Что такое байкпакинг
Термин связан с велосипедами и путешествиями
В этом материале мы расскажем, как длительные велопоездки налегке стали целой философией. А здесь мы писали о подготовке к однодневному велопоходу за город.
Дать единое определение байкпакингу довольно сложно. Кто-то называет этим словом езду на велосипеде по бездорожью, другие используют его для описания особого способа укладывания вещей на велосипеде без багажника. Правильнее всего будет сказать, что байкпакинг – это смесь того и другого. Рассказываем, откуда появилось это слово и что оно все-таки означает.
История байкпакинга
Считается, что впервые термин был использован в 1973 году Дэном Берденом в статье журнала National Geographic, описывающей велопутешествие автора c женой и друзьями по Аляске и Канаде. Правда, их нагруженные велосипеды – совсем не то, что подразумевается под байкпакингом сегодня. Это понятие в современном виде появилось сильно позже.
В конце 1980-х годов в США стали появляться велогонки с самообеспечением, где у спортсменов нет никаких машин сопровождения, команд поддержки и пунктов питания. Одним из первопроходцев в путешествиях по пересеченной местности стал Роман Дайал, который однажды понял, что может проезжать на велосипеде по той же каменистой, снежной и горной местности, которую он всегда преодолевал пешком и на лыжах. В 1997 году в журнале National Geographic он рассказал о своем семинедельном велосипедном путешествии протяженностью 775 миль (примерно 1247 километров) от канадской границы до озера Кларк на Западной Аляске. Своим примером Дайал вдохновил отца гонок на собачьих упряжках Iditarod Trail Sled Dog Race Джо Редингтона на идею создания велосипедной гонки в суровых условиях Аляски. Первый заезд IditaBike протяженностью 200 миль (321 километр) прошел в конце 1980-х годов. Из 26 человек, вышедших на старт, до финиша доехали только 13 участников. А первой летней байкпакерской гонкой считается Great Divide Race по Скалистым горам.
В последующие годы гонщики и обычные искатели приключений стали думать над тем, как лучше упаковать вещи на велосипеде для этих суровых поездок. В результате один из них, Эрик Парсонс, решил создавать переносные системы для себя, а когда понял, что на это есть огромный спрос, то начал шить и для других. Так он стал создателем одной из первых компаний по производству снаряжения для байкпакинга.
Совершив несколько продолжительных туристических поездок с различными конфигурациями сумок, я понял, что существует серьезная нехватка систем для переноски, которые хорошо работали бы в суровых условиях, — рассказывал Парсонс. – По дороге друг показал мне каркасную сумку, которую мама сшила ему для зимних гонок на Аляске. Я подумал, что это блестяще, и вскоре после этого заинтересовался шитьем и сборкой снаряжения для личного пользования
По словам Парсонса, когда он начал делать такие сумки, еще никто не называл это байкпакингом. Но спустя некоторое время слово прочно вошло в лексикон велосипедистов и теперь означает многодневное путешествие по бездорожью на велосипеде с минимальным снаряжением. Сегодня некоторые производители выпускают коллекции сумок и даже велосипедов с пометкой, что они подходят для байкпакинга.
Создатель популярного портала о байкпакинге bikepacking.com (на нем публикуются маршруты по всему миру) Логан Уоттс пишет, что это движение значительно выросло за последние годы. Если в 2013 году оно было уделом несгибаемых гонщиков, соревнующихся в выносливости, и редких странников, то сегодня это гораздо более популярное направление. Хотя цель остается прежней: устроить приключение, прикрепив немного снаряжения к велосипеду, покатавшись на нем где-то вдали от проторенных дорог пару дней (или больше), а в перерыве устроив кемпинг. По мнению другого редактора bikepacking.com и профессионального составителя маршрутов Касса Гилберта, байкпакинг учит определенному отношению к миру.
Я думаю, что самостоятельная перевозка собственного снаряжения создает иной уровень уважения к нашему окружению, – говорит Гилберт. – Упаковка собственных продуктов и расходных материалов заставляет нас особенно ярко осознавать важность самодостаточности и экологической ответственности. Это замедляет нас и дает повышенное чувство осознания того, где мы находимся. Конечно, вместе с этим приходит и ответственность действовать соответствующим образом
Байкпакинг в России
В России тоже появились энтузиасты, которые организовали байкпакнговую гонку, вдохновившись американской Tour Divide. Наша гонка Тур Юнайт впервые прошла в 2017 году по маршруту «Петрозаводск — Конаково», ее протяженность составила 1000 километров. В заезде приняли участие шесть человек, но до финиша доехали только трое. В следующие годы количество участников росло, маршрут перерабатывался, его длина увеличивалась.
