Что делать, если ребенок бросил спорт
Ищем методы, которые помогут вернуть юного спортсмена к занятиям
Если родители мечтают видеть ребенка, например, хоккеистом или гимнасткой, готовы тратить на это собственное время и деньги, а он бросает спортивную секцию и не желает выбирать другую, ситуация кажется им почти катастрофой.
Это вполне понятно, ведь в тренировки вложено немало сил и средств. Начиная от банального «а кто будет водить» и заканчивая стоимостью спортивной экипировки. Чего уж говорить о рухнувших надеждах?
Что делать
Для начала всем нужно успокоиться, не ругать ребенка и не устраивать ему допрос. Хотя именно это и хочется сделать. Лучше постараться в доверительной беседе узнать причины такого решения. Их может быть масса:
непонимание с тренером,
ссоры в команде,
отсутствие успехов,
новые увлечения,
просто усталость.
Каждую ситуацию нужно решать индивидуально, единого рецепта нет. Возможно, еще получится уговорить ребенка не бросать спортивную секцию.
Частые причины и способы решения
Конфликт с тренером
Психологическая совместимость ребенка с тренером очень важна. Когда наставник строгий, но справедливый — это нормально. Но если есть какое-то предвзятое отношение, ребенку будет непросто. Не все дети одинаковые, есть те, к кому нужен подход, но не каждый тренер его ищет.
Детально обсудите ситуацию с ребенком, узнайте, что ему не нравится. Если обида или неприязнь к тренеру слишком сильны, есть смысл сменить секцию, но не бросать этот вид спорта. Попробовать в другом месте. Именно в другом месте, а не в рамках одного спортивного заведения. К переходам из группы в группу иногда ревностно относятся уже сами тренеры.
С педагогом тоже нужно проговорить ситуацию, получить целостную картину. Ведь бывают случаи, когда ребенок хорошо занимается, а потом по семейным обстоятельствам не может поехать на сборы. И его начинают отстранять от соревнований, «выкидывают» из общих чатов и прочее, давая понять, что он уже лишний. А спорт выше личных дел. Это тоже — не норма.
В любом случае в семье ребенка нужно поддержать и вместе искать решение, как не бросать спорт.
Далеко ездить
Как ни странно, это частая (и веская!) причина бросить спорт. Дети — не люди с другой планеты, они также устают от дороги, как и мы с вами. Идеально, если спортивная секция будет рядом с домом, иначе возникнет вечный стресс вокруг тревожной мысли «как не опоздать». Дисциплина на тренировках — важное условие занятий, опоздания учеников — «пунктик» для многих тренеров. Зашел в зал после начала занятия — придется иметь бледный вид, выслушивать нотации, отжиматься. А если еще забыть что-то из экипировки и вспомнить об этом на полпути, никаких занятий уже не захочешь.
Если причина в этом, посмотрите кружки и секции ближе к дому. Да, может быть у ребенка там талантливый тренер, но когда добираться далеко и долго — постоянно не наездишься. Придется искать компромисс: порт в своем районе либо смена места жительства и переезд к стадиону, бассейну, манежу, дворцу спорта и т. п. Такие случаи тоже не редкость, особенно если родители желают большого спортивного будущего своим детям. Переезжают не просто в другой район города, но и в другой регион страны. Либо ребенку приходится уезжать в спортивный интернат, если он годам к 12-ти уже показывает хорошие результаты.
Не нравится вид спорта
Такое бывает, и это нормально в первый-второй годы обучения. Часто родители отправляют свое чадо на футбол, потому что «я сам занимался». Это в корне неверный подход. Одно дело, если кто-то из родителей смог разжечь интерес к конкретному виду спорта, и лишь потом ребенка отдают в эту секцию. А если наоборот — не факт, что понравится. Тут уже будут влиять другие факторы: какой тренер, сложится ли дружба в команде, график занятий, расстояние и т. д.

Родителям стоит отдавать ребенка в «свой» вид спорта только когда заметен явный интерес, есть базовые знания и навыки. «Я не стал чемпионом, может хоть ты станешь» — это навязывание своих желаний ребенку. А у него свой путь.
Порой вид спорта выбирают по территориальному признаку — отдают в секцию рядом с домом, чтобы хоть чем-то занимался. А ребенку не нравится. Например, мальчик два года ходил в секцию бокса, а потом сказал родителям: «Я не хочу бить людей». И это его право. Вряд ли стоит упрекать в слабохарактерности, не всем нужно быть бойцом. Смените направление, пусть плавает, играет в бадминтон или бегает на лыжах.
Менять секции для детей младшей школы — это нормально. Начальный этап спортивной подготовки — всегда общий, он развивает основные спортивные качества, специализация будет позже. Каждый «пробный» вид спорта даст свои навыки, занятия не пройдут зря. Но пусть ребенок найдет свое.
Нет успехов
Проигрывать и быть отстающим психологически нелегко. Когда ребенок чувствует это постоянно, может бросить спорт.
