Победитель юношеской Олимпиады и амбассадор Demix Сергей Чернышев, известный как b-boy Bumblebee, рассказал, что изменилось в российском и мировом брейк-дансе после того, как его включили в программу Олимпийских игр.

Что такое брейкинг, если объяснять это человеку, который не в курсе?

Брейкинг — это уличный танец, который зародился в семидесятых годах в районе Бронкс в Нью-Йорке, и с тех пор развился до олимпийского вида спорта. Произошло это не просто так. Брейкинг про артистизм и творчество, но в танце есть и спортивная составляющая. У каждого танцора свой стиль, но нужно исполнять и сложные элементы, для обучения которым требуется системный подход. Важно много времени посвящать физической подготовке. Поэтому именно брейк-данс включили в программу Игр. Я в брейкинге 14 лет и за это время не встречал людей, которые увидели брейк вживую и остались к нему равнодушны. Все удивляются, всех он чем-то цепляет. Зрелищные движения и артистизм в сочетании с музыкой это очень круто.

Хорошо или плохо для развития брейк-данса, что он стал олимпийской дисциплиной?

Однозначно хорошо. Олимпийские игры совсем другой масштаб. В первую очередь, это популяризация. О брейкинге узнает гораздо больше людей, многие придут в наш танец. Уже увеличилось количество крупных соревнований,  спонсоров, компаний, заинтересованных в танцорах и в контрактах с ними плюсы налицо. Если говорить о минусах…  Вначале многие беспокоились, что акцент на спорте плохо скажется на культурной составляющей. Но брейкинг уже давно стал спортом. С 2018 года прошло шесть лет, и за это время мы не увидели каких-то существенных изменений, которые бы плохо сказались на нашей культуре. Неспортивные мероприятия остались и всегда будут. Каждый может участвовать где хочет. Я люблю не только масштабные баттлы, но и «закрытые», с другой атмосферой без проблем участвую и там, и там.

Что поменялось после включения брейкинга в программу Игр?

Появилась система. Раньше не было четкой спортивной структуры с соревнованиями, отборами. Да, они были в рамках коммерческих турниров, но не в таких масштабах. В спорте существует определенный ежегодный цикл. Например, в России есть сборная, и чтобы в нее попасть, ты должен показать определенные результаты на чемпионате, который проходит в апреле каждого года. Ряд обязательных мероприятий, разряды, все это добавилось, вся спортивная составляющая. Сейчас особенно сильно ощущается масштабирование брейкинга: крупные компании заключают контракты с танцорами по всему миру. Это и автомобильные бренды, и крупные бренды одежды, техники и так далее. У нас в стране сейчас с брендами сложнее, но российский рынок тоже потихоньку активизируется. Надеюсь, в дальнейшем будет еще больше активности, больше коллабораций. например, сейчас один из контрактов у меня с Demix — брендом спортивной одежды, обуви и инвентаря. Осенью мы провели большую рекламную кампанию с афишами по всей стране, где я стою во «фризе». Хотелось бы, чтобы все это побыстрее набирало обороты, я стараюсь этому способствовать. Думаю, что все получится, даже несмотря на то, что Олимпиада пока находится под вопросом. У нас в этом году будут игры БРИКС, Игры Дружбы, в которых будет брейкинг. В любом случае волна медийного освещения брейкинга в этом году захлестнет и Россию — мы постараемся привлечь как можно больше внимания к этой культуре.

По каким правилам будут судить на Олимпиаде?

По специальной судейской системе. Она включает три основных критерия, которые подразделяются еще на несколько составляющих. Суть этой системы в том, чтобы судья сдвинул кроссфейдер на планшете в сторону того танцора, который был лучшим в баттле по определенному критерию, например, по «музыкальности». Учитывается процентное соотношение, то есть судья может «перетянуть» на определенное количество процентов. Потом все это суммируется и объявляется победитель. Еще есть штрафные баллы за падение и другие ошибки. В принципе, так судили, когда еще не было всех этих планшетов. Просто показывали оценки руками и анализировали те же критерии, но сейчас все детализировано и подкреплено протоколом.

Что главное для победы с твоей точки зрения?

Подготовка: физическая, техническая и ментальная. Если нет стопроцентного физического или технического фактора, это окей. Главное, чтобы был ментальный без него точно не получится победить. Вся подготовка определяется количеством потраченного времени на тренировке. Ну и мозгами, потому что тренируются все, но побеждают немногие. Нужно знать, что тренировать, какими качествами ты можешь превосходить остальных. И важно обязательно проводить работу над самим собой. Формировать стержень, который невозможно сломить. Главное осознавать, что ты готов. Тогда приходят уверенность и легкость на соревнованиях. Нет какого-то чрезмерного стресса, глупых ошибок ты просто готов. Тебе легко. Ты знаешь, что ты уже проделал большую работу, а там уже будь что будет. 

 Как начать заниматься брейкингом, что для этого нужно?

Если говорить про детей, первые шаги должны сделать родители. Надо заинтересовать ребенка, найти место, где хорошо преподают. Важно вникать в культуру, чтобы ребенок не просто ходил на секцию, а смотрел видеоматериалы, мог обсудить свои вопросы с близкими, а не только на тренировках. У меня отец брейком занимался. Мама меня приводила к нему на тренировки, когда мне было полтора года. Я просто смотрел, ничего не понимал, но с детства слышал эту музыку и видел движения. В более сознательном возрасте отец мне что-то стал показывать, мне действительно было интересно. А уже потом начались серьезные занятия, и я полностью заболел этим делом.

 По возрасту: я преподаю 10 лет, и считаю, что раньше шести лет нет смысла начинать. Желательно приходить с физической подготовкой. Гораздо быстрее развиваются в танце дети, которые уже умеют отжиматься, пистолетики делать, растянуты и так далее. Часто дети приходят со спортивной гимнастики, с акробатики. Они быстрее осваивают элементы.  

Насколько важен сам танец и кто придумывает хореографию, движения?

У нас в принципе нет такого термина, как хореография. Все, что мы делаем импровизация. Есть просто заученные небольшие куски. У каждого танцора помимо общих элементов есть оригинальные фишки, комбинации, которые делает именно он. В каком порядке танцор это все расположит, зависит от музыки, которая ему попадется. Мы не знаем, подо что будем танцевать. Диджей сам выбирает трек это тоже его импровизация, его выбор. Именно поэтому танец в брейкинге так важен. Брейкинг это в первую очередь танец, а не спорт. 

Выбрать стильную форму и удобную обувь для занятий танцами можно в нашем онлайн-каталоге, в магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO.

Легендарные кеды Nike
7 199 ₽
8 999 ₽
-20%
Nike | Кеды детские Nike Court Borough Low 2
162
Купить
10 399 ₽
12 999 ₽
-20%
Nike | Кеды детские Nike Court Borough Mid 2 (Gs)
74
Купить
10 999 ₽
Nike | Кеды детские Nike Court Borough Mid 2 (Gs)
3
Купить
16 499 ₽
Nike | Кеды женские Nike Court Vision Lo Be
2
Купить
15 999 ₽
Nike | Кеды женские Nike Court Vision Alta
43
Купить
15 999 ₽
Nike | Кеды женские Nike Court Vision Alta
43
Купить
13 999 ₽
Nike | Кеды мужские Nike Court Vision Lo Be
95
Купить
9 299 ₽
Nike | Кеды детские Nike Court Legacy (Gs)
39
Купить
21 999 ₽
Nike | Кеды мужские Nike Blazer Mid '77 Jumbo
9
Купить
10 639 ₽
15 199 ₽
-30%
Nike | Кеды женские Nike Court Legacy Next Nature
7
Купить
10 919 ₽
18 199 ₽
-40%
Nike | Кеды мужские Nike Court Vision Mid Next Nature
11
Купить
10 999 ₽
Nike | Кеды детские Nike Court Borough Mid 2 BG
74
Купить