Зачем нужны кинофестивали
Более 12 000 ивентов — выбирайте свой, от Канн и Венеции до Геленджика и Калининграда
Кинофестиваль — не просто место, где можно раньше всех посмотреть свежий блокбастер. Это праздник кино в разных его проявлениях, где фильмы — игровые, документальные, экспериментальные, анимационные, короткометражные — кропотливо отобраны кураторами. Кинофестивали дают возможность известным и начинающим кинематографистам поделиться своим художественным видением с заинтересованной аудиторией.
Сегодня в мире насчитывается более 12 000 кинофестивалей, тематических и мультижанровых. В последние годы многие проводятся онлайн.
Когда появились кинофестивали
Венецианский кинофестиваль часто называют первым в мире. Он возник в 1932 году в рамках Венецианской биеннале (проводится с 1893 года) во время бурного роста интереса к кино как виду искусства и средству культурного самовыражения.
Успех Венецианского кинофестиваля вдохновил на создание других престижных международных смотров, таких как Каннский фестиваль в 1946 году и Берлинский — в 1951-м, закрепив концепцию кинофестиваля как значимого культурного события. Эти ивенты с самого начала представляли собой сочетание отраслевого мероприятия, где профессионалы индустрии могли общаться, заключать сделки и открывать новые таланты, и веселого карнавала.
Кинофестиваль «Сандэнс», основанный в 1978 году, сыграл большую роль в продвижении независимого кино и формировании сообщества кинематографистов за пределами мейнстрима. По мере развития и диверсификации киноиндустрии расширялись и масштабы кинофестивалей: появились специализированные мероприятия, посвященные определенным жанрам, темам (например, женскому кино) и виртуальному опыту.
Больше чем кинопоказы
Кинофестивали давно вышли за пределы платформы для просмотра фильмов и профессиональных сделок.
У кинофестивалей есть лицо
В базе данных фильмов нет индивидуальности. Компьютерный алгоритм может предложить фильм для вечернего просмотра, но выбор слишком велик, рекомендации не всегда попадают в сердце. Фестивали больше похожи на личные рекомендации друзей — в данном случае кураторов и отборщиков. Кинофестивали сильно различаются по атмосфере и подходу к выбору фильмов, даже если тема одинаковая — например, документальное кино.
Доступ к жемчужинам
На самых престижных кинофестивалях можно увидеть нашумевшие фильмы раньше остальных. Но не ослепляйтесь звездными именами — возможно, стоит отдать предпочтение не самым раскрученным (но не менее интересным) фильмам, которые не обязательно выйдут в прокат и их сложно будет найти в интернете. На фестивале можно среди первых познакомиться со скрытыми жемчужинами и расширить свой кинематографический кругозор.
Сообщество и атмосфера праздника
На фестивалях не только показывают фильмы, но и предлагают возможность встретиться с их создателями: режиссерами, сценаристами, операторами, актерами и героями документальных лент. И что тоже важно — с другими зрителями, влюбленными в кино.
На многих фестивалях проводятся сессии вопросов и ответов, панельные дискуссии. Они бывают увлекательны, особенно если у вас есть вопрос к режиссеру или вы плохо поняли фильм.
Исследование нового
Кинофестивали напоминают художественную галерею, демонстрирующую разные взгляды на мир и подходы к творчеству. Программа диктуется не только требованием продажи билетов и потенциальным успехом у зрителей.
Фестивали — безопасное пространство для показа фильмов, которые не рассчитываются по формуле и не создаются ради прибыли, а исследуют новые территории, открывают новые стили повествования и обеспечивают катартический опыт для зрителей.
Награды
Многие кинофестивали предполагают церемонию награждения, когда авторитетное жюри или зрители голосованием выбирают лучшие фильмы из конкурсной программы. Для независимых кинематографистов награда на фестивале открывает возможности финансирования и распространения, которые иначе они не смогли бы найти.
Главные кинофестивали мира
Существует множество кинофестивалей, но лишь некоторые приобрели культовый статус. Пять самых известных и влиятельных называют «большой пятеркой».
Каннский кинофестиваль (Канны, Франция)
Каннский кинофестиваль считается самым престижным кинофестивалем мира, где открываются новые таланты, отмечаются важные достижения кинематографа и заключаются главные прокатные сделки. Канны отличает гламурная атмосфера с красной дорожкой и нарядными кинозвездами. Строгий процесс отбора предполагает показ высококачественных и часто новаторских фильмов.
В 1995 году «Золотую пальмовую ветвь» получило «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. В 1946-м «Гран-при» удостоилась картина «Великий перелом» советского режиссера Фридриха Эрмлера (до 1955 года так называлась главная награда фестиваля), а в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм «Летят Журавли» Михаила Калатозова.
Венецианский кинофестиваль (Венеция, Италия)
Особенность фестиваля — атмосфера Венецианской лагуны и показы в исторических местах. Его влияние как стартовой площадкой для кинофильмов до сих пор велико. В отличие от Каннского смотра, Венецианский кинофестиваль часто включает в программу ленты, снятые при поддержке стримингов. А еще это важный этап Оскаровской гонки — многие венецианские лауреаты претендуют на награду Американской академии.
«Оскар» — не кинофестиваль, а премия. Церемония вручения статуэтки длится несколько часов, тогда как фестиваль обычно проходит несколько дней и включает в себя многочисленные кинопоказы и обсуждения.
«Золотого льва» Венецианского кинофестиваля получил «Расемон» Акиры Куросавы. В 2003 году награда досталась фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева. А в 2011 году ее обладателем стал Александр Сокуров с картиной «Фауст».
Берлинский кинофестиваль (Берлин, Германия)
В отличие от других кинофорумов, фестиваль в Берлине ориентирован на прогрессивный политически заряженный кинематограф. Жюри следит, чтобы в программе были представлены фильмы со всего мира, в том числе из стран бывшего «Восточного блока». Программа Berlinale Talents объединяет начинающих кинематографистов на неделю семинаров и мастер-классов, а кинопрограмма «Перспективы» составлена из первых и вторых фильмов режиссеров.
В 1958 году «Золотого медведя» на Берлинале получила «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана. Российские режиссеры получали «Золотого медведя» дважды: Лариса Шепитько за «Восхождение» 1977 года и Глеб Панфилов за «Тему» 1987-го.
«Сандэнс» (Парк-Сити, штат Юта, США)
Основанный актером и режиссером Робертом Редфордом кинофестиваль «Сандэнс» стал меккой для независимых кинематографистов и важной стартовой площадкой. Он традиционно поддерживает смелое, расширяющее границы кино.
На «Сандэнсе» в 2006 году состоялась премьера фильма «Маленькая мисс Счастье» (два «Оскара», более 100 млн долларов в прокате при бюджете в 8 млн) а права на его распространение были куплены в одной из самых крупных сделок в истории фестиваля.
Международный кинофестиваль в Торонто (Торонто, Канада)
Еще один крупный фестиваль с отраслевыми мероприятиями и дискуссиями. В отличие от многих других фестивалей, он не имеет официального конкурса. Главная награда — приз зрительских симпатий, который часто предвосхищает итог «Оскара». Фестиваль известен дружелюбной атмосферой, когда зрители могут общаться с режиссерами и актерами наравне с профессионалами.
В 1999 году приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто получила картина Сэма Мендеса «Красота по-американски», впоследствии получившая «Оскар» за лучший фильм.
Проблемы с кинофестивалями
За почти сто лет структура кинофестивалей практически не изменилась: программа показов, разделенная по категориям (по жанрам, темам, конкурсные и внеконкурсные программы), встречи с кинематографистами, отраслевые панельные дискуссии. Вечеринки, гала-концерты и премьеры — еще один путь к тому, чтобы заключить сделку или пропиарить фильм перед запуском в прокат. Запуск нового пылесоса менее гламурен, чем запуск нового фильма с красивыми актерами и актрисами, но суть та же — продавать.
Большинство кинофестивалей копируют лидеров отрасли. Некоторые из них инициируются с целью привлечь больше туристов и стимулировать коммерческую активность в регионе или городе, не имея реальной художественной ценности.
Многие кинофестивали ставят политическую повестку выше художественных достоинств, продвигая «важные» фильмы. Особенно это распространено среди фестивалей документального кино. Впрочем, все это не мешает возникновению независимых кинофестивалей, которые ценят свежесть взгляда и ищут новые имена.
Кинофестивали в России
После 2022 года в стране резко выросло количество кинофестивалей. Несмотря на санкции, международных стало в два раза больше. «Кинотавр» закрылся, но на его статус претендуют сразу несколько новых ивентов. Больше всего кинофестивалей проходит осенью.
Российские фестивали, за которыми стоит следить
Дух огня (март, Ханты-Мансийск) — фестиваль кинодебютов, созданный режиссером Сергеем Соловьевым.
Суздальфест (март, Суздаль) — главный фестиваль отечественной анимации.
Московский международный кинофестиваль (апрель, Москва) — раньше был главным кинособытием страны с международными хитами, но сейчас доступ к ним ограничен.
Beat Film Festival (май-июнь, Москва) — модный международный фестиваль документального кино, существующий без господдержки.
Зеркало (июнь-июль, Иваново) — праздник для жителей Ивановской области и поклонников Тарковского.
Voices (июль, Вологда) — душевный фестиваль с разными культурными мероприятиями вокруг кино.
Окно в Европу (август, Выборг) — один из старейших национальных кинофестивалей.
Короче (август, Калининград) — редкая инициатива, поддерживающая документальное кино, плюс программа дебютных полнометражных фильмов;
Маяк (октябрь, Геленджик) — сильная программа актуального российского кино.
Послание к человеку (октябрь, Санкт-Петербург) — площадка для знакомства с передовой международной и отечественной документалистикой и необычным игровым кино.
Большой фестиваль мультфильмов (октябрь-ноябрь, Москва) — масштабный анимационный фестиваль с мировыми звездами.
На главные международные кинофестивали попасть не всегда легко, но обязательно найдется что-то близкое по духу недалеко от дома.
В модных кроссовках и аксессуарах из каталога Спортмастера вы сможете почувствовать себя будто на красной дорожке самых престижных кинофестивалей, где бы вы ни находились.