Куда пропадают мячи с крупных футбольных турниров?
Как устроен процесс и куда отправляются мячи после завершения соревнований?
Ведущие производители футбольной экипировки — adidas, Nike и Puma — ежегодно выпускают мячи с эксклюзивным дизайном для каждого из спонсируемых турниров. Раз в несколько лет поставщики презентуют новую версию собственного игрового мяча, а после создают его вариации в уникальной стилистике для отдельных чемпионатов. Как устроен процесс и куда отправляются мячи после завершения соревнований?
Зачем производить мячи под отдельный матч?
Летом 2020 года Nike представил Flight — революционный мяч из четырех панелей вместо традиционных 12, с улучшенной аэродинамикой и на 30% более предсказуемым полетом. В оригинальном релизе новинка была представлена в полностью белом цвете, а после производитель выпустил его вариации для чемпионатов Англии, Италии, России и других турниров.
В некоторых соревнованиях используется по несколько расцветок за один розыгрыш. Например, во многих европейских лигах традиционно происходит смена игрового снаряда в зимней части. Обычно белые элементы уже привычного дизайна заменяются на более яркие цвета, контрастные на снегу — желтый или оранжевый.
В Лиге чемпионов сезона-2020/21 футболисты тренировались с тремя вариациями мяча — в оригинальном дизайне, в зимней расцветке с оранжевыми вставками и в специальном цветовом решении, созданном к матчам плей-офф. В самых важных встречах на клубном уровне и в играх международных турниров сборных мячи специально маркируются под каждое отдельное противостояние — с упоминанием турнира, его стадии, даты проведения матча и названий команд.
Очевидно, что ни в одной другой официальной игре такие мячи использовать нельзя, но для отдельных соревнований их производят по несколько тысяч, не считая экземпляры под реализацию в магазинах. Куда же деваются футбольные снаряды после дебюта в главных турнирах планеты?
Что происходит с мячами после турниров?
В 2014 году прошел чемпионат мира в Бразилии, для которого adidas разработал мяч модели Brazuka. Всего в Южной Америке было использовано 3240 мячей: по 20 на каждый матч с указанием команд, даты и места проведения; еще по 20 выдавалось каждой сборной по приезде на тренировочную базу.
После завершения мундиаля организатор события — Международная федерация футбола, FIFA — раздал мячи в качестве сувениров командам, судьям и принимающим матчи городам. Часть мячей досталась партнерам FIFA, несколько экземпляров отправили в музей организации в швейцарском Цюрихе.
Остальные мячи распределяет компания-производитель — adidas. Конкретно после чемпионата 2014 года немецкий бренд раздал игровые снаряды маркетинговым службам команд-участниц турнира и направил им рекомендации по розыгрышу мячей среди болельщиков через социальные сети.
Представитель бренда Дмитрий Климов рассказал «Спортмастеру», что компания стремится подарить мячам вторую жизнь после турниров и использовать их повторно. Игровые снаряды после прошедших летом 2021-го чемпионата Европы по футболу и чемпионата мира по пляжному футболу были разыграны среди фанатов в приложении adidas. Принять участие в раздаче смог каждый участник программы лояльности.
Мы обратились за комментариями к командам российской Премьер-лиги. В ЦСКА и «Сочи» использованные по ходу турнира мячи пускают на развитие собственных футбольных школ. Армейцы отметили, что старые игровые снаряды изнашиваются, и им на смену отдают инвентарь первого состава с прошедшего сезона. У южан есть женская команда, молодежка и восемь возрастных групп в академии — мячи передаются и распределяются между ними.