Ищите причину, почему нет прогресса? Может, не подходит спортивное направление или не соответствуют его физические параметры (рост, вес и т. д.), может, нет контакта с тренером.
Один из примеров: ребенок несколько лет занимается фигурным катанием, потом в силу генетической предрасположенности начинает быстро набирать вес. Выполнение элементов становится сложнее, более стройные соперники оказываются значительно быстрее. Ситуация довольно распространенная. Как быть? Посмотреть «смежные» виды спорта, хоккей, например. Или танцы, учитывая, что в фигурном катании дают и хореографическую подготовку.
Нет друзей в команде
Любое дело станет успешнее, если есть единомышленники. Но далеко не всегда в секции завязываются крепкие дружеские контакты. Объясните ребенку, что это нормально, спокойные приятельские отношения и отсутствие конфликтов тоже неплохо. Друзья могут быть в школе, среди соседей, на даче, даже в других городах, а спорт — он как работа, куда ты приходишь выполнять определение задачи, даже если это командная игра. Отсутствие дружбы — не повод бросать секцию.
Если же ребенка в секции дразнят и оскорбляют либо в спортивном коллективе очень напряженная нервная и агрессивная атмосфера, нужно разговаривать с тренером. Не все обладают сильными волевыми и лидерскими качествами, не все в высокой степени контактны и способны поддерживать позитивный настрой. Здесь важна роль педагога.
«Устал и ничего не успеваю»
В общеобразовательной школе программы усложняют каждый год, и это не секрет. Особый стресс для детей — это ОГЭ и ЕГЭ, когда объективно становится не до спорта и других занятий. Возможно, на период подготовки стоит взять паузу в тренировках. Если, конечно, нет планов связать свою жизнь со спортом высоких достижений, потому что как раз старшеклассники в большом количестве видов спорта выходят на мастерский уровень. У них нет альтернативы огромной нагрузке, когда почти каждый день — по две тренировки.
Посоветуйтесь с тренером, поговорите с ребенком: что он хочет? Как вариант, не выступать в сложный учебный период на соревнованиях. Если юному спортсмену нравятся его занятия, но у него нет амбиций становиться чемпионом, такая схема подойдет. Продолжать тренировки, чтобы не терять форму, но упор сделать на школьную программу.
Когда накапливается усталость уже в младших классах, попробуйте пересмотреть график занятий. Старайтесь почаще отдыхать вне города. Поговорите с педиатром, вероятно, нужно поддержать растущий организм коррекцией питания, витаминами или полезными процедурами (массажем и так далее).
Просто надоело
Дети часто так говорят, особенно в подростковом возрасте. В один момент дело, которым он «горел», вдруг больше не вызывает ни единой положительной эмоции. Причем это касается не только занятий спортом, но и других увлечений. В музыкальных и художественных школах есть «кризис 4-5 классов», когда дети хотят бросить.
Но причина всегда есть, и она может быть вообще не связана с тренировками и обстановкой в секции. Например, школьные друзья идут в интересное место, а у ребенка в это время тренировка. Значит, он многое пропустил, у него не получается быть полноценной частью социума, который ему так важен.
Или первая влюбленность, и объект этой любви гуляет во дворе после школы. Хочется помелькать перед «её» глазами, привлечь внимание, а надо на тренировку. Тогда буквально мир рушится в глазах ребенка!
Что в этом случае делать родителям? Постараться объяснить и поддерживать уверенность в том, что все наоборот — занятия спортом делают сына или дочь более интересными для друзей, это часть его индивидуальности, его суперсила. Пусть ребенок больше рассказывает им о себе, подчеркивает важность своих занятий, демонстрирует успехи. Например, приглашает поддержать на соревнованиях.
В этой ситуации может помочь совет психолога. Отлично если такой специалист есть в школе, он знаком с конкретным учеником. Возможно, он подскажет что-то дельное или даже сам поможет отговорить бросить спорт.
Конечно, в теории все выглядит легко, на практике куда сложнее, но нужно сохранять этот вектор. Все же повторим: если ребенок хочет бросить спорт, это еще не повод для паники. И не основание для того, чтобы заставить его туда ходить угрозами или купить его готовность тренироваться обещанием новых гаджетов. Главное разобраться в причинах и вместе найти решение. Убедить ребенка не бросать спорт.
Время, проведенное им в секции, не прошло даром, даже при скромных успехах это все равно дало определенные умения и развитие. Горевать о потраченных на экипировку средствах тоже не стоит, остатки всегда можно продать на досках объявлений и в тематических чатах.
А вот дать поддержку ребенку — очень важно. У него впереди большая жизнь, взлетов, падений и ответственных решений будет еще очень много. Пусть его успехи случаются благодаря вам, а не вопреки. Возможно, уже будучи взрослым он вспомнит свои детские тренировки, вернется к занятиям спортом и даже станет атлетом продвинутого уровня.
Если у вас есть собственный опыт решения проблемы, когда ребенок бросил секцию, расскажите нам в комментарии на канале Спортмастер Медиа в Дзене.
Фото: Freepik