Нарды: история и как играть
Что нужно сделать, чтобы ворваться в дом к сопернику и выбить все его фишки
Какие бывают нарды, как расставлять фишки, в какой стране их придумали — главное о древней забаве
Нарды — настольная игра с многовековой историей. Она сочетает элементы стратегии и лотереи, что делает ее захватывающей и увлекательной для людей по всему миру даже спустя тысячелетия.
Кто придумал нарды
На протяжении не одной тысячи лет игра в различных культурах приобретала свои уникальные черты в зависимости от региона. Поэтому нельзя точно сказать, в какой стране придумали нарды. Первые упоминания о подобных играх (например, шеш беш) археологи обнаружили на территории Древней Месопотамии и Египта — им более 5 000 лет.
Но культурным феноменом игра стала в Персии (современном Иране) в III тысячелетии до н.э. Именно в этой стране она приблизилась к знакомому нам виду. Персидские правители и вельможи с удовольствием проводили время за игрой в нарды, поэты и философы писали о ней произведения, а астрологи и мистики использовали для предсказаний.
Нарды быстро распространились по всему Ближнему Востоку, а затем попали и в Европу благодаря торговле и завоеваниям. В Византии и Османской империи игра тоже пользовалась огромной популярностью. Нарды прочно закрепились на европейских землях в Средние века, став одной из любимых игр аристократов.

Во многих странах нарды актуальны и любимы по сей день. Существуют даже профессиональные турниры и клубы игроков, которые соревнуются за звание лучших.
Как играть в нарды
Для игры вам понадобятся:
игровое поле (доска) на 24 ячейки;
по 15 черных и белых фишек (их еще называют шайбы, шашки);
два игральных кубика (другие названия — зарики, зары, кости) с цифрами от 1 до 6.
Доска делится на три зоны: двор, дом и бар. Двор — часть поля каждого игрока, откуда он начинает ходить. Дом — часть поля, куда необходимо привести все фишки. Бар — планка между частями доски, куда кладут выбитые шашки.
В зависимости от того, длинный или короткий вариант игры вы выбрали, меняются положение двора, дома и правила того, как расставлять нарды.
Короткие нарды
В этом варианте каждый игрок со своей стороны поля помещает две фишки на 24-й пункт, пять — на 13-й, три — на 8-й, и пять — на 6-й.
Дом у белых — в правом нижнем углу, а у черных — в левом нижнем. В коротких нардах шашки идут навстречу друг другу: белые — по часовой стрелке, черные — против. Соответственно, двор у черных — слева вверху, а у белых — справа вверху.

Чтобы определить, кто ходит первым, участники бросают кубики. Игроки двигаются по очереди, перемещая только свои фишки. Значения, выпадающие на кубиках, показывают, на сколько пунктов двигается фишка, но у каждого участника есть два варианта хода. Можно переместить одну шайбу на сумму значений, выпавших на двух зарах, либо две шашки — соответственно числу на каждом кубике. Например, одной походить на два пункта, а другой — на шесть. Если на зарах выпадает дубль, количество ходов удваивается.
Помимо свободных ячеек, фишки можно ставить в те, где уже стоят ваши шайбы или есть только одна шашка соперника. В последнем случае фишка второго игрока выбивается на бар, и в свой ход он первым делом должен вернуть ее в игру. Для этого необходимо бросить кубики и поставить фишку в ячейку, соответствующую выпавшему значению. Шайбы вводят в игру из дома соперника. Суммировать значения кубиков нельзя, но если на баре всего одна фишка, то можно сходить два раза по очереди.
Отсчет при этом идет с правой нижней ячейки. Например, если выпали значения 2 и 3, то можно вернуть шашку в одну из этих лунок. Если они заняты другим игроком (там находятся 2 и более фишек), то ход сгорает, а фишка остается на баре до следующей попытки. Пока выбитая шайба не вернется в игру, другие свои шашки перемещать нельзя. Если на баре их несколько, нужно сначала вернуть все.
Когда игрок переместил 15 фишек в дом, нужно вывести их с доски. Участник бросает кости, выпавшие значения используются как для вывода фишки, так и для ее перемещения внутри поля ближе к «выходу». Побеждает тот, кто первым освободит дом.
Длинные нарды
В длинных нардах фишки каждого игрока располагаются цепочкой в левом нижнем от него углу доски (это называется голова). Здесь оба участника двигаются против часовой стрелки, стремясь быстрее оппонента переместить шашки в свой дом, который находится в левом верхнем углу.

Первый ход определяется броском кубиков, а затем игроки перемещают фишки по очереди. Число на каждом зарике показывает, сколько пунктов можно пройти шашкой. Как и в коротких нардах, игрок выбирает, ходить на значение каждого кубика или сумму. Но существует дополнительное условие: при первом ходе разрешено снять с начальной позиции две фишки, а в следующие — только одну.
В начале игры предусмотрено специальное исключение, которое изменяет стандартное правило хода. Если игрок не может сдвинуть первую шашку с начальной позиции из-за блокировки шашками соперника, он имеет право сделать ход второй шашкой. Это правило действует только при выпадении трех определенных дублей: 6-6, 4-4 или 3-3. В таких ситуациях выполнение полного хода одной шашкой оказывается невозможным из-за блокировки стартовой позиции соперником.
Если на кубиках выпадает особая комбинация, игрок может снять две шашки с начальной позиции, но только если другие шашки на поле не могут сделать ход. Например, если белые в первом броске выбросят дубль пятерок (5-5), а черные в ответ — дубль четверок (4-4), то черные смогут снять с начальной позиции только одну шашку, поскольку путь для второго хода блокирован белыми. Точно так же, если белые выбросят дубль двоек (2-2), а черные — дубль пятерок (5-5), черные смогут убрать только одну шашку, используя одну из трех возможных пятерок.
При выпадении дубля (одинаковых чисел на обоих кубиках) игрок получает четыре хода, как если бы бросил четыре кубика. Игрок может корректировать свои действия до тех пор, пока кубики не переданы сопернику. Если ход был завершен с ошибкой или нарушением правил, противник может либо принять его, либо потребовать исправления.
В длинных нардах выбивать фишки соперника нельзя, поэтому свою шашку можно ставить только в ту ячейку, которая не занята оппонентом. Это позволяет блокировать противника, расставляя шайбы так, чтобы мешать его движению. Если игрок не может сделать ход ни на сумму, ни на оба значения с кубиков, то можно воспользоваться выпавшим числом только с одного из них.
Условия победы такие же, как в длинных нардах, — необходимо первым вывести все свои шашки с доски.
Куб удвоения
Куб удвоения — это инструмент, который иногда используют в нардах, в основном на турнирах. Он делает игру интереснее. На гранях куба удвоения указаны числа: 2, 4, 8, 16, 32 и 64.
Куб удвоения не бросают, как обычные игровые кости. Он лежит рядом с доской и показывает текущую ценность партии — то есть, сколько очков получит победитель. Когда один из игроков понимает, что находится в хорошей позиции, он в свой ход до броска костей может предложить удвоить ставку, повернув куб на сторону с числом «2».
Если соперник соглашается, очки за победу в этой партии удваиваются и игра продолжается. Куб передается принявшему ставку участнику, и теперь он может предложить очередное удвоение. Если же второй игрок отказывается, он автоматически проигрывает текущую партию, а очки присуждаются предложившему.
Стратегии и советы
Контролируйте центр доски. Фишки, расположенные в центральной части, легче перемещать. Еще в такой позиции у игрока больше шансов влиять на действия противника с помощью атак или блокировок.
Защищайте фишки. Не оставляйте одиночные шашки на открытых пунктах: тогда они уязвимы для ударов соперника. Блокируйте противника, выстраивая стенки из двух или более фишек. Это не только защитит от ударов, но и преградит путь сопернику.
Учитывайте роль кубиков в игре. Если выпало высокое значение, используйте его для движения к дому, но при этом сохраняйте возможность блокировать противника. Например, если вы можете ударить фишку соперника, сделайте это, но не забывайте о своих шашках, иначе рискуете потерять контроль над игрой.
Изучите возможные ошибки новичков. Часто игроки стремятся вывести фишки слишком быстро, забывая о безопасности. Вывод фишек — важный этап, который следует начинать, когда все шашки надежно расположены в доме. Не стремитесь как можно чаще атаковать противника: иногда лучше сохранить фишки на позиции, чем рисковать и потерять их.
Если вы хотите начать играть в нарды, но все еще не нашли хорошую доску и фишки, загляните в онлайн-каталог магазина Спортмастер и подберите идеальный вариант.
Фото: Pexels, Shutterstock