Длительная поездка — испытание как для начинающих, так и для опытных райдеров. Ниже расскажем, как подготовиться к мотопутешествию, чтобы оно принесло максимум удовольствия.

Проверить мотоцикл

Чтобы в дороге не пришлось ремонтировать байк, нужно заранее провести техосмотр в мастерской. Но если байк новый или вы уверены в своих силах, можно оценить его состояние самостоятельно. 

Вот что следует проверить перед длительной поездкой.

  • Замерить уровень масла. Это можно сделать с помощью смотрового окошка или щупа. Если жидкости не хватает, ее нужно долить, а при наличии примесей — заменить.

  • Убедиться, что нет подтеков масла, тормозной или охлаждающей жидкости. Осмотрите не только корпус мотоцикла, но и поверхность под ним. Если есть утечка, обратитесь в мастерскую.

  • Проконтролировать давление в колесах. У дорожных моделей переднюю шину обычно накачивают максимум до 2.5 атм, заднюю — до 2.9 атм. Если везете много багажа, можно добавить еще по 0.2 атм.

  • Оценить состояние тормозов. Скрежет, вибрации, увеличение тормозного пути указывают на необходимость замены колодок. Проверьте наличие тормозной жидкости — уровень не должен быть ниже минимальной отметки.

При аренде мотоцикла внимательно осмотрите его на предмет повреждений. Прокатными байками часто пользуются начинающие водители. Чтобы от вас не потребовали компенсацию за чужие ошибки, сфотографируйте и отметьте все дефекты в акте приема-передачи. Нелишним будет снять видео.

Номера мотоцикла должны совпадать с номерами в договоре. Если все в порядке, проверьте работу фар, поворотников и звукового сигнала — и можно ехать. Заранее оцените, насколько легко переключаются передачи и «ловится» нейтраль, чтобы не тратить на это время в реальных дорожных условиях.

Взять набор вещей

В мотопутешествии могут произойти непредвиденные ситуации. Вот что полезно иметь при себе.

  • Аптечка. Дополните базовую автомобильную зеленкой, йодом, перекисью водорода, противовирусными препаратами. В теплый сезон пригодятся средства от клещей и комаров.

  • Запасная банковская карта. Дополнительная карта пригодится на случай потери основной. Лучше хранить ее отдельно.

  • Бумажные карты местности. Полезная вещь на случай, если у вас потеряется или сломается телефон. Вместо традиционных карт можно взять второй смартфон.

  • Налобный фонарь. Пригодится в любых путешествиях.

  • Запас воды. В рюкзаке или сумке должно быть хотя бы два литра.

  • Мотоциклетный чехол. Защитит байк на стоянке от грязи, пыли и осадков.

Изучить прогноз погоды

Мотоцикл лучше всего чувствует себя в сухую погоду. Если во время путешествия начнется дождь, безопаснее снизить скорость и избегать резких маневров (особенно на бездорожье). 

Во время первой дальней мотопоездки лучше ездить только в светлое время суток. Даже в сухую и ясную погоду в сумерках и ночью будет много стресс-факторов: сложнее определить расстояние до машин, пешеходов и других мотоциклов.

Подготовить экипировку

За городом у мотоциклиста высок соблазн разогнаться. Главный аксессуар, на котором не стоит экономить в мотопутешествии, — шлем. Он должен плотно прилегать к голове и не ограничивать обзор. Обязательно наденьте перчатки, чтобы защитить руки от ветра и увереннее контролировать сцепление и газ. 

Для холодного климата нужна теплая и ветрозащитная экипировка, а для летнего зноя — максимально легкая. Лучшее решение при отсутствии опыта — посетить магазин, где эксперты помогут выбрать оптимальную защиту.

Получить международные права

Если мотопутешествие планируется за границей, следует заранее изучить, будут ли ваши права действовать в другой стране. Россия — участница Венской конвенции о дорожном движении, которую подписали еще около 60 стран, взаимно признающих национальные водительские удостоверения друг друга. Среди участников конвенции:

  • Франция;

  • Германия;

  • Беларусь;

  • Армения;

  • Азербайджан;

  • Узбекистан;

  • Казахстан;

  • Южная Корея;

  • ОАЭ;

  • Саудовская Аравия;

  • Бахрейн.

Даже в этих странах при езде с российскими правами могут быть ограничения. Например, некоторые прокатные компании могут потребовать международное водительское удостоверение. Не все страны из подписантов Венской конвенции ратифицировали документ. А это значит, что при страховом случае не исключены проблемы.

В любом заграничном мотопутешествии безопаснее оформить международное водительское удостоверение. Срок действия МВУ — три года. Получить международные права в России несложно. 

  • Оформите заявку. Это легко сделать через Госуслуги.

  • Заплатите госпошлину. В 2025 году она составляет 1600 рублей.

  • Придите в отделение ГИБДД. На руках нужно иметь паспорт и две фотографии размером 35х45 мм. Если все в порядке, права выдадут прямо во время визита.

В международном водительском удостоверении указан номер национальных прав. Если у вас уже было МВУ до получения мотоциклетных прав, то после экзамена на категорию А оно автоматически станет недействительным.

Для замены нужно дождаться, пока на Госуслугах обновятся данные о правах (обычно это происходит в течение суток после получения новой карточки в ГИБДД). Порядок действий такой же, как если бы вы получали документ впервые: заявление, пошлина, визит.

Многие страны вместо Венской конвенции подписали Женевскую — среди них США, Австралия, Египет и Индия. Если захотите рассекать на байке под палящим солнцем американского побережья, международное удостоверение обязательно.

В международной классификации нет российской категории М (мопеды), которую водители автоматически получают при сдаче на автомобильные права. С категорией А1 за границей можно ездить только на маломощных байках с объемом двигателя до 125 кубов, но в некоторых странах и эту категорию не признают. 

Изучить ПДД за границей

Во многих странах правила дорожного движения отличаются от российских. Например, в Таиланде, Японии, Индии и на Кипре действует левостороннее движение. 

В странах с большим количеством мотоциклов на перекрестках иногда делают отдельные зоны ожидания перед автомобилями. Если такая разметка есть, безопаснее оставаться в ее пределах, пока горит красный свет.

В России поворот на красный разрешен, только если есть дополнительная секция со стрелкой. В некоторых государствах можно поворачивать на ближайшую полосу даже без стрелки — это правило действует во многих штатах США, Канаде, Индии и Таиланде. Главное — не мешать водителям, которые едут по пересекаемой дороге.

Запланировать места для заправок

У большинства мотоциклов запас хода составляет 250–350 км при полном баке. Отдельные модели могут проехать 500 км или больше. Если планируете ездить только по автомагистралям, проблем с бензином не будет, но на дорогах без инфраструктуры высок риск полностью лишиться топлива. Заранее изучите карту заправок. 

Избегайте сомнительных заправочных станций — качество топлива там не гарантировано. 

В дальнюю поездку можно взять с собой небольшой запас топлива. Лучше всего заливать бензин в специальные мотоканистры — они меньше подвержены разрушениям при нагрузках. Запасное топливо не следует размещать около бензобака, в передней части мотоцикла или слишком высоко. В первом случае это просто опасно, в двух других заметно влияет на управляемость. Убедитесь, что емкости не перекрывают номера, габаритные огни и стоп-сигналы. Безопаснее доверить установку канистр специализированной мастерской.

Подтянуть знания

Перед первым путешествием изучите опыт тех, кто уже ездил по этому маршруту. Вам подскажут нюансы, о которых вы можете не знать, включая альтернативные дороги, «секретные» заведения и заправки с качественным бензином. Если сможете отправиться в поездку с более опытным коллегой, еще лучше.

Нелишним будет пройти дополнительное обучение в мотошколе. Вы освоите экстренное торможение, предотвращение заноса, управление одной рукой и другие навыки. А еще вам объяснят, как быстро адаптироваться к меняющимся погодным условиям.

Купите все необходимое для мотопутешествия в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.

Фото: Unsplash