Футбольная статистика: учим понимать базовые и продвинутые показатели
Фанаты могут разбирать происходящее на поле на мельчайшие детали
Статистика — важный элемент современного футбола, который помогает лучше понимать игру как самим спортсменам, тренерам и аналитикам, так и простым болельщикам. За пару десятилетий подсчет цифр, связанных с игрой, прошел огромный путь, и теперь заинтересованные могут разбирать происходящее на поле на мельчайшие детали. Вот простой гайд, который поможет не заблудиться в непонятных аббревиатурах.
Футбольную статистику можно разделить на две большие группы — базовую и продвинутую. К первой относятся показатели, обычно не требующие интерпретации для интересующихся игрой фанатов, суть базовых статистических метрик понятна из их названий. Продвинутая статистика состоит из замысловатого обсчета происходящих на поле событий: для ее сбора и понимания недостаточно поверхностных знаний об игре.
Базовая статистика
Показатель | Значение |
---|---|
Голы | Сколько мячей команда или игрок забили или пропустили за определенное время в конкретном турнире или сезоне |
Голы за игру | Сколько мячей команда или игрок забивают в среднем за матч |
Голевой пас | Передача футболиста партнеру, после которой он забил гол |
Голевые пасы за игру | Сколько в среднем голевых передач игрок выполняет за матч |
Удары | Сколько ударов команда или игрок нанесли по воротам оппонента |
Пасы | Сколько передач команда или игрок сделали за матч, сезон или турнир |
Владение | Какой процент времени матча команда провела с мячом |
Минуты | Сколько времени определенный игрок провел на поле |
Фолы | Сколько нарушений правил совершила команда или игрок |
Желтые и красные карточки | Сколько предупреждений и удалений случилось за игру, сезон или турнир |
Касания | Сколько раз за матч определенный игрок дотронулся до мяча. Часто указывается с привязкой к определенной зоне на поле |
Возврат владения | Сколько раз одна из команд забирала мяч под контроль после периода владения оппонента |
Штрафной удар | Наказание команды за нарушение правил ее игроком вне своей штрафной площади – мяч передается сопернику |
Пенальти | Наказание команды за нарушение правил ее игроком внутри своей штрафной площади – соперник получает право на удар с 11-метровой отметки |
Удар от ворот | Если мяч ушел за лицевую от атакующей команды, его вводит в игру вратарь соперника |
Угловой | Если мяч ушел за лицевую от защищающейся команды, его вводит в игру с угла поля футболист соперника |
Читайте также
Продвинутая статистика
Ожидаемые голы (xG)
Самая распространенная метрика продвинутой футбольной статистики. Концепция проста и логична: вместо голов подсчитывается вероятность каждого отдельного удара стать результативным. Считается, что показатель справедливее отражает реальную картину игры, чем итоговый счет на табло, потому что взятие ворот зависит от многих взаимосвязанных и часто неподконтрольных игрокам факторов.
Каждому удару присваивается рейтинг от 0.1 до 1 в зависимости от вероятности гола, затем показатели складываются. В конце игры xG оппонентов можно сравнить для понимания того, насколько результат закономерен. Метрика помогает прогнозировать будущее: если команда стабильно забивает меньше ожидаемого, то скорее всего в будущем ее результативность будет расти.
При определении ценности конкретного удара учитываются многие нюансы: тип ассиста, угол удара, дистанция до ворот и много другое. После изобретения и распространения xG появились и другие метрики, основанные на той же идее — подсчета вероятности события на поле исходя из различных параметров игровой ситуации.
Читайте также
Цепочка ожидаемых голов (Non-Shot Based xG)
Главный недостаток xG в том, что метрика оценивает удары в изоляции от приведших к ним действиям, за исключением последнего паса. Не учитываются, например, неточные передачи соперника, возвращения владения и сотни других событий, возможных в футбольном матче. Многие статистические модели стараются исправить этот недочет, и Non-Shot Based xG — одна из таких.
Этот показатель учитывает еще более глубокие значения вероятностей, чем обычный xG. В расчет берутся параметры всех передач в финальной трети поля, затем с помощью полученной информации вычисляется, насколько высок шанс команды нанести удар по воротам исходя из предшествовавших ему действий.
Ожидаемые голевые передачи (xA)
Как и в случае с xG, xA измеряет вероятность передачи стать голевой. Модель учитывает ряд факторов вроде зоны, из которой совершалась передача, тип паса и много других внешних обстоятельств. Статистика не принимает во внимание, был ли в итоге нанесен удар по воротам, а оценивает только вероятность каждой передачи превратиться в ассист. В отличие от голевых передач, показатель помогает оценить чистый креативный потенциал игрока безотносительно качеств бьющего.
Ожидаемая угроза (xT)
Грубо говоря, xT — более точная (и сложная) версия xA. Эта метрика оценивает все действия, которые привели к доставке мяча в опасную для ворот соперника зону поля. Как и в случае с xA, показатель оставляет за скобками итоговый результат владения: даже если вероятность голевой передачи в такой атаке мала, предшествующий ей пас будет иметь ценность.
Эта статья про футбольную статистику. Еще мы рассказали, что случится, если вратарь получит красную карточку — читай по ссылке
Метрик, основанных на вероятности определенных событий, большое множество. Еще продвинутая статистика обсчитывает частоту владения мячом отдельными игроками в конкретных зонах, типы определенных передач, устоявшиеся паттерны поведения команд в различных игровых ситуациях и бесконечное число других событий на поле. Самые профильные из них в основном нужны аналитическим отделам команд, но и простые фанаты при желании могут научиться раскладывать игру на мельчайшие статистические нюансы.