Стивен Джеррард: легенда «Ливерпуля» и лучший универсал Премьер-лиги
Вспоминаем одного из величайших полузащитников в истории игры
Стало практически невозможно рассуждать о наследии и футбольных навыках легенды «Ливерпуля» Стивена Джеррарда без упоминания другого выдающегося английского игрока, большую часть карьеры выступавшего под восьмым номером. Спор об оптимальном применении этой пары полузащитников в составе сборной Англии со временем превратился в дискуссию о том, кто из них был лучше и кто заслуживал того, чтобы вокруг него строилась вся команда.
Уникальность Джеррарда
Самой культовой «восьмеркой» в истории Англии был Пол Гаскойн, и после его ухода из национальной команды сборная долго пыталась найти ему эквивалент. Вокруг этой конкретной позиции восьмого номера — атакующего полузащитника, который продвигается вперед и угрожает воротам, — была жаркая дискуссия, особенно в 00-х. В 2005 году «Золотой мяч» выиграл Роналдиньо, а на втором и третьем местах оказались Фрэнк Лэмпард и Стивен Джеррард. Англия могла похвастаться двумя лучшими европейскими игроками и двумя лучшими центральными полузащитниками в мире.
Но как универсальный футболист Джеррард, пожалуй, выходит за рамки любых сравнений — не только с Лэмпардом, но и с каждым игроком Премьер-лиги в истории. Стивен был очень хорош во всем. Он вырезал сумасшедшие по точности пасы на дальние дистанции. Он регулярно забивал, трижды наколотив более 20 голов во всех соревнованиях за сезон в период своего прайма. Он самоотверженно летел в подкаты. Он источал энергию. Он умел навешивать с флангов. Он умел подавать со стандартов. Он умел играть головой.
Трудно найти другого игрока Премьер-лиги, который настолько хорошо умел бы делать все понемногу. Рой Кин и Патрик Виейра забивали не так часто. Пол Скоулз не умел так же качественно отбирать мяч. Яя Туре не обладал такой выносливостью. Лэмпард был специалистом в трех областях: работоспособность, своевременные рывки в штрафную и завершение. Но Джеррард делал больше.
Развитие и новые роли
В годы своего становления в «Ливерпуле» он был жестким центральным полузащитником, нацеленным на отборы. Со временем Стивен эволюционировал в игрока формата «box-to-box» — покрывал пространство от штрафной до штрафной, отрабатывал на своей половине, регулярно подключался к атакам и угрожал чужим воротам, связывал игру команды.
В первые пару сезонов под руководством Рафаэля Бенитеса Джеррард часто играл справа, а затем переместился повыше в центральную зону и стал, по сути, вторым нападающим в схеме 4-2-3-1. В сборной Англии Фабио Капелло выжимал из него максимум слева, при Брендане Роджерсе Стивен опустился на позицию глубинного плеймейкера.
В самый знаменитый вечер в своей карьере, в финале Лиги чемпионов против «Милана» в 2005 году, когда «Ливерпуль» отыгрался со счета 0:3 и в итоге взял трофей, Джеррард сменил три позиции за матч. Он начал встречу как центральный полузащитник, перешел на место «десятки», чтобы лучше управлять игрой, а затем, уже в дополнительное время, был переведен на место правого защитника, где сдержал атакующую угрозу вышедшего на замену Сержиньо.

Мог ли Стивен играть где угодно? Роджерс считал, что да — он обсуждал с футболистом перевод на позицию правого центрального защитника. Но это не значит, что у Джеррарда не было слабостей. Он был эмоциональным спортсменом, индивидуалистом, нестандартным игроком, который скорее любил импровизировать, чем строго следовать тактическому плану команды.
Пожалуй, наиболее емко (и иносказательно) это выразил Арриго Сакки, легендарный бывший тренер «Милана». Он говорил, что Джеррард был «великим футболистом, но, возможно, не великим игроком» — цитата немного лишилась смысла при переводе, но вы поняли, что он имел в виду. «Сила, страсть, техника, атлетизм — все это очень важно, — объяснил Сакки. — Но они — только средства достижения цели, а не самоцель. Они помогают вам достичь цели, которая заключается в том, чтобы поставить свой талант на службу команде — и таким образом сделать и себя, и команду лучше».
Важно, что речь идет именно об Арриго Сакки. Он был тренером-визионером, задолго до Гвардиолы и Клоппа делал акцент на прессинге и компактной игре, видел в команде идеальный механизм. Но это означало, что Сакки никогда по-настоящему не ценил талантливых выделяющихся футболистов. Он говорил нечто подобное и о Роберто Баджо, с которым неоднократно ссорился во время совместной работы в сборной Италии и (недолго в середине 1990-х) «Милане». Арриго отказывался использовать Баджо на его излюбленной позиции «десятки», потому что не хотел потакать суперзвезде.
И хотя Баджо не всегда эффективно прессинговал, не каждый раз находился в правильной позиции и иногда нуждался в дополнительном партнере сзади для подстраховки, он был способен сделать что-то экстраординарное — нечто такое, что ни одна система никогда не сможет воспроизвести. Именно поэтому Баджо остался любим во всей Италии, а Сакки, несмотря на все спортивные успехи, мягко говоря, разделил нацию. Еще один забавный факт: на позиции спортивного директора мадридского «Реала» в начале 2000-х годов Сакки неоднократно интересовался возможность подписания Джеррарда.
Стивен в то время играл под руководством Бенитеса, а Бенитес был, возможно, самым очевидным проводником идей Сакки в XXI веке, который ставил коллектив выше личности. На их первой встрече Бенитес сказал Джеррарду, что тот слишком много носится по полю. Он часто ставил его справа, потому что на этой позиции было менее проблематично, если Стивен отклонялся от тренерской установки. Бенитесу потребовалось слишком много времени, чтобы понять, что оптимальная позиция Джеррарда — это позиция «десятки».
Возможно, говоря словами Адама Лалланы из 2020 года, «не существует такого понятия, как люксовый десятый номер», которому позволено просто творить. В таком случае странно, что многие принимают изящных «дясяток» вроде Баджо или Рикельме, которым нужна была свобода на верхушке трио полузащитников и от которых не требовалось черновой работы (и да, у них бывали не лучшие дни, когда не все получалось, а команда страдала от недостатка трудовой этики, но в целом это, наверное, того стоило). Почему-то Джеррарду в том же отказывали.
Главная сила Джеррарда
Да, Джеррард играл менее красиво и брал скорее упорством, чем изяществом, но та же концепция в значительной степени применима к нему и в тактическом смысле. Он мог перевернуть ход игры одним волшебным действием, часто забивал сам, но умел так же эффективно обеспечить опасным моментом другого. Партнерства Стивена с Майклом Оуэном и Фернандо Торресом показали его мастерство тонкого паса.
Часто забывают, насколько волшебной была правая нога Джеррарда. В Премьер-лиге его скилл самонаводящегося мощного навеса с правого полуфланга сравним только с мастерством Дэвида Бекхэма и Кевина Де Брюйне. Гол Стивена в матче с «Мидлсборо» в сезоне-2004/05 — идеальный пример его пушечного удара. Он принял верховую передачу на фланге, подстроился под мяч и с потрясающей силой приложился по воротам. У удара была мощь, точность, подкрутка, идеальная траектория — все в одном.
Его привычка забивать важные голы в решающие моменты кубковых соревнований — «Олимпиакосу» на групповом этапе Лиги чемпионов в 2004 году, «Милану» в финале ЛЧ-2004/05, «Вест Хэму» в решающем матче Кубка Англии в 2006-м — обычно остается за скобками. Подборки его ярких действий в Премьер-лиге по хронометражу иногда приближаются к документальным фильмам — а некоторые из его дальних ударов не поддаются описанию.

В дискуссии о Джеррарде и его настойчивом стремлении к зрелищности часто забывают о том, что «Ливерпуль» отчаянно нуждался в этих качествах капитана. Успешным командам нужны сплоченность и структура, но еще им нужна индивидуальная магия, — Бенитес оказался неспособен привнести в «Ливерпуль» непредсказуемость, особенно в широких зонах.
За исключением Луиса Гарсии, который блистал в первые пару сезонов, Бенитес использовал вингеров, которые отлично справлялись с прямыми обязанностями, но не могли обеспечить тот уровень изобретательности, который давали чемпионским командам Робер Пирес, Джо Коул, Давид Силва или, наиболее очевидно, Криштиану Роналду. Если бы «Ливерпуль» был только командой Бенитеса, без драйва, который давал Джеррард, они бы не выиграли ни одного трофея, став роботами без эмоций.
