8 495 777-777-1
4 мин.

Правила дорожного движения для велосипедистов

Как безопасно и с удовольствием ездить по городу

Это материал про правила дорожного движения для велосипедистов. Еще у нас есть текст про то, как выбрать велозащиту.

На улице тепло, а значит, пора доставать велосипед с балкона. Двухколесный транспорт — отличное средство передвижения для города: ему не страшны пробки, а рутинная поездка на работу может превратиться в приятную прогулку или даже легкую тренировку. Чтобы гонять с комфортом и не мешать окружающим, нужно знать правила дорожного движения для велосипедистов — собрали основные положения.

Где и как ездить

Прежде всего нужно понимать, что велосипед — транспортное средство, на него распространяются многие «автомобильные» правила. Например, безусловный приоритет пешеходов: велосипедист обязан уступать дорогу на зебрах и не создавать помех на тротуарах. Если уж ты оказался в пешеходной зоне, не стоит пугать прохожих резкими маневрами и подгонять их звонком.

Кстати, о тротуарах — пешеходы постоянно выгоняют велосипедистов на проезжую часть, а автомобилисты отправляют обратно. В правилах на этот счет есть вполне четкое разъяснение с классификацией:

  • Если на улице нет велодорожки или ей невозможно пользоваться (припаркованные машины, мусорки, ремонт полотна), то велосипедист обязан двигаться по правому краю проезжей части.
  • Если нет возможности ехать по проезжей части — водитель велосипеда перемещается на обочину.
  • Если обочина отсутствует — можно забраться на тротуар, но это крайняя мера.
  • Бонус: на велосипеде, в отличие от автомобиля, разрешено ехать по выделенным полосам для общественного транспорта. Это не полноценная замена велодорожкам, но хоть что-то.

Помните, пешеход — главный. Если велосипедист мешается на тротуаре или создает угрозу безопасности, он обязан спешиться и везти транспортное средство рядом с собой. При наличии велодорожки или проезжей части выезжать на тротуар можно только в одном случае — велосипедист сопровождает ребенка до семи лет или везет малыша в специальном сидении. В возрасте от семи до 14 лет разрешено пользоваться велодорожками.

При движении по правому краю проезжей части велосипедист почти равноправен с автомобилистом. Поворачивающий автомобиль обязан уступать двигающемуся прямо велосипеду, знаки приоритета тоже действуют. Важная оговорка: левый поворот и разворот разрешены только если по направлению движения велосипедиста всего одна полоса и нет трамвайных путей. Перестроения в потоке машин очень опасны и запрещены правилами.

Если нужно повернуть налево на большом перекрестке, есть варианты. Можно пересечь его прямо, а затем встроиться в поток, ожидающий зеленого сигнала светофора на перпендикулярной улице. Еще более спокойный способ — спешиться и полностью пройти сложный участок по зебрам и тротуарам. Становиться пешеходом — суперспособность велосипедиста.

По правилам дорожного движения пересекать дорогу по зебре нужно на ногах, и запрет проезда на велосипеде оправдан: автомобилист может просто не заметить несущегося велосипедиста. Многие просто снижают скорость и проезжают зебру на скорости пешеходов, но если случится ДТП, виноват будет нарушитель.

Последнее, но не менее важное — каждый участник дорожного берет на себя ответственность за безопасность окружающих. Водитель велосипеда не имеет права передвигаться в состоянии алкогольного опьянения и обязан держаться за руль хотя бы одной рукой.

На чем ездить

Перед выездом нужно убедиться, что транспортное средство соответствует прописанным в правилах нормам. Прежде всего проверьте все важнейшие элементы управления — руль должен поворачивать, а тормоза резко замедлять. Ночью можно гонять только с передним и задним фонарями, за их отсутствие предусмотрен штраф. Носить шлем ПДД не обязывают, но защита может спасти велосипедисту жизнь.

Брать с собой пассажиров можно только на велосипеде с подходящей конструкцией, запрещено перевозить друзей на раме или руле. Если путешествуете с ребенком, обзаведитесь специальной люлькой с ремнями безопасности. На грузы тоже есть ограничения: они не должны мешать управлению или выступать за пределы велика больше, чем на 50 сантиметров.

Взаимодействие с окружающими

Важнейший принцип для всех участников дорожного движения — в каждый момент нужно быть предсказуемым для окружающих. У машин есть фары, с помощью которых они обозначают остановку или поворот. У велосипедистов свои сигналы:

  • Для обозначения правого поворота вытяните в сторону правую руку или поднимите левую, согнув в локте.
  • Для обозначения левого поворота вытяните в сторону левую руку или поднимите правую, согнув в локте.
  • Для обозначения остановки поднимите правую или левую руку.

Место велосипедиста на проезжей части — на краю правой полосы. Ехать рядом с другим велом можно, но ширина обоих транспортных средств не должна превышать 75 сантиметров, а таких очень мало. В любом случае, это очень опасно и точно даст автомобилистам лишний повод для нелюбви к всему велосообществу.

Ехать в колонне разрешено. Пока это не очень актуально для российских городов, где велосипедное движение не слишком развито, но для организованных выездов стоит запомнить положения ПДД. Колонна не может включать более 10 человек, а расстояние между колоннами должно составлять 80-100 метров.

Чтобы спорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.

Другие материалы о велоспорте

Насколько вам полезен данный материал?