В этой статье мы расскажем о том, для чего можно использовать Яндекс Карты и Google Maps при планировании, какие сервисы и приложения использовать, чтобы посмотреть трек или построить маршрут самому. Подскажем, где искать уже готовые маршруты и что можно сделать заранее, чтобы путешествие удалось.

Вы посмотрели фотографии или видео, прочитали отчет о походе, и у вас появилось стойкое желание посетить то самое место, побывать в тех краях. Рюкзак есть, экипировка есть, неудержимое желание отправиться в путь прямо сейчас — есть. Но стоп! Чтобы все прошло гладко и впечатления от похода были только положительными, вам нужно как следует спланировать путешествие.

План — весьма полезная штука, которая экономит время и помогает избежать множества проблем. А начать планирование стоит с карты. Для пользы дела стоит изучить местность не только через фотографии в соцсетях, но и формально — через картографические сервисы.

Есть много подходов к рассмотрению маршрутов: можно просто посмотреть его на Яндекс Картах, а можно подойти к делу с научной точки зрения, изучив местность по топографическим картам, а также по фото- и видеоотчетам тургрупп.

Какой подход использовать — зависит от сложности маршрута. Если это загородный поход выходного дня, то можно найти интересный трек и пройти по нему с помощью мобильного приложения. Но если вы хотите, например, пойти в самостоятельный поход по Алтаю, то следует подготовиться более тщательно.

Зачем нам Яндекс Карты и Google Maps

Вы наверняка слышали, что для планирования маршрута Яндекс Карты или Google Maps не подходят — там нет ни троп, ни источников воды, ни мест стоянок, даже рядом с крупными городами. Что и говорить о горных областях.

Но не списывайте их со счетов — они помогут с навигацией по городам: магазины и часы их работы, вокзалы, автобусные станции... Причем информация там может быть актуальней, чем в других приложениях. Есть возможность рассмотреть панорамы улиц или отдельных точек на карте, чтобы иметь представление, что вас ждет на месте.

А в сервисе Google Планета Земля с включенными слоями «Фотографии» и «3D» можно оценить местность со всех сторон, посмотреть панорамы некоторых популярных троп или панорамные фотографии конкретных точек на маршруте (если их кто-то сделал и загрузил в сервис).

Район Красной Поляны в сервисе Google Планета Земля в режиме 3D, синим цветом обозначены панорамы

Используем чей-то трек

Самое простое — следовать по уже созданному маршруту. Такие маршруты можно найти в приложениях, о которых мы расскажем далее или поискать самостоятельно в поисковиках. Сейчас есть масса сайтов, на которых бесплатно выложены треки, которые можно загрузить в часы или приложение. В большинстве случаев к ним есть и описания. Посмотреть треки можно, например тут или тут.

Большинство треков — это файлы с расширением GPX или KLM. Эти форматы умеют читать различные картографические сервисы, приложения и устройства навигации, в том числе спортивные часы.

Но, пользуясь чужими треками, вы должны понимать, что есть нюансы:

  • Трек, пройденный даже год назад, сейчас может быть уже неактуален: где-то стоит забор, где-то заросла тропа, а где-то дорога разбита квадроциклами так, что идти по ней — сомнительное удовольствие.

  • Трек создавался под группу, которая шла быстрее или медленнее, чем нужно вам.

  • На маршруте нет видовых точек или нитка трека не заходит к нужным вам достопримечательностям.

Принимая решение идти по чужом треку, постарайтесь найти расширенное описание и фотографии автора. Если этого в открытом доступе нет, попробуйте связаться с автором маршрута и уточнить интересующие вопросы.

В этом случае придется загружать трек в картографический сервис и редактировать его под ваши запросы.

Строим трек сами в сервисе

Используете ли вы чей-то трек или создаете его заново — удобней всего это делать в картографическом сервисе, сидя за компьютером или ноутбуком и предвкушая путешествие.

Во первых, на экране компьютера или ноутбука удобней масштабировать карту, оставлять заметки по треку или искать новые точки. Во вторых, если совместить прокладку трека с обзором панорам или отдельных фотографий на маршруте, то вы будете иметь лучшее представление, что вас ждет.

