Многие велосипеды оснащены дисковыми тормозами. Чтобы они качественно функционировали, их нужно правильно настроить. Для этого колодки устанавливают на оптимальном расстоянии от диска. Эта несложная операция требует подготовки и теоретических знаний. Рассказываем в статье, как провести регулировку дисковых тормозов. 

Как устроена тормозная система велосипеда

Среди всех существующих велосипедных тормозов дисковые — одни из наиболее эффективных. В отличие от ободных, на их работу практически не влияет попадание влаги или грязи.

Дисковые тормоза состоят из трех основных деталей.

  • Тормозной диск (ротор). Круглая плоская металлическая пластина, которая устанавливается сбоку на втулку колеса. Чем больше ее диаметр, тем быстрее останавливается велосипед.

  • Колодки. Они прижимаются к ротору с двух сторон, обеспечивая тормозное усилие.

  • Калипер (тормозная машинка). Устанавливается на раме или вилке велосипеда. Внутри этого устройства находятся колодки.

Дисковые тормоза велосипеда

По типу привода тормоза с роторами делятся на механические и гидравлические. В первом случае колодки прижимаются к диску тросом (как на ободных). Во втором — усилие передается с помощью гидравлической жидкости. При ухудшении их функций нужно установить новые колодки или прокачать гидролинию. Механические тормоза можно легко настроить и избежать замены колодок. Ниже рассказываем, как это сделать.

Предварительная подготовка

Настройка дисковых механических тормозов требуется в двух случаях.

  • Колодки трутся о диск, даже когда велосипедист не нажимает на рычаг. В этой ситуации детали быстро изнашиваются, а спортсмену требуется больше усилий для разгона и поддержания скорости.

  • Колодки недостаточно прижимаются даже при сильном воздействии на ручку. При таком сценарии байк останавливается слишком медленно или тормоза вовсе не работают.

Не всегда регулировка помогает решить проблему, поэтому сначала нужно провести диагностику. Если колодка периодически трется о диск, скорее всего, в этом виноват погнутый из-за удара ротор. Нужно выправить диск с помощью специального инструмента или разводного ключа, а при значительном изгибе — поставить новый.

Другой причиной эпизодического трения могут быть выкрутившиеся болты, фиксирующие ротор на втулке. В этом случае их нужно подтянуть.

Если торможение ухудшилось, визуально оцените состояние рабочей поверхности колодок. При ее стачивании детали нужно заменить.

Важно внимательно изучить трос. Со временем он изнашивается и ржавеет, мешая работе тормозов. Осмотрите его концы около тормозных ручек и самих тормозов. Если заметили проблему, замените компонент перед регулировкой.

Настройка дисковых тормозов на велосипеде

Если износ колодок, троса и ротора исключен, значит, пора переходить к регулировке. Процесс состоит из одинаковых этапов и для переднего, и заднего тормоза. 

Выравнивание калипера

Нужно установить тормозную машинку строго параллельно диску. Иначе при торможении колодки будут неравномерно стираться. Это не только повышает износ, но и увеличивает тормозной путь.

Можно оценить, правильно ли стоит калипер, посмотрев на него и тормозной диск сверху. Оба элемента должны быть идеально выровнены относительно друг друга. Если калипер наклонен, нужно с помощью шестигранника ослабить болты, фиксирующие его на раме или вилке, а затем исправить положение детали и заново затянуть болты.

Крепление калипера к раме

Крепление калипера к раме

Если калипер стоит ровно, этот этап можно пропустить и перейти к следующему пункту.

Настройка неподвижной колодки

На дисковых механических тормозах работает только одна колодка — она прижимается к диску с помощью троса. После этого диск изгибается и прислоняется к неподвижной колодке. Именно ее и нужно настроить первой вручную или с помощью ключа Torx. Регулировочный болт находится на внутренней стороне калипера.

После настройки колодка должна почти касаться диска, но не тереться об него. Индикатор верной регулировки — едва различимый зазор.

Настройка подвижной колодки

Вторая колодка настраивается с помощью подвижного кронштейна, который связывает ее с тросом. Сначала нужно освободить трос — для этого фиксирующий его шестигранный болт откручивается против часовой стрелки. Дальше в зависимости от конструкции тормоза возможны два сценария.

  • Регулировка колодки напрямую. Для этого кронштейн подтягивается до состояния, в котором между ротором и колодкой остается минимальный зазор. Когда положение найдено, регулировочный болт нужно затянуть с помощью шестигранника по часовой стрелке.

Фиксация тормозного троса

Фиксация тормозного троса

Усилие должно быть достаточным, чтобы крепко зафиксировать трос, но при этом не пережать его — это приведет к ускоренному износу и к трудностям при откручивании.

Проверка закрепления троса

Проверка закрепления троса

  • Настройка с помощью регулировочного болта. Он встречается не на всех моделях и тоже выполнен по стандарту Torx, но находится с внешней стороны калипера. С его помощью нужно подвести колодку близко к ротору.

Проверка работоспособности

После настройки важно проверить, все ли сделано верно. Сначала можно раскрутить колесо и прислушаться: отсутствие подозрительных звуков — верный признак, что колодка не соприкасается с диском. Если есть трение, нужно еще раз посмотреть на зазор между ротором и колодками, выяснить, какая из них настроена неправильно, и отвести ее подальше от диска.

Далее можно приступать к тестированию работы тормозов. Для этого нужно выбрать безопасное место и несколько раз нажать на тормозные ручки. При недостаточно быстром торможении нужно выяснить, какая колодка стоит слишком далеко от ротора, и прижать ее поближе.

Проверка расстояния между колодками и дисками

Проверка расстояния между колодками и дисками

Финальная регулировка производится с помощью пластикового барашка на тормозной рукоятке. На этом этапе детали легко крутятся и их можно настроить без специальных инструментов. 

Зная, как регулировать механические дисковые тормоза на велосипеде, вы сможете кататься безопасно и с удовольствием. А приобрести расходники и инструменты для обслуживания можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.