Какими бывают фонари на велосипедах
Полноразмерные, габаритные и не только
Фонари помогают велосипедисту лучше видеть в темноте и делают его заметным для других участников движения. Световые приборы можно разделить на несколько категорий по мощности, сфере использования, цене и другим характеристикам. Ниже рассказываем, в чем их главные отличия, преимущества и недостатки.
Велофары
Наиболее универсальный вид освещения — полноразмерные фары. Большинство современных моделей работают от аккумулятора и заряжаются через провод Type-C или Micro-USB. В продаже можно встретить фары, работающие от батареек, но с каждым годом их становится все меньше.
Передний фонарь обычно устанавливают на руль с помощью отдельного крепления. Иногда встречаются модели, которые можно зафиксировать на вилке. Задний фонарь размещают под седлом или на подседельном штыре, редко — на багажнике. Для этого используется жесткий крепеж или резинка.

Иногда задние фонари встраиваются в седло на заводе и продаются единым комплектом. Преимущество такого решения — световой прибор находится выше, чем при установке на подседельный штырь или под седло, не перекрывается размещенным на багажнике грузом и точно не отвалится во время движения из-за поломки крепления.
Преимущества велофар
Высокая яркость. Профессиональные передние фонари сопоставимы по мощности с автомобильными фарами, а задние — хорошо выделяют велосипедиста на неосвещенной трассе.
Множество режимов. Большинство моделей настраиваются по яркости и могут мигать или светить непрерывно.
Хорошая влагозащита. Дорогие фонари не протекают даже в сильный дождь.
Дополнительные функции. Некоторые модели работают как портативные аккумуляторы, от них можно заряжать смартфон, наушники и другие гаджеты. У отдельных экземпляров встречается выносная кнопка, которая позволяет включать и выключать фонарь, не снимая руку с грипсы. Встречаются задние фонари, оборудованные стоп-сигналами и поворотниками. Иногда их оснащают дополнительным светом, который проецирует на землю красные полосы — это помогает водителям распознать границы велосипеда слева и справа.
Минусы велофар
Относительно большой вес. Он составляет примерно 150–250 для передних фар, и около 50–100 — для задних. Это некритично для тех, кто ездит в городе, но для дальних маршрутов можно поискать модели с меньшим весом.
Ограниченное время работы на максимальных режимах. При выборе наиболее яркого света фары могут нагреваться до раскаленного состояния, а аккумулятор быстро разряжается.
Высокая цена у профессиональных моделей. В 2025 году комплект обойдется в 10 тысяч рублей и больше. Такие фары можно приобрести для длительных маршрутов, поездок в полной темноте и катания по автомобильным дорогам. Если вы не знаете, какой велосипедный фонарь выбрать для обычной городской езды, рассмотрите менее дорогие варианты. Комплекта за три–пять тысяч рублей достаточно в большинстве случаев.
Габаритные
Полноразмерные фары можно дополнить (а иногда — и заменить) небольшими габаритными огнями. Это легкие фонарики, которые фиксируются на руле и подседельном штыре с помощью соединенной с корпусом резинки. Задние и передние огни отличаются только цветом светодиодов и часто продаются комплектом.
В габаритных огнях установлен один или два светодиода, которые дают небольшой пучок света. Яркость таких фонарей значительно меньше, чем у полноразмерных.

Преимущества габаритных огней
Маленький вес. В среднем всего около 20 граммов без батареек.
Низкая цена. Целый комплект стоит около 400 рублей.
Экономия заряда на основной фаре. В светлое время суток или на спокойной освещенной трассе могут ненадолго заменить полноразмерный фонарь (особенно — если использовать не один, а сразу несколько).
Дублирование основного света. При включенных габаритных огнях вы будете заметны для других участников движения, даже если фары внезапно разрядятся.
Минусы габаритных огней
Не заменят фары полностью. Если планируете ездить по ночам или вне парковых дорожек и дворов, лучше приобрести полноразмерные фонари.
Требуют батареек. Габаритные огни обычно работают не от аккумулятора, а от двух батареек-«таблеток». Чаще всего встречается стандарт CR2032.
Если вы не дублируете основной задний фонарь габаритным огнем, на всякий случай поставьте красный катафот. Фары могут неожиданно выключиться, и вы об этом не узнаете. В такой ситуации световозвращатель обеспечит хотя бы частичную заметность для водителей.
Динамо-фонари
Батарейки и аккумуляторы — не единственные источники питания для велосипедных фар. Существуют передние и задние динамо-фонари, работающие от энергии, генерируемой колесом. При вращении создается магнитное поле, которое приводит к возникновению тока. Дальше электричество движется по кабелю к фонарю, и свет зажигается.
Плюсы динамо-фонарей
Нет необходимости вручную включать и выключать свет. Пока велосипед едет, фара будет освещать дорогу.
Экономия на батарейках и электроэнергии. Грамотно установленный фонарь не требует никаких расходов.
Необычный внешний вид. Такие модели понравятся любителям ретростиля — они напоминают фару старого автомобиля или мотоцикла.
Минусы динамо-фонарей
Требуют дополнительного оборудования. В частности, вал, который будет соединяться с колесом и передавать энергию на фару.
Сложное отключение. Если захотите убрать свет, придется частично разобрать конструкцию.
Не работают во время остановок. На перекрестках вас не будут видеть другие участники движения.
Перемещаться по трассам с динамо-фонарями небезопасно. Но они хорошо подойдут для катания в городе или поездок по бездорожью, где нет оживленного движения.
Фонарики в ниппель
Оригинальный способ обозначить себя на дороге — установить в ниппели камер светящийся колпачок вместо обычного. Когда велосипедист разгоняется, фонари раскручиваются вместе с колесом, превращаясь в яркий и хорошо заметный круг.

Преимущества ниппельных фонариков
Выглядят необычно. Велосипедистов с такими огнями редко встретишь на дороге, и они всегда привлекают внимание.
Можно выбрать любой цвет. Производители предлагают на выбор разнообразные вариации фонарей — от желтых до ярко-розовых.
Хорошо обозначают велосипед. Он становится намного более заметным для водителей.
Недостатки ниппельных фонариков
Не освещают дорогу спереди и сзади. Кольцо видно только слева и справа от велосипедиста.
Не всегда понятны автомобилистам. Создаваемые такими фонарями световые полосы издалека могут быть ошибочно приняты за какой-то другой объект. На оживленных дорогах пользоваться такой подсветкой нежелательно.
Для большей безопасности в дополнение к фонарям можно установить оранжевые катафоты на спицы. Водителям хорошо знаком такой вид световозвращателей.
Подсветка рамы
Чтобы вас было лучше видно, слева и справа можно установить светодиодные ленты. Обычно полосы фиксируются на трубе рамы или вилке переднего колеса с помощью пластиковых хомутов.
Плюсы и минусы у такой подсветки те же, что и у ниппельных фонарей: она хорошо выделяет велосипед, но может отвлекать водителей. Ее не стоит использовать на дорогах с активным движением.
Зная, как выбрать велосипедный фонарь, вы сможете кататься в темноте безопасно и с удовольствием. А приобрести фары и другие велоаксессуары можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.