профессиональному гиду, а не малоопытным или случайным соратникам. В любом случае заранее изучите карту местности, узнайте контакты спасательных служб, а на горе берегите заряд телефона (а лучше помимо смартфона возите кнопочный).
Лавины
Иногда снег сходит сам по себе, но чаще триггером становится человек. Он может оказаться в лавине или уцелеть, но спустить ее на тех, кто ниже — последствия бывают трагичными. Регулярно посещайте лавинные курсы, учитесь искать пострадавшего на тренировочной практике, изучайте прогноз погоды и лавинный бюллетень, консультируйтесь со спасателями.
Первый опыт фрирайда обычно случается в пределах курорта. Нельзя кататься непосредственно над трассами, чтобы не завалить снегом людей и не упасть с высоты на твердую поверхность. Никогда не катайтесь в одиночку, чтобы было кому прийти на помощь.
Деревья и другие препятствия
Катание в лесу и на участках, где много скал, считается сложным и требует развитых навыков спуска в любых условиях. Для первого такого опыта выбирайте рощу без подлеска с большим расстоянием между стволами. Но на них смотреть не нужно — фокусируйтесь на пространстве между ними и рассчитывайте свою траекторию хотя бы на пару поворотов вперед. Не катайтесь над лавинными заграждениями и прочими конструкциями. Если снежный покров недостаточный, есть риск зацепить припорошенный камень, поваленное дерево или пень.
Снежные колодцы и трещины
При ветровом переносе снега иногда образуются снежные колодцы — углубления, наполненные рыхлым снегом, из которых трудно или невозможно выбраться самостоятельно. Они чаще встречаются у стволов деревьев, но бывают и с подветренной стороны скал. Не подъезжайте слишком близко к таким потенциально опасным местам, когда много свежего снега. Кстати, в нем можно утонуть и безо всяких колодцев — достаточно просто упасть головой вниз.
В снегу (чаще на перегибах) и на ледниках могут быть трещины. В таких местах нужно кататься с гидом — возможно, опасный участок придется преодолеть в связке.

Прочие опасности
Неожиданные обрывы, ручьи, превращающиеся в водопады, непроходимые ущелья, лед, крутяки, на которых падать нельзя — не остановишься, и пологие ловушки — все это может подстерегать райдера на горе. Без знания маршрута и понимания, каким будет спуск при текущих снежных и погодных условиях, решаться на приключения не стоит, даже если вниз идут следы чужих лыж или прямо сейчас спускается другая группа. Возможно, эти люди в разы лучше подготовлены, чем вы (например, имеют альпснаряжение), или уехали туда по ошибке.
Снаряжение для фрирайда
Уехав за вешки в экипировке для трассы, удовольствия вы, скорее всего, не получите. Есть нюансы при выборе спортинвентаря, одежды и аксессуаров.
Широкие лыжи или сноуборд
Ищите оборудование с маркировкой «стиль катания — фрирайд». Такие горные лыжи и доски шире трассовых собратьев и хорошо всплывают в глубоком снегу. У многих сноубордистов в почете марка Jones.

Лавинное оборудование
Датчик лучше включать, когда надеваете его на себя, чтобы точно не забыть это сделать перед спуском. В рюкзаке ему не место: может унести лавиной — тогда искать будут его, а не вас.
Щуп — второе средство для поиска пострадавшего под снегом, его оптимальная длина — три метра.
Лавинная лопата предпочтительна металлическая. Дополнительные меры, повышающие шанс выжить, — рюкзак со встроенной надувной подушкой (эйр-бэг) и авалунг (трубка, отводящая выдыхаемый воздух от лица). Лавинное оборудование есть в специализированных прокатах.
Защита
Шлем обязателен. Остальная защита — наколенники (актуальны для сноубордистов), защита бедер, копчика, спины и плеч — на усмотрение райдера. Маска должна быть с хорошим UV-фильтром, но учтите, что оптика с напылением больше подвержена царапинам от веток — когда едете кататься по кустам, наденьте маску подешевле.
Одежда и аксессуары
Поначалу придется много валяться в снегу, особенно сноубордистам. Это удобнее делать в комбинезоне, полукомбинезоне или в куртке с кулиской-«юбкой», если она пристегивается к штанам. Некоторые сноубордисты предпочитают куртки со специальными манжетами, которые надеваются на большой палец, или варежки с высокими раструбами — так снег не попадает в рукав.
Одежда должна быть яркой и не стеснять движений — при примерке подвигайтесь (надев всю защиту, в которой катаетесь): присядьте на корточки, поднимите руки. Не скупитесь на качественную мембрану — берите модели с высокими показателями водонепроницаемости (от 15 000 мм) и паропроницаемости (от 15 000 г/м²/24 ч). В холодном климате пригодится балаклава, закрывающая часть лица.
Подготовка к фрирайду
Секрет техники катания вне трасс — уметь ехать одинаково хорошо в любых снежных условиях. Для этого потребуется не только физическая сила и выносливость, но отличное владение базовыми навыками.
«Добейтесь четкого контроля движений на трассе, прежде чем выдвигаться за ее пределы. Совершенствуйте повороты малого радиуса. Рекомендую освоить базовый могул — после техничного катания по буграм отпадает половина вопросов о том, как ездить вне трасс».
Главные ошибки начинающих фрирайдеров-лыжников — держать ноги широко, избыточно отклоняться назад. Важнейший навык — сохранять во время катания правильное базовое положение тела.
Чему нужно научиться:
удерживать внимание на стойке;
осознанно работать с внешними силами, которые воздействуют на райдера (гравитация, центробежная и т. д.);
«читать» рельеф (анализировать особенности ландшафта, чтобы выбрать оптимальный маршрут для спуска);
просчитывать траекторию.
Начинайте практиковаться на участках вдоль трасс, откуда просто вернуться обратно. В разы эффективнее, безопаснее и быстрее учиться не по советам друзей, а с инструктором.
Лучше всего работают многодневные учебные фрирайд-кэмпы. Вы катаетесь в таких условиях, какие есть, постигаете теорию, в том числе основы лавинной безопасности, анализируете свое катание на видеоразборах — это дает стремительный прогресс.
На многих курортах выезд за пределы трасс и в закрытые для катания зоны считается нарушением правил — за это могут заблокировать ски-пасс, а в некоторых странах даже оштрафовать.
Горы не прощают ошибок и легкомыслия — для катания вне трасс нужны соответствующие знания, навыки и снаряжение.