Невозможно обсуждать место Джеррарда в топе лучших игроков в истории Премьер-лиги, не упомянув, что он — один из немногих в этом списке и точно самый великий из тех, кто так и не выиграл титул. Этот недостаток его невероятной карьеры в «Ливерпуле» усугубляется тем, как именно Стивену удалось упустить трофей в сезон, когда это, казалось, уже невозможно.
Последние игровые годы
Его нелепая ошибка против «Челси» в 36-м матче «Ливерпуля» в сезоне-2013/14 АПЛ — возможно, самый запоминающийся эпизод Премьер-лиги. Он не сравнится по накалу с победным голом Серхио Агуэро на 94-й минуте заключительной встречи кампании-2011/12, который принес «Манчестер Сити» первый чемпионский титул в XXI веке, но с точки зрения истории и значимости у того момента нет конкурентов.
«Красные» тогда уверенно шли к чемпионству под руководством Брендана Роджерса, Луис Суарез провел один из лучших индивидуальных сезонов в истории футбола, а их связка с Даниэлем Старриджем снилась защитникам лиги в кошмарах. За три матча до окончания турнира мерсисайдцам было достаточно сыграть вничью с неосновным составом «Челси», чтобы сохранить инициативу, но капитан «Ливерпуля» поскользнулся и подарил «синим» преимущество.
До конца встречи было еще много времени, но хозяева нервничали все больше и так и не смогли отыграться. Джеррард отчаянно пытался исправить ситуацию перед трибунами родного «Энфилда», но его попытки пробить практически из любой позиции были восприняты как пример склонности игрока слишком много брать на себя, с чем он согласился в отличной автобиографии, написанной после его выхода на пенсию.
Джеррард мог бы перейти в «Челси» за десять лет до того матча. Это неизбежно принесло бы ему титул чемпиона Премьер-лиги, вероятно, разрешило бы спор между Джеррардом и Лэмпардом в сборной Англии и сделало бы его более зрелым, утонченным игроком. Но, возможно, он стал бы слишком рафинированным, слишком роботизированным, слишком скованным футболистом, лишился бы неудержимости, эмоций, вспышек гениального мастерства — того, за что его обожают фанаты «Ливерпуля» и игры в целом.
Критика в адрес Джеррарда хотя бы отчасти справедлива: он действительно терял позицию и слишком часто пытался сыграть эффектно. И да, иногда ему казалось, что он может выиграть матч в одиночку, но часто он делал именно это. Джеррард был великим не вопреки своим недостаткам — он был великим благодаря им.
После ухода из «Ливерпуля» летом 2015 года Стивен присоединился к «Лос-Анджелес Гэлакси». Англичанин стал одним из самых звездных легионеров в истории MLS, проследовав за европейскими коллегами вроде Дэвида Бекхэма и Андреа Пирло. Хавбек провел в американской лиге два года без трофеев и объявил о завершении игровой карьеры.
Стив признавался, что смена обстановки далась ему непросто: он провел всю футбольную жизнь в команде из родного города и новый быт в Лос-Анджелесе, множество перелетов и другие особенности выступлений в Америке вызывали у него трудности. Сказывался и возраст, на момент перехода хавбеку было уже 35 лет.
Джеррард воплотил мечту тысяч мерсисайдских мальчишек и стал примером того, как локальный парень благодаря трудолюбию, вере в себя и несгибаемому характеру может добраться до вершин спорта. Стивен стал легендой «Ливерпуля» и всей Премьер-лиги — а несколько сезонов англичанин был среди лучших футболистов мира.
Стивен Джеррард почти всю карьеру провел в бутсах одной линейки — Predator от adidas. Все сумасшедшие голы англичанина в самых важных футбольных турнирах были забиты в этих бутсах, а теперь примерить такие можешь и ты. Переходи в каталог Спортмастера или заглядывай в Спортмастер PRO, чтобы подобрать пару по размеру. Там же ты найдешь все необходимое для занятия любимым спортом.
Фото: Ruaraidh Gillies, Christophe95/Wikimedia Commons