Что за гонка «Тур де Франс»
«Большая петля» конкурирует по популярности с Олимпиадой и чемпионатом мира по футболу
filip bossuyt/Wikimedia Commons
Есть соревнования, о которых знают все — даже люди, далекие от спорта. Велогонка «Тур де Франс», безусловно, стоит в этом ряду. Наверняка, вы когда-нибудь слышали упоминания о «Большой петле» в литературе, кино или музыке.
На сегодня Тур считают третьим по важности спортивным событием в мире после чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр. Гонка транслируется в 190 странах с совокупной аудиторией 3,5 миллиарда человек
Любой футбол позавидует таким цифрам. А уж в самой Франции велогонка — событие национального масштаба. В стране даже существует закон, обязывающий местное телевидение каждый год показывать все этапы на бесплатных общедоступных каналах. Чтобы даже самые бедные граждане могли насладиться этим социально-культурным феноменом.
История
Первый «Тур де Франс» состоялся в 1903 году. Гонку организовала и спонсировала французская спортивная газета L'Auto — сейчас она известна как L’Equipe. Редакция печатного издания во главе с Анри Дегранжем надеялась, что уникальная велогонка на выносливость по всей стране привлечет внимание публики и поднимет падающие показатели продаж.
Идея сработала: на первую многодневку заявились 60 велогонщиков. Большинство спортсменов представляли Францию, но были и райдеры из соседних стран: Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии. Полностью трассу проехали только 24 участника. Как и сегодня, на финише в Париже их встречали десятки тысяч зрителей.
Первым победителем стал Морис Гарен. На его примере легко понять, как изменились «Тур де Франс» и велоспорт с тех пор. Морис без шлема преодолел 2428 км на велосипеде, который значительно отличался от современных моделей. Из-за стальной рамы и деревянных ободов его вес составлял 18 кг. Еще у велосипеда не было переключения скоростей — подъем в гору стал настоящим испытанием.
Гарен, как и остальные велосипедисты, участвовал в гонке в одиночку, без командных машин и запасных велосипедов. Приходилось обматывать себя запасными шинами как поясом с боеприпасами.
Велосипедисты «Тур де Франс» всегда отличались хорошей физической формой и выносливостью. Но на заре становления гонки участники относились к тренировкам и диетам более расслабленно. Морис, например, любил вино и сигареты, поэтому даже останавливался в нескольких барах по пути, чтобы «подзаправиться». Его скорость позволяла исполнять такие трюки. В итоговом зачете он привез ближайшему сопернику почти три часа — это максимальный отрыв в истории гонки.
«Тур де Франс»-1903 прошел с большим успехом и выполнил основную задачу организаторов: в разы увеличил продажи газеты. Впоследствии гонку проводили каждый год, за исключением вынужденных перерывов во время мировых войн. В 2025-м Le Tour de France стартовала 5 июля, а завершилась 27 июля.
Этапы «Тур де Франс»
122 года назад велогонка состояла из шести этапов, пять из которых были равнинными, а один — среднегорным. Сейчас велогонщики преодолевают 21 этап — по одному в день. В 2025 году на протяжении «Тур де Франс» у спортсменов было только два дня отдыха: 15 и 21 июля. Протяженность самого длинного этапа составила 212 км — от Ловен-Планк до Булонь-сюр-Мер.
Из 21 этапа семь равнинных, шесть — холмистых, шесть — горных. Еще два этапа представляют собой индивидуальную гонку с раздельным стартом. Как правило, самые захватывающие отрезки гонки — горные. Чаще всего именно на них меняется ситуация в общем зачете.
Где проходит маршрут гонки
В 1903 году маршрут «Тур де Франс» не выходил за пределы Франции, но со временем гонка расширилась и по ходу некоторых этапов стала часто затрагивать территорию соседних государств. Но в 2025 году маршрут впервые с 2020-го снова лежал исключительно на французской территории и затрагивал 39 городов.
Общая протяженность трассы — 3320 км. Третий раз в истории старт был в Лилле. Финиш, как обычно, состоялся на Елисейских полях в Париже. Горные участки начались только с 10 этапа, когда гонщики уже преодолели примерно половину дистанции.
Майки лидеров
С 1919 года лидер общего зачета крутит педали в желтой майке — в цвет бумаги, на которой когда-то выходила та самая газета L'Auto. Велогонщик, который занял первое место в генеральной классификации по итогам 21 этапа, становится победителем всей многодневки.
Но есть и другие престижные классификации, лидеры которых тоже носят отличительные майки «Тур де Франс». Зеленый цвет символизирует лучшего спринтера. Белая майка в красный горошек предназначена для лидера горного зачета. Просто белую майку получает быстрейший гонщик до 25 лет.
Победители «Тур де Франс»
Победу в Туре приносит именно лидерство в общем зачете, потому что первый номер генеральный классификации — самый стабильный велогонщик в пелотоне из сильнейших. Он может не выиграть ни одного этапа, но все равно окажется в топе, если выступит без провалов. Такое в истории гонки случалось дважды: в 1990 году мастер-класс показал американец Грег Лемонд, а в 2017-м — британец Крис Фрум.
У самых титулованных велогонщиков по пять викторий. Среди них французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, испанец Мигель Индурайн и бельгиец Эдди Меркс. Ближе всего к ним приблизился Фрум — британец выигрывал гонку четыре раза, но в этом году не принимал участие в заезде. Теперь четырехкратным чемпионом стал 26-летний словенец Тадей Погачар, который победил в «Тур де Франс»-2025.
В начале XX века Морис Гарен получил за победу в общем зачете 3 тыс. франков — примерно в два раза больше, чем зарабатывал рабочий за год на парижском автозаводе De Dion-Bouton. С ростом популярности гонки гонорары росли в геометрической прогрессии. В 2025 году лидеру генеральной классификации положено 500 тыс. евро.
Если вы всерьез интересуетесь велосипедами, заходите в наш интернет-каталог, где есть как сами байки, так и аксессуары и запчасти к ним. А в магазинах Спортмастер PRO вам грамотно помогут определиться с выбором наши эксперты, которые сами регулярно ездят в велопутешествия и участвуют в гонках.