В 2009-м, за год до чемпионата мира в Южно-Африканской республике в стране прошел Кубок Конфедераций. После победы на Евро-2008 фаворитом турнира считалась сборная Испании. В серии посвященных ивенту материалов канадского CBC вышел текст про нападающего «Ливерпуля» Фернандо Торреса, который начинался так: «Торрес — «золотой мальчик» испанского футбола. Быстрый как молния и убийственный перед воротами нападающий настолько умело обращается с мячом, что заставляет невероятное выглядеть обыденным».

Тогда Эль Ниньо (прозвище Фернандо Торреса) был в топе — 25 лет, главный нападающий лучшей сборной Европы. Но пик прошел довольно скоро. Если в карьере форварда и есть поворотный момент, вышедшая в 2020 году документалка от Amazon Prime отчетливо дает понять, — он случился не в январе 2011-го, когда Фернандо сменил «Ливерпуль» на «Челси».

Это произошло за 10 месяцев до трансфера в лондонский клуб, в матче против «Бенфики» на «Энфилде». Форвард выпрыгнул, чтобы сыграть головой, приземлился и тут же упал, почувствовав неприятные ощущения в колене. «Что-то щелкнуло, что-то вышло из строя», — вспоминает испанец в фильме.

Травма и форсированное возвращение

Это был год проведения чемпионата мира, и Испания считалась фаворитом на победу. До начала турнира оставалось два месяца, но Торрес думал не об этом через 10 минут после начала ответного четвертьфинального матча Лиги Европы, особенно зная, что «Ливерпуль» уступил в первой встрече в Лиссабоне. По его словам, лучшее доказательство — что он остался на поле и забил два гола, которые помогли команде Рафы Бенитеса пройти дальше.

Я продолжал играть, потому что мог.

Но через полчаса после финального свистка Торреса охватила паника. Опухоль вокруг его колена увеличилась. Первые снимки не дали определенных результатов, и Фернандо должен был полететь в Барселону на прием к всемирно известному хирургу Рамону Кугату — он оперировал колени многих звездных футболистов. Встреча была отложена из-за извержения вулкана в Исландии — полеты по всей Европе приостановили.

Торрес решил, что ему во что бы то ни стало нужно оказаться в Каталонии поскорее. До сих пор неизвестно, обратился ли он к помощи водителя в поездке протяженностью почти в 2 000 километров. Трип занял почти все выходные, а субботнюю ночь футболист провел в отеле под Парижем. Путешествие вряд ли хорошо сказалось на поврежденном колене, но, по крайней мере, жена Фернандо была рядом. Торрес собирался ехать один, но Олалла настояла на том, чтобы отправиться вместе с мужем. Девушка была почти на середине срока беременности, а в детском кресле ехала их десятимесячная дочь Нора.

Торрес был измотан, когда добрался до клиники Кугата поздно вечером в воскресенье, но уже через три часа операция завершилась. Прежде чем отправиться на хирургический стол, он сказал Рамону: «Если придется полностью удалить мениск, вы должны это сделать. Меня не волнует, какой ценой, но я должен сыграть на чемпионате мира, потому что знаю: Испания может победить».

Форвард пропустил конец клубного сезона, в котором путь «Ливерпуля» в Лиге Европы закончился на стадии полуфинала. Мерсисайдцы пропустили в решающую встречу турнира бывшую команду и первую футбольную любовь Фернандо — мадридский «Атлетико». Что было еще важнее для клуба, испытывающего серьезные финансовые трудности, — «красные» завершили кампанию Премьер-лиги на седьмом месте. Это означало, что в следующем сезоне «Ливерпуль» впервые за семь лет не примет участия в Лиге чемпионов (в кампании-2009/10 команда играла в Лиге Европы, потому что заняла третье место в группе ЛЧ).

Тогда Торреса обвиняли в том, что он поставил сборную выше клуба, но он настаивает, что у него не было другого выхода: в любом случае ему потребовалась бы операция, чтобы снова играть за «Ливерпуль». К середине апреля 2010 года его внимание было полностью сосредоточено на чемпионате мира. Покинув клинику Кугата после полуночи, Фернандо приступил к реабилитации в 8 утра следующего дня. Тем временем главный тренер сборной Испании Висенте дель Боске разработал для страйкера план занятий с прицелом на возвращение игрока к стадии плей-офф ЧМ. Торрес согласился с тем, что это отличная идея, потому что «целью было подготовиться к финалу».

Все пошло не по плану с самого начала турнира. Испания проиграла Швейцарии в стартовом матче группового этапа, и Дель Боске вынужденно сократил программу реабилитации Эль Ниньо. В результате Торрес вышел в стартовом составе против Гондураса, сыграв 70 минут. В заключительном матче группы против Чили, чтобы обеспечить квалификацию в плей-офф, Торреса снова выпустили в старте. «Красная фурия» победила со счетом 2:1, но для Фернандо 55 минут на поле не прошли без последствий: на следующее утро из его колена откачивали жидкость.

С того момента Торрес смирился с тем, что сможет играть только с болью. Он провел на поле меньше часа в матчах с Португалией и Парагваем, а в полуфинале с Германией, по мнению Дель Боске, здоровья Фернандо хватило только на появление со скамейки в конце игры.

Он вышел на замену и в финальной игре против Нидерландов. Торрес поучаствовал в комбинации, которая привела к победному голу Андреаса Иньесты в дополнительное время, но травма заставила его покинуть поле за несколько секунд до финального свистка. Когда рефери объявил об окончании матча и Испания впервые в истории стала чемпионом мира, Торрес сидел в раздевалке и плакал не от радости, а от сожаления.

Врач убедил его вернуться на поле и присоединиться к общему торжеству, но кадры, на которых он пытается выглядеть счастливым, больно смотреть. Позже очередное сканирование показало, что в финале Торрес получил лишь небольшой разрыв мышцы бедра, но даже спустя десятилетие его советник Антонио Санс считал, что в основном проблема была у игрока в голове: «Он понимал, что не может выкладываться на полную, и для него это было слишком. Мышца, которую он надорвал, была эмоциональной мышцей».

«Я не так представлял себе личный триумф на чемпионате мира», — размышлял Торрес. Впервые в жизни он засомневался в том, что упорный труд — это всегда единственное верное решение, и что «ради одного мгновения можно пожертвовать всем». Он думал сердцем, а не головой, чтобы прийти к тому, к чему стремился.

До 26 лет Торрес считал, что он способен достичь чего угодно, но гонка по подготовке к чемпионату мира 2010 года изменила его внутренние установки. «Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что это было не очень разумное решение», — говорит в фильме игрок, которому предстояло покинуть «Энфилд» и отправиться на «Стэмфорд Бридж» через шесть месяцев после того финала.

Некрасивое прощание с «Ливерпулем» и переход в «Челси»

Торрес не говорит об этом прямо, но и так понятно: высшая точка в его карьере случилась на два лета раньше, в 2008 году, когда он забил гол в ворота сборной Германии в финале Евро. Мяч Эль Ниньо остался единственным, и испанцы завоевали первый континентальный трофей за 44 года. Та победа стала началом эры доминирования «Красной фурии» в Европе и мире.

Тогда Фернандо считался нереально важной фигурой для «Ливерпуля» и Испании. Его уважали и любили. Он был молод и в меру успешен — больше людей желали ему триумфа, чем надеялись на скорую неудачу. Четыре года спустя он во второй раз стал чемпионом Европы в составе сборной Испании, но его репутация полностью изменилась.

Он добился огромного успеха, но стал менее значим для клуба и страны. После ухода на «Стэмфорд Бридж» в начале 2011 года его возненавидели болельщики «Ливерпуля», но когда он не забил в пустые ворота в матче с «Манчестер Юнайтед», удовлетворение почувствовали не только на Мерсисайде: после трансфера его выставили в прессе эгоистичным скандалистом.

«Челси» выложил рекордную для Англии сумму за бракованный товар.

В «Ливерпуле» Торрес стал еще одной жертвой бардака в руководстве, который чуть не привел клуб к банкротству. В сезоне-2008/09 он пропустил 14 матчей Премьер-лиги, в основном из-за травм. «Красные» в тот год заняли второе место в чемпионате после «Манчестер Юнайтед» — настоящее чудо, учитывая беспорядок за кулисами.

В следующей кампании Премьер-лиги он не смог выйти на после 16 раз. Это были небольшие, не слишком серьезные болячки, но финансовые ограничения «Ливерпуля» и зависимость от Торреса привели к тому, что он каждый раз слишком быстро возвращался на поле, по-настоящему не залечив повреждение.

Он не мог уделять тренировкам столько времени, сколько раньше, и некоторым товарищам по команде казалось, что испанец просто потерял интерес к происходящему. Торрес по-прежнему забивал голы, но уровень его игры падал. Он ускорялся с осторожностью и в целом стал двигаться по-другому. Многие фанаты восприняли изменившийся язык тела Фернандо как знак того, что он не хочет быть в команде.

В документальном фильме Торрес рассказывает о встрече с руководством клуба, на которой ему пообещали, что состав будет улучшен. Он говорит, что Хаби Алонсо и Хавьер Маскерано были проданы в одно лето, — на самом деле Алонсо ушел в 2009 году, а Маскерано — годом позже. Либо Фернандо вычеркнул сезон-2009/10 из памяти, либо к тому моменту он и правда мысленно был уже не в «Ливерпуле». Из справедливости к Торресу стоит отметить, что Маскерано пытался сменить команду и в 2008-м.

Торрес хотел перейти в «Челси», потому что считал, что это «приблизит его к тому, чего он хотел». После второй смены владельцев «Ливерпуля» за три с половиной года он почувствовал, что самые важные институты клуба не работают. Никто на уровне управления процессами за пределами поля не «заботился о команде, болельщиках и игроках».

Он считал, что клубу потребуется много времени, чтобы вернуться на победный путь. Испанец был уверен, что команда серьезно сдала с момента его прихода. Пропуск Лиги чемпионов и продажа лидеров скорее подтверждают правоту Фернандо. Травмы только ускорили его желание сменить обстановку: форвард понимал, ресурса его тела может не хватить на реализацию всех спортивных амбиций.

За три с половиной сезона на «Энфилде», куда он приехал в статусе самого дорогого подписания в истории клуба, его 81 гол не принес ни одного трофея.

У испанца сходу не задались отношения с Демьеном Комолли, назначенным футбольным директором клуба в ноябре 2010 года, за пару месяцев до трансфера Фернандо в «Челси». Функционер дал Торресу понять, что деньги от его возможной продажи увеличат возможности «Ливерпуля» на трансферном рынке. Нападающий хотел медалей, но никто в клубе не смог убедить его в том, что они появятся в ближайшее время. Более того, его потенциальный уход рассматривался как важная составляющая масштабного плана перестройки.

Возможно, Торрес звучит наивным. «Я чувствовал, что они вонзили мне нож в спину», — говорит он, имея в виду то, как его частные беседы с руководством клуба были обставлены в прессе. Медиа писали об этой ситуации так, будто никто, кроме Торреса, не хотел расставания. Как позже выяснилось, и Торрес, и вратарь Пепе Рейна рассматривались новыми владельцами «красных» Fenway Sports Group как игроки, «вероятно, прошедшие свой пик». Можно понять, почему Фернандо почувствовал себя преданным и впоследствии подал прошение о трансфере, чтобы ускорить уход.

Период в «Челси» стал самым успешным в карьере Фернандо Торреса — он выиграл Кубок Англии, Лигу чемпионов и Лигу Европы — но, по его словам, это был и наименее счастливый период. В его голове основательно поселились сомнения в своих физических возможностях — и даже футбольных скиллах.

Появился страх, «чувства, которых он никогда раньше не испытывал». Он вспоминает свой главный хайлайт — гол «Барселоне» в полуфинале Лиги чемпионов, который обеспечил «синим» выход в решающую встречу и первый трофей ЛЧ в истории «синих». Этот момент для него —доказательство вклада в наследие клуба, но он не упоминает, что даже если бы он не забил в том эпизоде, «Челси», вероятно, прошел бы дальше и так — благодаря правилу выездного гола.

Возвращение в «Атлетико»

В «Атлетико» и «Ливерпуле» он чувствовал себя своим. В «Челси» он был просто еще одним футболистом без определенной роли в иерархии раздевалки. «Я не знал, как заслужить это место, и они не создали его для меня», — говорит он. 31 августа 2014 года Торрес ушел в «Милан» на правах аренды.

Документальный фильм «Последний символ» предназначен в первую очередь для испанского рынка, где прозвищем игрока остается «Эль Ниньо» (Малыш), хотя Фернандо Торресу уже 40 лет и на момент выхода ленты он закончил игровую карьеру. Интересно было бы узнать, что думает о таком названии Диего Симеоне, учитывая, насколько важное место экс-форвард занимает в современной истории мадридского «Атлетико». В отношениях коуча и игрока все складывалось не так гладко.

Симеоне был инициатором возвращения Торреса в «Атлетико» в 2015 году, но при нем же форвард ушел в японский клуб «Саган Тосу» в 2018-м. Есть ощущение, что аргентинец позволил бы ему сменить команду еще раньше, если бы не вмешательство президента клуба. Функционер созвал собрание, когда Симеоне довольно резко объявил, что Торрес не получит предложение о новом контракте.

В детстве Фернандо боготворил Симеоне, но примерил капитанскую повязку раньше кумира, когда они были партнерами по команде в период с 2003 по 2005 год. К моменту переезда Торреса в Японию роли в этой паре и их отношение друг к другу сильно изменились. В доке форвард жалуется на недостаток эмпатии и коммуникативных навыков у Диего: «Единственный способ общения с ним — это упорная работа».

В фильме Торрес, кажется, очень тщательно подбирает слова. Того же нельзя сказать о его многолетнем советнике. Санс практически плюется именем Симеоне, когда говорит о том, что пошло не так. По словам Фернандо, он мог мириться с тем, что его оставляют на скамейке запасных, но Симеоне иногда вообще не включал его в состав без каких-либо объяснений. Диего, который тоже поучаствовал в создании фильма, говорит, что у них с Торресом состоялся «очень искренний» разговор перед генеральным директором «Атлетико» Мигелем Анхелем Хиль Марином и это помогло исправить ситуацию, — хотя Торрес не подтверждает это мнение.

Через несколько месяцев он покинул «Атлетико». Фернандо стал двукратным победителем Лиги Европы и дважды отличился в своей последней домашней игре Ла Лиги — через 17 лет после своего первого гола в турнире, забитого в возрасте всего 17 лет. Такой разброс напоминает о том, что Торрес провел в других клубах столько же времени, сколько и в родном «Атлетико». Вдали от Мадрида он в определенном смысле стал символом в каждом из клубов, в которых поиграл, но не везде в положительном ключе.

Торрес чувствует удовлетворение от своего статуса в «Атлетико», но его история в клубе — скорее про нереализованные амбиции и сожаления. В 2016 году он всерьез рассматривал вариант с завершением карьеры в случае, если бы «матрасники» обыграли «Реал» в финале Лиги чемпионов. Фернандо назвал это «самым важным матчем в карьере», а потенциальную победу — затмевающей все, чего он добился в составе сборной Испании. «Атлетико» проиграл по пенальти.

Торрес может только фантазировать, каково это — выиграть Ла Лигу, что удалось Симеоне двумя годами ранее злополучного финала Лиги чемпионов. Это произошло в тот момент карьеры Фернандо, когда Жозе Моуриньо явно давал понять: испанец не нужен в «Челси».

Торрес — серьезный и скромный интроверт, но он всегда осознавал свой талант и ценность. Критики могут объединить эти свойства и сделать вывод, что ему не хватает харизмы. Нет ничего удивительного в том, что его личность могла пострадать в результате раннего и стремительного взлета, — он дебютировал за первую команду «Атлетико» в 17 лет.

Наоборот, трудно представить, что психика подростка, оказавшегося в таком положении, может остаться в полном порядке. Когда Торрес перешел во взрослый состав, «матрасники» играли во втором дивизионе. Он стал не только символом надежды, но и объектом общественного достояния.

То же самое можно сказать и о Майкле Оуэне, хотя он, кажется, никогда не понимал, почему болельщики «Ливерпуля» недолюбливают его за переход в «Манчестер Юнайтед». Торрес, кажется, хотя бы осознает, почему его имя на Мерсисайде (по крайней мере у части фанатов) все еще вызывает совсем иные эмоции по сравнению с Мадридом.

В Испании Фернандо никогда бы не подписал контракт с «Реалом», несмотря на усилия разных президентов «сливочных». В Англии он никогда бы не перешел в «Юнайтед». Спустя много лет Эль Ниньо понимает, что в 2011 году круг клубов, которые хотели и могли позволить себе его, был невелик, но зная, как все сложилось в итоге, для его репутации было бы лучше переехать в другую страну после расставания с «Ливерпулем».

В рамках промо-кампании документального фильма Amazon провела с Торресом пресс-конференцию на стадионе «Ванда Метрополитано», на котором играет «Атлетико». Его спросили о том, что он символизирует за пределами родного клуба. Он описал период в «Ливерпуле» как короткий, но яркий и сказал, что когда отношения заканчиваются так, как это случилось у него с «красными», неизбежно возникают чувства непринятия и ярости.

Торрес считает, что болельщики «Ливерпуля» теперь лучше понимают, почему он решил уйти, но признает, что их отношение к нему его «ранило». И уточняет: «Только потому, что я не мог перестать любить их. Моя привязанность к «Ливерпулю» сохранится, даже если они никогда меня не простят». Будь он фанатом, то «тоже ругался бы» на себя в подобной ситуации. Но нужно помнить: клуб выставил ситуацию так, что на расставании настаивал только игрок.

Фанаты «Атлетико» сразу после завершения карьеры Эль Ниньо принялись гадать, вернется ли он у клуб в качестве президента или даже замены Симеоне. После выхода фильма в 2020-м он настаивал: «Пройдут годы, пока я буду готов и обучен». На деле потребовалось совсем немного времени, и Фернандо вернулся — в 2021 году возглавил состав «матрасников» для игроков не старше 19 лет, а перед сезоном-2024/25 перешел на должность коуча «Атлетико В», резервной команды, выступающей в третьем дивизионе Испании.

Впервые за всю взрослую жизнь Торрес не чувствует, что ему нужно куда-то торопиться. Это ощущение подорвало его игровую карьеру: он слишком сильно стремился к успеху, только чтобы понять, что успех не принес ему удовлетворения. «На протяжении всей карьеры я думал, что когда уйду из футбола и оглянусь назад много лет спустя, то буду вспоминать трофеи, — говорит он. — Я не понимал, насколько ошибался».

Переходи в каталог Спортмастера или заглядывай в Спортмастер PRO, чтобы подобрать пару по размеру. Там же ты найдешь все необходимое для занятия любимым спортом.

Фото: rayand/Wikimedia Commons