Темнота, зубной врач и чудовища под кроватью: как помочь ребенку справиться со страхами
Зачем нужны страхи, как с ними обходиться и в каком случае обратиться за помощью
Страхи бывают разные: возрастные, проходящие сами собой с взрослением, и патологические, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Поговорим о том, чего боятся дети в разном возрасте, как помочь им научиться обходиться с пугающими впечатлениями и в какой ситуации стоит обратиться за помощью к специалисту.
Откуда берутся страхи и что это такое
Страх — это защитная реакция на стресс, неопределенность, новые обстоятельства, в которых человек теряет контроль над происходящим и чувствует себя в опасности. Мы все ощущаем страх физически, все немного по-разному: кто-то чувствует учащенное сердцебиение и тонизацию мышц, порыв сопротивляться или бежать, кто-то — чувство оцепенения. Стоит помнить об этом, когда мы сталкиваемся с детскими страхами, зачастую кажущимися взрослым чем-то несерьезным, выдуманным: чудовища под кроватью, может быть, и выдуманные, а вот ощущения, которые испытывает ребенок, воображая их, — настоящие.
При этом не нужно рассматривать страх как нечто негативное, наоборот, страх — наш защитник. С его помощью психика сигнализирует: «Кажется, сейчас в жизни происходит что-то непонятное, стоит остановиться, получше изучить ситуацию, прислушаться к себе и своим возможностям, а, может быть, позвать на помощь кого-то более сильного».
Очень важно отнестись к детскому страху с уважением, не отмахиваться, а поддержать ребенка, поискать причину страха и помочь создать необходимые опоры, чтобы с ним справиться.
Возрастные страхи
Многие страхи возникают и проходят по мере развития ребенка. Они появляются в связи с тем, что ребенок взрослеет, осваивает мир вокруг, познает себя и свои возможности. С каждым новым витком развития ребенок оказывается на неизведанной территории, а страх помогает ему ступать осторожно, быть внимательным. Обычно взрослым достаточно отнестись к проблеме с уважением, замедлить темп, дать ребенку больше времени на адаптацию и страх уйдет сам собой.
Пример такой возрастной фобии — страх чужих, который появляется у малышей месяцев в 8-12. Младенец осваивает разные социальные отношения, особенно ярко выделяет ближайших взрослых и уже не идет на ручки к незнакомой тете с прежней легкостью. И это нормально!
Страх темноты
Страх темноты, знакомый всем, появляется, когда ребенок становится все более самостоятельным. Он отделяется от мамы и начинает отвергать помощь уверенным «я сам». Вместе с осознанием внутреннего «я» приходит и понимание сложности окружающего мира, его не полной безопасности. В темноте, когда исчезают привычные очертания реальности, она становится совсем уж не поддающейся контролю и откровенно пугающей. Пока опоры на собственное «я» и собственное тело еще недостаточно прочны, ребенок боится темноты.

Чем можно помочь? Укреплять внутренние опоры ребенка: помогать ему изучать себя и свои эмоции, давать ему возможность активно двигаться и развивать контроль над телом в подвижных играх. А еще добавлять опоры извне: ночник, приоткрытая дверь и взрослый, который всегда заглянет, если его позвать.
Иногда ребенок с большим удовольствием преодолевает страх темноты в игре. Например, можно пробежать из одной светлой комнаты в другую через темный коридор, при необходимости за руку с мамой. Так темнота оказывается не чем-то необъятным и неопределенным, а обретает понятные границы, становится конечной и предсказуемой.
Баба-яга, привидения и туалетный монстр
Новое поколение детей придумывает себе новых пугающий персонажей. Все чаще они приходят не из волшебных сказок, а с экранов телефонов и из компьютерных игр, но смысловое наполнение этих страхов остается прежним. Подрастающий человек уже неплохо изучил мир предметов и теперь активно познает границу между реальностью и вымыслом, воображением. Пока эта граница не совсем прочна, вымышленные персонажи заступают на территорию реальности, и ребенок боится чудовищ, которые живут у него под кроватью.
Ощутить границы между «опасным» и «безопасным» и научиться справляться с напряжением можно в играх, где от пугающего персонажа можно спрятаться в нерушимый домик, наладить с ним нужную дистанцию или вообще остановить, выкрикнув: «Стоп игра!». Не нужно играть именно в то самое чудище, что приходит ребенку в кошмарах, это может оказаться слишком уж страшным опытом. Подойдет и кто-то более безобидный, например, «кот», который ловит «мышь».

Хорошее понимание собственных телесных границ — тоже опора. Поэтому разнообразная телесная активность, приносящая ребенку удовольствие, будь то спортивные игры или танцы, поможет быстрее преодолеть этап смысловых страхов.
Если фобия не слишком захватывает, можно изучать ее с безопасного расстояния и изобретать способы воображаемой же победы над пугающим героем: нарисовать или сочинить историю, в которой ребенок сможет придумать себе защитника.
Зубной врач и чужой дядька
Не только дети, но и многие взрослые опасаются походов к зубному, злых учителей и незнакомых дяденек. Это герои совершенно реальных неприятных и пугающих ситуаций, которые могут произойти в жизни каждого человека. Такие страхи появляются у детей вместе с освоением социальной сферы, очередной зоны для развития.
Что может помочь наиболее безболезненно пройти через этот этап? Обретение контроля над этими новыми и непонятными ситуациями. Часто дети сами инициируют сюжетные игры, где появляются те самые пугающие герои. Игра — это безопасное пространство, здесь можно отважиться встретиться со страшным. Многие дети в игре примеряют на себя роль именно пугающего персонажа и, проигрывая разные социальные ситуации, обретают над ними контроль. Например, ребенок боится идти к стоматологу, зато в игре наряжается в белый халат и лечит зубы всем игрушкам. Это отличное начало! Такая игра может помочь ребенку справиться с тревогой и перенести уверенность в реальную жизнь.

Стоит подумать и о реальных способах обрести больше контроля над опасной реальностью. По возможности сделать пугающее контролируемым и предсказуемым. Например, сходить к врачу, чтобы познакомиться и просто посидеть в кресле зубного, не испытывая никакого дискомфорта. Перед сдачей крови — помазать место укола обезболивающим. Обсудить алгоритм действий при встрече с тем самым «чужим дядькой», например, не вступать в диалог и сразу же позвонить маме. Объяснить, что ситуация, в которой взрослый кричит и унижает ребенка, — ненормальна, даже если взрослый — учитель, и когда такое происходит, можно и нужно рассказать об этом родителям.
Страх смерти
Детские вопросы о смерти близких и своей собственной часто оказываются для взрослых неожиданными и сложными. Но ведь смерть — это важная часть реальности, которую ребенок изучает все более пристально, все более глубоко. Вопросы о смерти — закономерны, не стоит тревожиться и закрывать тему, лучше спокойно и просто рассказать о том, что все люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают. И мама с папой, и бабушка, и ты — все когда-то умрут, но это будет очень нескоро.
Важно, чтобы взрослому было самому комфортно говорить на эту тему. Если тема смерти — это триггер, стоит взять паузу, подготовиться к беседе, чтобы во время разговора чувствовать себя более спокойно. Ребенок может задавать уточняющие и по-детски непосредственные вопросы: «А можно я буду жить в твоей комнате, когда ты умрешь?». Спокойно, ребенок точно не желает вам смерти, он просто исследует эту интересную и пока абстрактную для него тему в меру своих возможностей.

Страх смерти становится выраженным и ярким, если на возрастной этап, когда отношения с близкими очень важны, а мир уже воспринимается как нечто сложное, не всегда подвластное человеку, накладывается дополнительный стресс. Изменения в семейной ситуации, привычной рутине, повышение нагрузки и другие яркие переживания могут спровоцировать такую реакцию. Ведь смерть — это очередная непонятная, непредсказуемая, неконтролируемая штука. Поэтому она так пугает.
Что делать? Посмотреть на ситуацию целостно: а что вообще происходит сейчас в жизни ребенка и родителей, как можно сделать жизнь стабильнее и безопаснее? Часто это проще сделать вместе со специалистом, психологом или психотерапевтом.
Если ребенок интересуется, задает вопросы или начал бояться смерти, можно знакомить его с этой темой с помощью книжек и мультфильмов. Этот способ позволяет регулировать дистанцию, темп: во время страшного момента в мультике всегда можно закрыть глаза, книжку можно отложить. Есть и книги, в которых смерть предстает в образе отдельного персонажа, с которым возможен не только диалог, но даже дружба. Такой взгляд на ситуацию тоже оказывается терапевтическим.
«Он просто манипулирует»
Бывает и так, что детский страх становится ответом на неудовлетворенную потребность ребенка: в близости взрослого, в чувстве контроля и безопасности, в ощущении себя увиденным, ценным. Но не стоит называть это манипуляцией.
Незакрытая потребность действительно провоцирует появление страхов. Дело в том, что у ребенка просто нет возможности осознать свой дефицит и сообщить родителям: «Мне необходимо больше качественного времени вместе!». Наша психика защищает нас доступными способами: если для того, чтобы мама была рядом, необходим страх, у человека появляется страх. Хорошая новость: когда потребность оказывается удовлетворенной, страхи уходят.
Патологические страхи
Страх защищающий — это прекрасно, он необходим человеку, чтобы жить и справляться со сложными ситуациями на своем пути. Но если страх становится навязчивым, продолжительным состоянием стресса, патологической фобией, он перестает помогать и действует разрушительно. Это повод заручиться поддержкой специалиста: психолога, игрового терапевта.
Когда стоит обратиться за помощью:
ребенок испытывает сильный страх продолжительно, не может справиться с тревожащими образами, замирает и не может выйти из ситуации или, наоборот, впадает в истерику;
появившийся страх сопровождается нарушением сна, питания, появлением тиков, энурезом/энкопрезом;
страх мешает выстраивать жизненную рутину.
Иногда чудовища под кроватью действительно есть
Узоры на занавесках с определенного ракурса действительно могут складываться в очертания монстров, платье на вешалке — казаться привидением, а тени у кровати — быть похожими на лапы чудовищ. Тогда, чтобы страхи ушли, не нужно отправляться к психологу, достаточно посмотреть на окружающие предметы глазами ребенка и сменить шторы, повесить платье в шкаф, поставить рядом с кроватью ночник.
Формула уважительного отношения к детским страхам и проблемам работает в любой ситуации. Будь то патологический страх, возрастной этап или просто неудачно подобранные занавески.
При написании статьи были использованы материалы семинара И.Ю. Захаровой «Игровая педагогика. Страхи и агрессия» и семинара института Генезис «Работа со страхом и агрессией: тело и движение, защита и сопротивление».
Больше статей о психологии — в нашем медиа. А все для активного образа жизни — в онлайн-каталоге.
Иллюстрации: Анна Харина