В первый раз спустился на воду: как не утонуть и не умереть от голода?
Курс по выживанию в первом водном походе
Это материал про базовые знания, необходимые начинающему водному туристу. Еще у нас есть текст про то, как подобрать снаряжение и аксессуары для сплава.
Иван Рыбников в водном туризме уже больше 20 лет. Он занимался в спортивной школе гребным слаломом, сплавлялся, увлекся фристайлом на горной воде — даже создал федерацию этого вида спорта, продвигал его, делал школу каякинга. Сейчас его основной проект — Kayak Moscow. Ваня организует сплавы и прогулки на каяках, в основном по Москве и окрестностям.
В первом совместном материале мы узнали у Вани, как подготовиться к сплаву. Теперь расскажем, как спуститься на воду и остаться в живых.
Техника безопасности
Каску надеваем всегда, когда появляется что-либо со словом «экстрим». Исключение — серферы, но у них своя философия. Как происходит в других видах спорта, например, в горных лыжах: когда человек падает, как правило, для него все заканчивается. Он упал и остановился. У него могут быть руки-ноги переломаны, он может отключиться, но он живой.
Со сплавом по-другому. Когда райдер падает в воду, все только начинается: он может удариться головой о камень, утонуть. Все средства безопасности на воде созданы для того, чтобы спортсмен по возможности не потерял сознание, а если он каким-то образом все же отключился, то спасжилет и каска поднимают тело — человек может дышать.
Жилет устроен так, чтобы переворачивать спортсмена на спину и поддерживать его голову. Мотошлем нужен, чтобы при очень сильном ударе у тебя не раскололась черепушка. Не важно, остался ли ты в сознании, главное, что голова цела. Соответственно, у него достаточно жесткая подкладка.
Водный шлем заточен под то, чтобы ты ни в коем случае не потерял сознание. Он помягче, на реке не бывает таких жестких ударов, как в мотоспорте. Если наденешь шлем не для того приспособленный, можно огрести проблем — например, велосипедная каска не защищает виски. Если ты оказался в пороге, камнем может прилететь со всех сторон — в водовороте ты просто не знаешь, где находишься.
Спасательный жилет нужен всегда. Даже на маршруте, где мы катаемся вокруг Серебряного бора в Москве, мы используем спасжилеты. Если человек выпал из лодки, он находится в стрессовой ситуации, даже если все у него хорошо. Следует надевать спасик всегда, даже если жарко, лучше поберечься от любых случайностей: после падения в воду проблемы человека только начинаются.
Как питаются в водных походах?
В моем любимом каякинге делается так: утром на стоянке, в гостинице или дома поели, вышли на воду и максимум, что едим — сникерс, припрятанный в спасательном жилете. Воду из ручья хлебанул, сникерс съел, на этом все. На завтраке и сникерсе можно проплыть весь день, но это спартанские условия — в каяк ты больше ничего не положишь, а в спасжилете место ровно для одного сникерса.
Если условия не такие суровые и ты едешь куда-нибудь на байдарке, можно сделать остановку, развести костер, приготовить обед с супом. Сейчас это еще проще: появились горелки, газ стал доступен. Обстоятельный прием пищи нужно делать на суше. В воде тоже можно нарезать что-то и съесть, но это очень неудобно: легко нож утопить или что-то им проткнуть случайно — себя или лодку. Как правило, этим не занимаются.
Что делать, если порог и страшно?
Нести лодку по берегу. Все зависит от обстановки — иногда обнос тяжелее, чем сам порог. Если нужно обносить по скалам и все очень сложно, нет ни умения, ни снаряжения для этого, то пройти по воде будет даже безопаснее. Как правило, доступный обнос все же существует и в порог можно не идти.
Для начала стоит сходить на разведку, просмотреть порог, понять, что он действительно не по силам, или просто не хочется его идти, нет настроения. Если есть какие-либо сомнения в безопасности, лучше перестраховаться. В этом нет ничего зазорного: если стремно, лучше обнести и не испытывать судьбу.
Нужно ли вынимать вещи из лодки? Зависит от сложности порога. В этом смысле Карелия хороша: любой порог, даже если он выглядит ужасно, всегда заканчивается большим таким озером, спокойной водой. Вполне можно ехать порог круче, чем твой скилл, хоть и с большой долей риска перевернуться и вылететь из лодки. Скорее всего, с тобой ничего плохого не будет, если ты в каске и спасжилете.
В итоге и ты, и лодка окажетесь в озере. Но вещи, конечно, промокнут. Даже в гермомешках, потому что эта скрутка абсолютную защиту от воды не гарантирует. Она справится с дождем, брызгами, но, если прополоскать мешок в бурной воде, еще по камням его провезет, он промокнет. Вещи перед сложным порогом лучше вытащить не только поэтому — без них лодка гораздо легче и маневреннее, ее проще крутить.
Если ты сошел на берег и просматриваешь порог — значит, это не супер-легко. Ситуации бывают разные — обнос сложный, время может поджимать. Все нюансы нужно учитывать, главное, чтобы риски к фатальностям не приводили: пойдешь в порог, перевернешься, промокнут последние штаны, а еще две ночевки предстоит.
Частая вещь, особенно по весне — завал. Река течет, а посреди нее упало дерево от берега до берега. Такую вещь точно надо обносить, не пытаться подлезть, перелезть или еще что-нибудь, это всегда заканчивается очень плохо. Особенно на быстрых речках нужно все время быть начеку, готовым к тому, что за поворотом окажется бревно.
Это дико опасная штука, особенно для новичков. Нужно очень быстро суметь остановиться и причалить. Есть подмосковные речки — Волгуша, Каширка, Большая Сестра — они простые, в них вода есть только весной. Но они быстрые, а завалов там может быть очень много. Это только для тех, кто понимает, что делает.
Следование этим советам поможет вам сделать первый сплав комфортным и безопасным. Подобрать подходящую экипировку и снаряжение можно в наших онлайн-каталогах и в магазинах Спортмастер PRO.
Каталог