VR-тренировки: как виртуальная реальность меняет подготовку спортсменов
Выяснили, зачем атлетам шлем и джойстики
В 2018 году было проведено исследование эффективности VR-технологий в тренировочном процессе. Корейские ученые зафиксировали значительное улучшение показателей здоровья спортсменов-лыжников, в частности сердечно-сосудистой системы, соотношения жировой и мышечной массы, осанки. А российские исследователи выяснили, что VR-технологии эффективно развивают тактическое мышление у футболистов. В материале Спортмастер Медиа разбираем реальные примеры применения VR-тренировок в разных видах спорта и основы работы систем.
Обычно система виртуальной реальности состоит из шлема, контроллеров и программного обеспечения. Шлем отображает трехмерную картинку с высоким разрешением и низкой задержкой. Датчики отслеживают положение тела атлета в пространстве. Специальный софт воспроизводит игровые ситуации, от подач в теннисе до вбрасываний в хоккее. Сенсорные данные передаются в программу, которая корректирует анимацию и дает спортсмену обратную связь в реальном времени.
Футбол: разбор игровых ситуаций
Футболисты используют VR для тактической подготовки и психологической адаптации. Система STRIVR выводит игрока на виртуальное поле с панорамным обзором, где отображаются движения партнеров и соперников. За счет этого футболисты развивают игровое видение и скорость принятия решений. Психологи применяют VR-модули для имитации давления трибун и стрессовых ситуаций, чтобы научить спортсменов сохранять концентрацию в ключевые моменты матча.
В 2017 году технологию STRIVR стала использовать сборная Германии. В частности, с помощью этой системы вратари отрабатывают пенальти. Она помогает ответить на важные вопросы при стандартном положении, например:
Сколько шагов делает игрок от исходной точки до момента удара по мячу?
Начинает ли бьющий разбег и останавливается или доходит до точки удара одним движением?
Теннис: практика на виртуальном корте
VR помогает теннисистам совершенствовать технику подачи и приема. Платформа Sense Arena for Tennis использует метод отслеживания движения с реальными сценариями игры на корте. Атлеты могут отрабатывать прием с любого направления, не требуя партнера. Система анализирует когнитивные функции: внимание, скорость принятия решений и рабочую память.
VR-система Tennis Esports предлагает более полное погружение — игроки в шлемах отрабатывают удары на виртуальном корте. Система анализирует биомеханику движений и выводит в реальном времени обратную связь о положении корпуса, ног и рук.
Хоккей: тренировки вратарей и полевых игроков
Для хоккеистов огромную роль играют реакция и точность броска. VR-система Sense Arena создает реалистичную среду, где вратари отрабатывают отражение бросков разного уровня сложности. Полевые игроки тренируются в виртуальных зонах вбрасываний, повторяют проходы за воротами и стремительные смены направления. Закрепленный на клюшке контроллер фиксирует ускорение и угол наклона, а система выдает статистику попаданий и скорость броска.
По внутренним данным компании, после 20 сеансов использования NHL Sense Arena, в среднем, на 10.6% увеличивался процент сейвов вратарей и на 10% — их реакция. Утверждается, что полевые хоккеисты начинали на 9% быстрее принимать решения, а их реакция улучшалась на 11%.
Независимое исследование, опубликованное в Frontiers in Sports and Active Living в 2025 году, подтверждает потенциал VR-тренировок в хоккее. В эксперименте приняли участие молодые хоккеисты, разделенные на две группы: одна занималась специализированными VR-тренировками для развития когнитивных навыков, вторая — традиционными техническими упражнениями на льду. После девяти недель эксперты оценили когнитивные функции обеих групп и обнаружили, что показатели использовавших VR были значительно лучше.
Баскетбол: технологии, помогающие не только спортсменам
Платформа Rezzil применяется для тренировки ловкости и восприятия пространства. Игроки перемещаются по виртуальному корту и имитируют броски в кольцо под давлением защитников. Благодаря VR баскетболисты анализируют скорость принятия решений. После каждой сессии система строит отчет о зоне обзора и времени реакции, что помогает оптимизировать тренировки.
В НБА технологии Rezzil уже задействовались судьями при проведении матчей Летней лиги в 2022 году. Компания использовала систему оптического отслеживания спортсменов и создавала трехмерную визуализацию любой части игры НБА. Рефери могли ставить 3D-картинку на паузу, просматривать замедленные повторы и выносить решения, например в правильном ли положении был игрок.
Единоборства: продвинутая версия «боя с тенью»
Виртуальная реальность дает возможность отрабатывать удары без партнера и риска травм. Системы принципиально не отличаются друг от друга и предлагают спарринги против виртуального противника с искусственным интеллектом. Модуль реагирует на движение головы, корпуса и конечностей для отработки уклонов и проведения контратак. Это ускоряет прогресс и снижает нагрузку на суставы.
В ходе тренировок также моделируются кризисные ситуации. VR позволяет имитировать «эффект вспышки» в глазах при пропущенном виртуальном ударе (кратковременное свечение дисплея). Имитация указывает на неверное выполнение защитного действия, но учит спокойно реагировать на это временное состояние. Есть и более жесткий «эффект нокдауна», обеспечивающий головокружение и плывущую картинку перед глазами.
Что дальше
Шлемы будут становиться легче, разрешение — выше, а виртуальные противники — реалистичнее. Интеграция с ИИ позволит автоматически подстраивать сложность заданий под уровень спортсмена. Улучшится анализ биомеханики за счет более точных датчиков. VR-технологии ждет внедрение на уровне юношеских академий, что изменит подход к подготовке будущих чемпионов.
Прежде чем переходить к VR-тренировкам, надо научиться выполнять упражнения без использования современных технологий. Заниматься можно даже дома — достаточно выбрать подходящий тренажер в онлайн-каталоге Спортмастер.