Автоспорт — один из самых опасных и одновременно самых требовательных видов. Для любого гонщика Формула-1 — вершина карьеры: в чемпионате мира выступает всего 20 лучших пилотов из десяти команд. Но дело не только в мастерстве: на всей планете ограниченное число людей готово к умопомрачительным нагрузкам во время гонок на болиде. 

Максимальные перегрузки

Перегрузка пассажира в самолете при взлете составляет 1.2–1.5 g. Пилоты Формулы-1 сталкиваются с куда более экстремальными показателями. Во время страшной аварии в Бахрейне французский автогонщик Ромен Грожан испытал перегрузку 53 g. Это значит, что при среднем весе пилота около 80 кг, вес тела во время перегрузки ощущался свыше четырех тонн — примерно столько весит взрослый слон. 

Абсолютный рекорд установил шведский гонщик Кенни Брек, который в 2003 году во время аварии на трассе Texas Motor Speedway испытал кратковременную перегрузку 214 g: машина буквально влетела на скорости в барьер безопасности. Брек отделался многочисленными переломами и травмой позвоночника, но остался жив и уже спустя 18 месяцев продолжил участвовать в гонках. Для сравнения: при крушении шаттла Challenger в 1986 году кабина с семью астронавтами, падая с высоты более 20 километров, ударилась о поверхность Атлантического океана. Перегрузка на тот момент достигала 250 g — никто из астронавтов не выжил. 

Гонки Формулы-1 проходят по всему миру: пилотам приходится адаптироваться к разным климатическим условиям. Например, в Мексике трасса расположена на высоте более 2000 метров над уровнем моря, где ощущаются пониженное давление и нехватка кислорода. А на Гран-при в Сингапуре давят температура и влажность. В 2019 году мексиканский гонщик Серхио Перес поделился в соцсетях своей подготовкой к гонке в Азии: на видео он тренировался в сауне со шлемом на голове при +50 °С. 

Как было раньше

На заре автоспорта гонщики легкомысленно относились не только к собственной безопасности, но и к физической форме. Пилоты могли позволить себе иметь лишний вес и вести не самый здоровый образ жизни между заездами. Англичанин Джеймс Хант был настоящим рок-н-рольщиком — употреблял наркотики, попадал в скандалы, но смог стать чемпионом мира в 1976 году. 

Одним из первых гонщиков, который начал уделять серьезное внимание физической подготовке, был австриец Ники Лауда. После страшной аварии на Нюрбургринге в 1976 году он последовательно работал с физиотерапевтами. Они применяли специальные техники дренажа для очистки легких от копоти и восстановления дыхания. Врачи использовали массаж и растяжки для предотвращения контрактур. Лауда делал упражнения на мелкую моторику и силу хвата, чтобы снова уверенно держать руль и работать с переключателями. В итоге уже через шесть недель он вернулся в гонки.

С ростом скоростей все больше пилотов стали уделять время физической подготовке. Перегрузка до 6 g на жестких торможениях, тесный кокпит болида, где спортсмен фактически лежит, педаль тормоза, которую трудно выжимать, и разогретый до 50 °С воздух внутри кабины — в таких условиях гонщик должен не только просуществовать в течение полуторачасового заезда, но и управлять автомобилем на безумных скоростях.

Как готовятся к гонкам сейчас

Формула-1 — одно из самых требовательных соревнований в отношении кардионагрузок. Средний пульс пилота во время гонки — 170–180 ударов в минуту, а пиковые значения переваливают за 200. Важный показатель для гонщиков — способность быстро восстанавливать пульс. Особое внимание уделяют кардио-тренировкам: бегу, плаванию и велосипеду.

Решающее значение имеют и силовые: мышцы пилотов должны быть в тонусе, но без лишнего объема, иначе спортсмен просто не поместится в болид. Основная нагрузка во время гонок ложится на мышцы шеи, плечевого пояса и кисти рук. При перегрузках вес головы вместе со шлемом может ощущаться как 35 килограммов. Пилоты Формулы-1 развивают мышцы шеи настолько, что способны поднять до 40 килограммов веса. Для этого есть специальное упражнение: гонщик надевает шлем и ложится боком на кровать. К шлему цепляют груз весом около пяти килограммов. Задача — удержать голову в горизонтальном состоянии как можно дольше. Спортсмен считается подготовленным, если продержался десять минут.

Есть и специальные упражнения на руки. Особенно важно укрепление кистей: сила сжатия пилота достигает 60 килограммов, для ее прокачки используют разные приспособления. Например, симулятор руля болида с прикрепленным грузом: при повороте руля создается сопротивление, которое имитирует реальную нагрузку на поворотах трассы. 

Отдельное внимание уделяют тренировке ног: выжать педаль тормоза в болиде сложно, а усилители тормозов в F1 запрещены. Если у нетренированного пилота сведет ногу судорогой, гонка для него может закончиться катастрофой.  

Чтобы справляться со стрессом, гонщики работают с психологами и практикуют техники релаксации: дыхательные упражнения и даже медитации.

Тренировка реакции

На скоростях свыше 300 км/ч быстрая реакция помогает уберечь пилота от серьезной аварии. Гонщики развивают ее, используя специальные тренажеры, где нужно вовремя нажимать различные кнопки. Непосредственно перед заездом пилоты отрабатывают скорость реакции с гоночным инженером. Он в произвольном порядке роняет теннисные мячи. Задача спортсмена — как можно быстрее перехватить снаряд руками. Еще одно базовое упражнение для развития реакции — бросок мяча в стену. Для улучшения координации гонщики кидают его одной рукой, а ловят другой. 

Но и это не все. Джим Лео, президент фитнес-центра PitFit, рассказывал, что компания Nike разработала специальный инструмент для тренировки реакции — стробоскопические очки. 

Эта система блокирует ваше зрение на короткий период, а затем возвращает его вновь. <…> Подобная блокировка зрения помогает лучше и быстрее реагировать, разглядеть вещи за ограниченное время. <…> Это позволяет пилотам различать объекты во время гонки, когда они мчатся на огромной скорости.

Что едят гонщики

За состоянием пилотов следят не только тренеры и физиотерапевты, но еще и диетологи. Рацион подбирают индивидуально, с учетом климатических условий предстоящего этапа. Спортсмен не может позволить себе иметь лишний вес. Идеальные требования: средний рост, минимальный вес при достаточном тонусе мышц и уровень жира не выше 10%.

Например, так выглядит меню на день у команды Red Bull Racing:

  • завтрак — овсяная каша с ягодами, бананом, орехами, подслащенная медом;

  • обед — салат, куриная грудка с томатной сальсой и вареными овощами, фрукты;

  • ужин — томатный суп, рыба на гриле, батат, салат и йогурт.

О питании в дни соревнований бывший пилот Формулы-1 Сергей Сироткин рассказывал

На самом деле сильно зависит от гонки. <...> В жару гораздо больше внимания уделяется потере жидкости, нарушению водного баланса. Например, добавляешь в рацион больше бананов и воды, убираешь жирное — еда должна легче усваиваться. И быть чуть больше насыщенной нутриентами, которые человек теряет с потом.

За один заезд гонщик теряет от двух до трех килограммов воды. Большинство современных болидов оснащены специальной системой, обеспечивающей пилота жидкостью во время гонки. Вода поступает через трубку, подачу которой спортсмен активирует кнопкой на руле. Но у этого решения есть минусы: оборудование периодически выходит из строя, а отдельные команды сознательно отказываются от его использования, стремясь уменьшить массу автомобиля. Резервуар с жидкостью добавляет к весу около одного килограмма, что снижает скорость болида.

Соблюдать водный баланс важно не только гонщикам — как выбрать правильную бутылку для воды, рассказали в этой статье. А одежду и аксессуары для спорта ищите в нашем каталоге.

Фото: Unsplash

Мотоэкипировка
26 690 ₽
37 370 ₽
-29%
Remington | Комбинезон Remington Moto Traverse
0
Купить
10 999 ₽
12 940 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Guard для багги
0
Купить
699 ₽
1 399 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки Aspolife
0
Купить
17 990 ₽
25 190 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Moto Traverse Black/Gray
0
Купить
6 990 ₽
9 790 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Light Moto Black
0
Купить
3 699 ₽
7 399 ₽
-50%
Aspolife | Мотокуртка Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 499 ₽
3 570 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Transformerbala
0
Купить
2 999 ₽
4 284 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Thermobala
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить