Гимнастика для детей 2-3 лет
Малышей в два-три года уже можно приобщать к физкультуре
Начиная с двухлетнего возраста можно приучать ребенка к систематическим занятиям физкультурой. Помимо развития ловкости и тренировки мышц, дети учатся понимать команды педагога (тренера, родителей), что дает хорошую «базу» для освоения разных видов спорта в будущем.
А на первых порах лучший способ заинтересовать ребенка гимнастикой — это игровая форма. Все родители знают, что дети в 2-3 года максимально подвижны, поэтому нам остается лишь направить эту энергию в нужное русло.
Занятия физкультурой должны быть интересными и веселыми, важно выстроить ассоциацию гимнастических упражнений с хорошим настроением. Прекрасно работает и личный пример — дети любят повторять за родителями. В ваших руках сейчас «волшебная палочка»: ловите момент, пока мама и папа являются стопроцентным авторитетом для ребенка. Семейные тренировки — это идеальный вариант для «малышковой» гимнастики.
Сколько времени нужно заниматься
Детям 2-3 лет желательно целенаправленно выделять до 60 минут в день на физические упражнения. Конечно, речь не идет об усиленном ОФП (общая физподготовка). Наша задача — насытить специальную игру или прогулку нужными движениями, которые способствуют правильному развитию опорно-двигательного аппарата.
По мере роста ребенка увеличивают время занятий. Например, к 6-летнему возрасту условная тренировка может длиться 120 минут в день, ее можно разделить на несколько частей.
Какие виды упражнений использовать
1. Разные виды ходьбы
Начиная с двухлетнего возраста можно учить ребенка ходить на носочках, на пяточках, на внешнем и внутреннем ребре стопы. Добавляем «пятки вместе — носки врозь», пусть это будет «пингвин». Имитируем походку косолапого мишки, пятимся назад, убегая от волка, и так далее. В основе — всегда игра.
2. Бег
Для детей 2-3 лет бег — это самое естественное состояние. Ребенок и сам рад быстро перемещаться, а нам лишь остается добавить сюда некоторые упражнения для ловкости и сообразительности. Например, сделать вариант мини-эстафеты, когда нужно добежать до конкретной точки и вернуться, принести определенный предмет или по пути обходить препятствия.
3. Прыжки
Прыгучесть в этом возрасте — повышенная. Дети осваивают этот навык примерно с полутора лет. Добавляем к хаотичным прыжкам задания — прыгать только на камушек или плитку определенного цвета (формы), прыгать на одной ноге, прыгать через низкое препятствие и т. п.
Помогаем ребенку образами животных и насекомых — прыгай как кузнечик, как зайка, как лягушка, кенгуру и проч. Если ребенок незнаком с этими животными, будет хороший повод изучить фауну.
4. Бег вприпрыжку
Начинаем смешивать движения, сочетая бег с небольшими прыжками в высоту. Такой вид активности требует большей координации, поэтому учит ребенка чувствовать свое тело в пространстве, тренирует равновесие, дает представление о выборе скорости движения.
Начинать такие упражнения лучше на безопасной поверхности — траве или площадках с прорезиненным покрытием. И в удобной подходящей обуви.
5. Приседания
На классическое выполнение приседаний в этом возрасте рассчитывать не стоит, но подготовить тело и мышцы ребенка к будущим нагрузкам — вполне можно. Вплетаем в сюжет игр разовые приседания. «Села, поела и опять пошла», — один из самых простых примеров.
6. Работа с отдельными группами мышц
Основные упражнения — это махи руками, ногами, наклоны и повороты. В принципе, все как у взрослых, разница лишь в том, что амплитуда движений меньше. Плюс дети не могут повторять целенаправленно одно и то же упражнение одинаково несколько раз. Тут на помощь снова приходит игра: мы просто повторяем циклы из 4-5 упражнений несколько раз, добиваясь тем самым нужного количества.
Ниже в нашей статье вы увидите готовые игры для гимнастики с детьми 2-3 лет, из которых можно составить полноценное занятие.
Игры для гимнастики
Все игры выполняются с демонстрацией движений родителем или тренером.
1. «Веселые гуси»
Игра-разминка по мотивам потешки «Гуси-гуси! Га-га-га».
а) «Гуси просыпаются»
Исходная позиция детей — стоя, руки вниз.
Поднимаем через стороны руки вверх, дружно произносим: «Га-га-га!» Последний слог тянем долго.
Плавно опускаем руки вниз (как крылья).
Повторяем упражнение в медленном темпе 5 раз.
б) «Гуси шипят»
Исходная позиция — стоя, руки в замок за спиной.
Наклоняемся вперед, отводим руки назад, вытягиваем шею и говорим: «Ш-ш-ш».
Вернуться в исходную позицию.
Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
в) «Гуси спрятались»
Исходная позиция — стоим ровно, руки вдоль тела.
Приседаем, руками укрываем голову (как крыльями), встаем.
Повторяем упражнение в медленном темпе 3-4 раза.
г) Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки»
В положении стоя, поворачиваем голову направо, поднимаем руку в сторону, делаем вдох и длинный выдох.
То же самое повторяем при повороте налево.
Дуем по 3-4 подхода в каждую сторону.
д) «Непослушные гуси»
Исходная позиция — стоя на месте. «Гуси» начинают прыгать на месте и в разные стороны.
Повторяем 2-3 раза по 10 секунд.
Завершаем упражнения словами известной потешки.
Тренер: Гуси, гуси!
Дети: Га-га-га!
Тренер: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Тренер: Серый волк под горой, улетайте все домой!
Движения: легкий бег за тренером (30-40 секунд), далее переходим на медленную ходьбу со взмахами «крыльев» (30 секунд).
2. «Чудесный огород»
Тренер: В огород сейчас пойдем, урожай весь соберем!
(Ходьба на месте, поднимая колени — 10 секунд).
Тренер: Эй, лошадка, стоп-стоп-стоп
Отвези нас в огород!
(Легкий бег с «цоканьем» 10-15 секунд).
а) «Капуста»
Тренер: У капусты кочаны — вот такой величины!
Движения: из положения стоя, ноги на ширине плеч, поднять руки перед собой, соединить пальцы и сделать кольцо — показываем размер капусты.
Повторить 3 раза, один из них — над головой.
б) «Морковка»
Тренер: Прячет морковка свой носик на грядке. С нами морковка играет в прятки!
Движения: из положения сидя, согнуть ноги, обхватить руками колени и «спрятать» голову (опустить). Выпрямляемся. Повторить 4 раза.
в) «Зайка»
Тренер: В наш веселый огород, забрался зайка и поет!
Движения: Прыжки на двух ногах на месте, ручки-«лапки» перед собой. Повторяем 6-7 раз. Тренер сопровождает прыжки напевкой: «ля-ля-ля-ля».
Тренер: Вот, закончилась игра! Всем теперь домой пора.
Движения: ходьба в медленном темпе, восстанавливаем дыхание.
3. «Солнышко»
Тренер: Выглянуло солнышко, всех зовет гулять.
По тропинке с солнышком весело шагать! (Дети шагают на месте)
а) «Греем ладошки»
Тренер: Солнышко-солнышко, руки нам погрей!
Движения: вытягиваем руки вперед, ладони поворачиваем вверх-вниз 8-10 раз.
б) «Где же лучик»
Тренер: Появился солнца лучик — стало всем светлее. Слева лучик, справа — лучик, стало веселее!
Движения: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты корпуса влево-вправо, согласно тексту. Повторить 3 раза.
в) «Нарисуй солнышко»
Движения: из положения стоя, очерчиваем в воздухе прямой рукой большой круг. Движение от плеча. Повторяем каждой рукой по 5 раз.
Помогаем детям словами: «Солнышко выросло, стало еще больше!».
г) «Достань солнце»
Дети встают на носочки, руки над головой и тянутся «к солнцу». Каждое потягивание — по 3-4 секунды. Повторить 4 раза.
4. «Паровозик»
а) Дыхательное упражнение
Набираем воздух и на выдохе тянем «ту-тууууу!». Повторить 5-6 раз.
б) «Едем на вокзал»
Собираем руки в кулачки, сгибаем в локтях и делаем круговые движения руками с обоих сторон туловища, имитируя ход паровоза.. Накладываем движения на шаги вперед, перемещаемся по всему пространству, со словами «чух-чух-чух». Продолжительность — до 1 минуты.
в) «Забыли пассажира»
Повторяем предыдущее упражнение задним ходом. Детям это дается сложнее, поэтому выбирайте медленный темп и следите за траекторией движения, чтобы ребенок не упал.
г) «С горки на горку»
Исходная позиция — ноги на ширине ступни, руки на поясе. Проговаривая вслух «чух-чух-чух», выполняем полуприседания 6-8 раз.
5. «Деревья»
а) «Шелестят листочки»
В положении стоя поднять руки вверх и помахать кистями рук, произнося звук «ш-ш-ш-ш», опустить руки. Повторить 5 раз.
б) «Качаются деревья»
Исходная позиция как в первом упражнении. Подняв руки вверх, слегка наклоняемся вправо-влево, как настоящие деревья при ветре. Темп медленный, движения потягивающие. Повторить 6-7 раз.
в) «Сажаем кустики»
Присесть, коснуться руками пола перед собой, встать. Делаем шаг вперед и «сажаем куст» в новом месте. Повторить 5-6 раз.
г) «Растут елочки»
Руки разводим чуть в стороны, ладошки держим параллельно полу, изображая елочку, поднимаемся на носочки и ходим по всей площадке, вытягивая макушку наверх.
Через 10 секунд опускаемся на полную стопу. Чередуем ходьбу на носочках и обычный шаг. Повторить 3 раза.
Такими упражнениями можно привить ребенку любовь к физической активности. По мере роста детей увеличивайте количество повторов в каждой игре, добавляйте новые сюжеты, осваивайте базовый спортивный инвентарь, который вы можете найти в нашем онлайн-каталоге.