Manymap.io

Особенность сервиса — автоматическая постройка маршрута от старта до финиша. В том числе и по рекам. Есть возможность добавлять промежуточные точки, чтобы построить трек так, как нужно вам. Доступно большое количество слоев, в том числе Wikimapia — вики-формат, рассказывающий о той или иной местности.

На карте отображается тип поверхности, расстояние, набор высоты, время по треку для той активности, которая выбрана: пешком, на велосипеде (шоссейном и горном), на автомобиле и по реке.

Готовые треки хранятся в вашем профиле, вернуться к ним можно в любой момент. Есть возможность добавлять заметки и фотографии к треку, поделиться им или пригласить друзей его редактировать.

Автопостроение маршрута поможет вам сэкономить массу времени. А чтобы сделать его более гибким при построении в ручном режиме, достаточно проставить дополнительные точки.

Основной функционал бесплатный, и его вполне хватает для большинства задач. К сожалению, у сервиса нет мобильного приложение, а пользоваться им без интернета не получится.

Nakarte.me

Известный бесплатный сервис онлайн-карт. В нем нет возможности автоматически строить маршрут, вместо этого вы самостоятельно рисуете нитку трека. Зато есть множество слоев: топографический, спутниковые снимки, перевалы и вершины от турклуба «Вестра» с описанием и отчетами. Как и у первого сервиса, nakarte. me не имеет мобильного приложение и подходит только для планирования и оценки маршрута.

Сервис больше подходит для планирования горных и/или категорийных походов. Есть возможность загрузить свой или скачать созданный трек в двух форматах: KLM и GPX использовать его в навигаторе, часах или приложении. В сервисе удобно оценивать профиль маршрута: посмотреть профиль высот, километраж.

Wikiloc

Основной плюс сервиса — он доступен и в web-версии, и в формате мобильного приложения. Главная фишка — множество разнообразных маршрутов от других пользователей. Тут же есть комментарии или фото с этих маршрутов. Можно сохранить интересный маршрут и потом либо пройти его как есть, либо перепланировать на компьютере, а затем идти по нему в мобильном приложении — очень удобно.

Сервис больше ориентирован на относительно простые и популярные маршруты. Но можно найти интересные треки, например, по Алтаю, Северному Уралу и Камчатке.

Карты доступны в оффлайн, но в бесплатной версии можно скачать только один регион.

Komoot

Еще один сервис, доступный в web-версии и мобильном приложении. Функционал аналогичен Wikiloc, но маршруты в России представлены слабо. Причем большинство из них — веломаршруты.

Сервис продвигает свою карту, подключить дополнительные слои нельзя, кроме трех специализированных: хайкинг, вело, МТБ. Но они доступны только в платной версии.

Сервис может автоматически строить маршрут, но следует перепроверять трек, так как актуальность карт иногда вызывает вопросы.

Больше подходит для навигации в крупных городах и их окрестностях.

Приложения для навигации по треку

В отличии от десктоп сервисов, приложения удобно использовать для навигации и корректировки маршрута на месте. Важное условие при этом: иметь загруженные off-line карты используемого приложения. Без доступа в интернет пользоваться приложением без загруженных карт не получится.

Еще одно удобство приложений — карты в них имеют хорошую детализацию. В большинстве случаев вы сможете найти нужны дороги и тропы, посмотреть профиль высот и направление уклонов, найти известные видовые точки, места стоянок, источники воды и другие важные объекты.

Organic Maps

Organic Maps — бесплатное приложение для навигации, которое разрабатывает та же команда, которая создавала Maps.me. Если вы помните приложение Maps.me, то скорее всего заметите сходство функционала.

Все карты доступны в офлайн, причем бесплатно. Можно следовать загруженному gpx-треку, править его или создать маршрут с нуля — в приложении есть автоматическое построение маршрута: авто, вело, пешего, на общественном транспорте.

Есть отображение высот, но не такое детальное, как на топографических слоях, например в nakarte.me. В целом детализации карт достаточно для планирования и навигации.

Guru Maps

Еще одно приложение для навигации, отличающееся от Organic Maps отображением. Есть своя прорисовка карт: вело, пешком и городской режим. Отображение яркое и информативное. Но можно подключить другие слои: OpenStreetMap, Topo.

Фишка приложения — затенение рельефа и отображение уклонов. Полезно для навигации в горах.

Есть автоматическая прокладка маршрута, возможность загрузки своих треков и объединение их в коллекции. Но многие функции доступны только в платной версии.

Устройства для навигации

Если вы отправляетесь в несложный поход, когда не составит труда добраться до населенного пункта или остановки общественного транспорта, можно легко обойтись мобильным телефоном. Однако не забывайте:

  • приложения-навигаторы быстро сажают аккумулятор, поэтому держите при себе внешний аккумулятор.

  • вам нужно установить приложение для навигации и загрузить в него off-line карты нужного региона.

Для более серьезных приключений желательно иметь дублирующее устройство: GPS-навигатор или спортивные часы с загруженным треком. Конечно, можно пользоваться только ими, а смартфон держать в качестве альтернативы, но:

  • часы с треком не лучший вариант в походах: в каких-то есть только нитка трека без карты, а в тех, где возможно загрузить карту, навигация быстро посадит батарейку. И самое главное — читать карту с маленького дисплея попросту не удобно, а скорректировать маршрут попросту нельзя;

  • GPS-навигаторы не так удобны в использовании, могут иметь неактуальные карты (если их не обновлять), но даже с не самыми свежими картами вы сможете идти по треку.

Разумеется, всегда можно воспользоваться такой альтернативой, как бумажные карты и компас. Но навыки навигации с их помощью можно получить только на практике, и если вы ими обладаете, то вряд ли читаете данную статью :)

Советы

Как правило, основная ошибка при планировании — неверная прикидка сил. Думаете, что легко пройдете за световой день 25 км, а на деле выходит 22. В итоге вы в ночи добираетесь до стоянки — голодные, холодные и злые. Никакого удовольствия. При этом в горах ошибки кратно увеличивают шансы на неприятности.

Избежать этого можно — просто снизьте ожидания. Если идете группой — рассчитывайте время по самому медленному участнику. Идете с детьми — рассчитывайте на большее число привалов. Взяли собаку — заложите время на то, что ее тоже нужно будет кормить, а также обустроить место в лагере.

Читайте отчеты даже по самым простым маршрутам. Помимо чисто прикладной информации по треку в них можно найти советы или другую полезную информацию.

Имея опыт загородных походов выходного дня, не спешите идти самостоятельно в горные: сходите хотя бы раз с турклубом. Причем за это не всегда нужно платить: есть городские и областные туристические клубы, которые организуют походы разной категории сложности.

В приложении Спортмастера есть сервис «Клуб путешествий», где вы сможете выбрать поход себе по душе, получить бонусы за покупку тура. Выйдет немного дороже, чем идти самостоятельно, но пойдете с профессиональными гидами и приобретете бесценный опыт, который в перспективе сэкономит вам кучу сил и нервов.

Не забывайте про погоду. Прогноз на неделю не всегда бывает точным, но вы сможете уловить тренд. Можно использовать Яндекс Погоду, но автору больше нравится Windy.com.

Для велосипедистов особенно важна оценка покрытия дороги. Например, грейдер — это всегда гребенка и ехать на велосипеде по такой дороге очень некомфортно. Ваша скорость скорее всего будет ниже запланированной. Учитывайте это, планируя стоянки.

Загруженность дорог не влияет на скорость, но влияет на комфорт и безопасность.

Уточнить покрытие можно по карте, либо по отчетам других путешественников; выяснить загруженность сложнее — это можно узнать только по отчетам других путешественников.

Путешествуйте больше и при каждой возможности, это расширяет кругозор, поднимает настроение и делает вас счастливее.

До встречи на тропе!

В Спортмастере большой выбор туристической одежды и снаряжения. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте.