Как футбольные клубы вливаются в киберспорт
Особенности переплетения двух популярных дисциплин
Киберспорт завоевывает мир, и футбол не хочет отставать от тренда — клубы заключают контракты с успешными геймерами и создают отдельные команды под разные компьютерные игры. В этой статье объясним, для чего футбольные функционеры инвестируют в киберспорт.
Для чего профессиональным клубам киберспорт
Футбол — не просто одна из популярнейших игр в мире. Спорт давно стал серьезным бизнесом, где на высоком уровне крутятся очень большие финансы. В киберспорте тоже хватает денег — спецы из мира соккера быстро это осознали и решили использовать возможности относительно нового рынка.
Киберспорт предоставил футболу свежую площадку для маркетинга и рекламы. Клубы, которые создали специальные киберспортивные команды, раскручивают свои бренды на геймерских мероприятиях. Это помогает увеличить узнаваемость и привлечь новых спонсоров.
Инвестиции в киберспорт — это выгодно. Здесь не нужны слишком большие вложения: достаточно создать команду, обеспечить ее оборудованием и условиями для развития по сравнительно низкой стоимости. Еще клубы могут получать доход от участия их команд в киберспортивных турнирах, спонсорских контрактов и продажи билетов на ивенты.
Следующая важная причина, по которой футбол хочет присутствовать в киберспорте, — борьба за молодежь. Ради привлечения внимания юной аудитории президент мадридского «Реала» Флорентито Перес даже намекал на фундаментальные изменения футбольных правил: функционер предложил сократить продолжительность матчей, если молодым людям неинтересно полтора часа наблюдать за перекатыванием мяча.
Вокруг киберспорта собрана как раз та возрастная категория, которую футбол постепенно теряет, — тинейджеры. Клубы создают киберспортивные команды и подписывают конкретных геймером в надежде привлечь на матчи новых болельщиков. Но новые люди на стадионе — не главная цель. Продажа атрибутики, подписки и просмотры в соцсетях — все это не будет лишним.
Почему это сотрудничество — взаимовыгодное
Благодаря проникновению футбольных клубов в геймерское сообщество пользу получает и киберспорт. Как отметил Ярослав Мешалкин, директор ESforce Holding по стратегическим коммуникациям, в процессе происходит обмен аудиториями и медийными мощностями.
Менеджмент футбольного клуба похож на управление киберспортивной командой. Чтобы добиться успеха, нужно находить многообещающие таланты, управлять игроками, обеспечивать обучение и развитие, вести переговоры о контрактах, определять командную стратегию. Благодаря этой схожести, про-геймеры и футбольные функционеры легко находят общий язык.
Какие футбольные клубы наиболее заметны в киберспорте
Турецкий «Бешикташ» одним из первых больших клубов окунулся в киберспорт. Сейчас у гранда из Стамбула восемь составов по разным играм, включая League of Legends и NBA 2K22. Есть даже женские команды, которые представлены в Valorant и PUBG Mobile.
«Шальке» поверил в потенциал киберспорта в мае 2016-го. В то время клуб из Гельзенкирхена считался одним из сильнейших в Германии, но спустя несколько лет спустился на дивизион ниже и сейчас обитает во Второй Бундеслиге. Плохие спортивные результаты привели к снижению финансовых показателей, и киберспорт выручил в трудные времена. Десятое место в киберспортивной лиге игры League of Legends принесло «Шальке» 31,5 миллионов долларов.
В Англии киберспортивные команды есть у всех клубов Премьер-лиги. Первопроходцем стал «Вест Хэм», который все в том же 2016 году подписал контракт с игроком в FIFA Шоном Алленом под ником Dragonn. Парня презентовали прямо на стадионе команды «Болейн Граунд» и вручили ему футболку с 50-м номером. В основном английские клубы развивают команды под cерию FC от EA Sports или eFootball от Konami. Но есть и исключения: например, геймеры из «Манчестер Сити» представлены еще и в Fortnite.
Пожалуй, самый интернациональный киберспортивный проект создает «Барселона». За команду «сине-гранатовых» по League of Legends выступают геймеры из Чехии, Голландии, Болгарии, Украины и Великобритании.
Во Франции возможностями киберспорта здорово воспользовался «Пари Сен-Жермен». Клуб сконцентрировался на азиатской аудитории, которую другие европейские топ-клубы завоевывали ежегодными (футбольными) турне. Команды «ПСЖ» можно увидеть в EA FC, Dota 2, League of Legends, Dota 2, Fortnite, Rainbow Six, Arena of Valor.
Южноамериканские клубы не отстают от европейских коллег и тоже стараются выжать максимум из игровой индустрии. Киберспортивные команды есть практически у всех грандов, включая аргентинские «Бока Хуниорс» и «Ривер Плейт». Одним из первых на рынок влетел бразильский «Сантос», собрав коллектив мастеров для CS:GO.
В России футбольные клубы пока не особо горят желанием вкладываться в киберспорт, но приятные исключения все же есть: например, пермский «Амкар», который даже не выступает в Премьер-лиге. Команда под названием Amkar дом.ру Esports функционирует с начала 2022 года и рассказывает об успехах на странице VK.
К долгосрочному партнерству футбола и киберспорта есть все предпосылки. Силу гейминга признает даже Международный олимпийский комитет, чьи функционеры изучают перспективу проведения специальной Олимпиады. По мере развития игровой индустрии футбол будет только больше в нее вовлекаться.