Сейчас Тур Юнайт представляет собой линейный веломаршрут на 7500 километров по европейской части России от Баренцева моря до Черного. Маршрут разбит на шесть сегментов и проходит по незагруженным асфальтовым дорогам, грейдерам и грунтовкам. Ежегодно по нему проводятся заезды, например, в августе велосипедисты проедут центральную часть длиной 2750 километров со стартом в карельском городе Сортавала. Есть и вариант для новичков, которые хотят попробовать свои силы – длина маршрута ТЮЛайт от Сортавалы до станции Ладожское озеро составит 435 километров.
В календаре сообщества Тур Юнайт во «ВКонтакте» значатся еще несколько байкпакинговых заездов, которые пройдут в Московской области, Нижнем Новгороде, Дагестане, Киргизии и других регионах.
Если вы не хотите участвовать в массовых заездах, то ничто не мешает вам попробовать байкпакинг самостоятельно, тем более что в первую очередь это все-таки путешествия на велосипедах, а не соревнование. Начать можно с поездок на выходные, а потом увеличивать их продолжительность, если поймете, что такой формат вам по душе. Главное – выбрать маршрут и правильно уложить вещи.
Что нужно для байкпакинга
Основной принцип байкпакинга заключается в использовании различных сумок, крепящихся на велосипед, но без установки багажников. Вес равномерно распределяется по велосипеду, что практически не нарушает баланс, в отличие от варианта с укладкой снаряжения на багажник.
«Преимущество байкпакинга в том, что при равномерной загруженности велосипеда не страдает управление, что важно при езде по пересеченной местности. Сумки не выступают за габариты велосипеда, что не влияет на аэродинамические свойства. Когда вы катите велосипед, сумки не цепляются за ноги, не мешают идти. На велосипеде не обязательно наличие специальных креплений под багажник и дополнительных крючков. Все это говорит об универсальности данного вида путешествия», – амбассадор Спортмастера Дмитрий Лемякин.
Основные виды сумок:
Подседельная (объемом до 20 литров, могут быть стандартные на молниях или в виде непромокаемых баулов, в основном быстросъемные)
Нарульная (до 15 литров, в виде баула, также непромокаемая)
Внутрирамная (эти сумки бывают разных форм, так как геометрия рам на разных велосипедах отличается)
На верхнюю трубу рамы, на вынос руля
Также сумки крепят на перья, на штаны вилки (с помощью хомутов)
Конечно, при наличии багажников можно взять больше веса, но при этом переднее колесо норовит оторваться от земли при езде в гору, а на заднее колесо увеличивается нагрузка при загруженном багажнике, – объясняет амбассадор Спортмастера Дмитрий Лемякин. – Еще за счет сумок увеличивается ширина велосипеда, ехать по узким тропинкам в том же лесу становится сложнее, сумки цепляются за кустарник и стволы деревьев. Так как вы сильно ограничены в объеме, при составлении маршрута необходимо досконально продумать, что именно из экипировки, снаряжения и питания вам понадобится, а что нет
Для байкпакинговых путешествий с ночевкой вам понадобится то же снаряжение, которое необходимо пешему туристу – палатка, спальник, коврик, горелка и другие предметы первой необходимости, без которых вы не сможете обойтись. Очень важно кататься в шлеме, поскольку маршруты для байкпакинга обычно проходят по бездорожью, а также иметь комплект для ремонта и запасные камеры. Используйте фонарь для велосипеда, который пригодится во время езды в сумерках и в темноте, по возможности положите сменную обувь для отдыха на стоянке. Старайтесь снизить вес снаряжения, но при этом не жертвуйте безопасностью или минимальным комфортом.
Помимо укладки снаряжения может встать вопрос, какие велосипеды подходят для байкпакинга. Эксперт предлагает присмотреться к двум вариантам.
Для байкпакинга подойдут гравийные велосипеды, которые еще называют гревелы, – говорит Дмитрий Лемякин. – Они имеют небольшой вес, довольно высокий дорожный просвет, широкие покрышки с протектором для грунтовых дорог, жесткую вилку, что экономит вес, а руль «баран» позволяет менять положение рук. Да и обычный велосипед для езды по пересеченной местности подойдет, за исключением двухподвесов. Ведь по большому счету байкпакинг – это стиль путешествия, а не велосипед!
Чтобы велоспорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.