При слове «велосипед» человек обычно представляет себе классическую двухколесную конструкцию с рулем и педалями. Но в истории известны и намного более оригинальные идеи, от многоколесных моделей до гибридов разных видов транспорта. Подборка самых странных велосипедов — в нашей статье.

Велодрезина

Практически любой велосипед путем несложных доработок можно превратить в мини-поезд. Достаточно добавить к его основным колесам поддерживающие ролики, которые будут фиксировать конструкцию на рельсе. Такие же ролики нужно протянуть к противоположному рельсу, соединив их с рамой с помощью балки. Вместо этого можно взять второй велосипед и соединить его с первым — так велодрезина получится двухместной.

Четырехколесная велодрезина, 1940 год.
Четырехколесная велодрезина, 1940 год. Public Domain

Можно спроектировать велодрезину с нуля. В этом случае седло проще расположить по центру пути, а вместо велосипедных и поддерживающих колес установить миниатюрные колесные пары — как у настоящих локомотивов.

Если захотите создать велодрезину, ни в коем случае не выезжайте на ней на железные дороги общего пользования. Вероятность столкновения с поездом очень высока, и последствия у этого будут плачевными.

Мускулолет

Не все велосипедные конструкции ездят по земле или поверхности трека — некоторые из них способны подняться в воздух. Так умеет мускулолет — гибрид планера и велосипеда.

Иногда в кабине необычного летательного аппарата размещают полноценный велосипед. Он играет роль шасси, с помощью которого пилот разгоняется по земле. После взлета энергия кручения начинает расходоваться на движение воздушного винта. В другой конструкции вместо велосипеда используются отдельно установленные колеса, но принцип полета остается схожим:

  • Пилот крутит педали.

  • Те приводят в движение цепную передачу.

  • Трансмиссия раскручивает воздушный винт.

Чтобы удерживаться в воздухе, мускулолету нужно огромное крыло размахом около 30 метров, почти как у пассажирского авиалайнера. Другой минус мускулолета — от пилота требуются недюжинные усилия, чтобы поддерживать достаточные обороты винта. В результате конструкция не получила широкого распространения.

Пенни-фартинг

В конце XIX века получили широкое распространение пенни-фартинги — велосипеды с экстремально большим передним и крайне маленьким задним колесом. Их отличал целый ряд особенностей:

  • Трансмиссия не имела цепной передачи. Для приведения этой конструкции в движение велосипедист крутил педали, связанные напрямую с передним колесом.

  • Седло находилось прямо над основным колесом. Из-за этого расстояние от рук до руля было очень маленьким.

  • Заднее колесо выполняло исключительно поддерживающую функцию. С его помощью нельзя было ни разгоняться, ни поворачивать, ни тормозить.

Громадная разница в размерах колес была отражена и в названии велосипеда. Пенни — английская монета с размерами, в несколько раз превышающими диаметр фартинга. Номинал второй монеты, в свою очередь, составляет четверть пенни.

Именно на пенни-фартинге было совершено, предположительно, первое кругосветное велопутешествие. В апреле 1884 года путешественник Томас Стивенс выехал из Нью-Йорка, имея при себе лишь плащ-палатку, несколько предметов одежды и небольшой револьвер. С перерывами он путешествовал по миру два с половиной года, посетив разные штаты США, Европу и Азию.

Велосипедисты в Калифорнии, 1886 год
Велосипедисты в Калифорнии, 1886 год. Public Domain

У пенни-фартинга оказалось много минусов. Его конструкция была крайне неустойчивой — при нажатии на левую педаль велосипед стремился упасть влево, а при нажатии правой нужно было быстро парировать правый крен. Отсутствие передач не позволяло разгоняться, а неудобно расположенный руль мог привести к болям в руках и спине.

Падение с высоты в полтора метра тоже было сомнительным удовольствием. У фотографов конца XIX века даже существовал целый жанр, в рамках которого они стремились запечатлеть упавших с пенни-фартинга. Нередко такие фото были постановочными.

В XXI веке уцелевшие пенни-фартинги можно обнаружить в частных коллекциях. Их также производят в небольших количествах фанаты, увлекающиеся воссозданием исторических велосипедов.

Многоместный тандем

Существуют велосипеды, на которых можно ездить вдвоем, — так называемые тандемы. В классической конструкции сидящий впереди человек управляет одновременно и педалями, и рулем — как на обычном байке. Пассажир сидит за спиной и может держаться за неподвижный руль, выполняющий функцию поручня. При этом крутить педали он тоже может — цепь протянута через всю длину велосипеда.

Тандем для четырех человек
Тандем для четырех человек. Public Domain

У более длинных версий тандема пассажировместимость бывает значительно большей. 24 мая 2025 года на велопараде в Санкт-Петербурге проехал трехколесный тандем, рассчитанный на 11 человек. Конструкция попала в Книгу рекордов России как велосипед с самым большим количеством педалей.

Иногда тандемы проектируют для семейных выездов. Например, к обычному тандему на двух взрослых добавляют секцию с небольшими седлами, на которых могут ехать дети.

Высокий велосипед

Байки классической конструкции значительно ниже человеческого роста. Это позволяет райдеру удерживать равновесие, легко залезать и слезать. Создание высоких велосипедов не несет практической ценности: ездить на них неудобно и опасно, в чем убедились создатели пенни-фартинга. Но инженеры по всему миру периодически представляют еще более оригинальные конструкции, стремясь забраться все выше.

По состоянию на 2025 год самый высокий в мире велосипед создали два француза, Дэвид Пейру и Николя Барриоз. Они поспорили с друзьями, что установят мировой рекорд, и за несколько лет разработали конструкцию «Starbike» высотой 7 метров 77 сантиметров. Обязательным условием для попадания в Книгу рекордов Гиннесса было проехать на велосипеде 100 метров, и его изобретателям это удалось.

Кроме большой высоты и, соответственно, 16-метровой цепи, конструкция французских авантюристов практически ничем не отличается от обычных велосипедов.

Лигерад

При езде на подавляющем большинстве байков велосипедист находится в сидячем положении. Характерное исключение — лигерад. В такой конструкции велосипедист лежит, причем обычно на спине. Конструкции с размещением на животе тоже есть, но встречаются очень редко.

Преимущество лигерада — в сниженном сопротивлении воздуха. Велосипедисту намного легче крутить педали, и он может разогнаться до больших скоростей. Рекордное расстояние, которое было преодолено на лигераде с обтекателем за один час — 91 километр, тогда как на обычном велосипеде — 56,8 километра. Лежачие велосипеды не допускаются на соревнования вместе с байками классической конструкции — для них существуют отдельные состязания.

Французский длиннобазный лигерад, 1914 год.
Французский длиннобазный лигерад, 1914 год. Public Domain

В отличие от многих других участников подборки, лигерад можно найти в продаже. Правда, предложений на рынке немного, а стоимость в несколько раз превышает цену стандартного велосипеда.

Велокатамаран

Классическим катамараном с педальным приводом сложно кого-то удивить. Но если соединить между собой велосипед и поплавки, получится гораздо более оригинальное транспортное средство.

У этого лайфхака есть вполне практическое применение — с его помощью можно трансформировать свой байк для преодоления водных преград в велопоходе.

Гидробайк, Айова, США.
Гидробайк, Айова, США. Фото: Hydrobikeguy/Wikimedia Commons

Как собрать велокатамаран:

  • Спроектировать поплавки. Их можно сделать из пластиковых бутылок или взять два готовых надувных понтона.

  • Разработать каркас. С его помощью велосипед будет фиксироваться на поплавках.

  • Придумать трансмиссию и руль. Они приводят конструкцию в движение и помогают корректировать направление.

Существуют и готовые решения, позволяющие переоборудовать велосипед в плавсредство. Например, такой комплект придумала итальянская SBK Engineering. В набор Shuttle-Bike входят два надувных понтона с цепным механизмом, подводным рулем и гребным винтом. Приводные механизмы соединяются с трансмиссией, а руль — с передним колесом. Для сборки конструкции достаточно насоса, а в сложенном виде весь сет легко помещается в рюкзак.

Велосипед с квадратными колесами

Почти на всех велосипедах колеса имеют идеальную круглую форму, но   существуют и более оригинальные конструкции, например байк на квадратных колесах. Правда, проехать по обычной дороге на таком не получится — нужна трасса с волнообразным покрытием, идеально повторяющим форму колеса.

В 2023 году в интернете было опубликовано видео велосипеда с квадратными колесами, который якобы мог двигаться по асфальту. Ролик набрал миллионы просмотров. Секрет оказался простым: велосипед передвигался с помощью гусениц, установленных на опорных рамах. Сами «колеса» при этом не крутились.

Ледовый велосипед

Если не хотите отказываться от велосипеда зимой, можно приобрести фэтбайк — велосипед с широкими колесами, который хорошо чувствует себя на снегу. Но для передвижения по льду оптимально подойдет «ледовый велосипед».

В одном из вариантов такой конструкции вместо заднего колеса установлены две стальные трубы — они скользят по льду как коньки. Привод идет на единственное переднее колесо, педали на нем расположены прямо в центре — по аналогии с детскими трехколесными велосипедами и пенни-фартингами.

Другой вариант — взять за основу снегоход. В этом случае приводным остается заднее колесо, которое для более надежного зацепа можно оснастить шипованной покрышкой. Вместо переднего колеса устанавливаются две лыжи, с помощью которых конструкция поворачивает.

Совсем безумная идея — оставить классическую конструкцию, заменив традиционные колеса на большие круглые лезвия. Но безопасность езды на таком велосипеде будет под огромным вопросом.

Если захотите изобрести уникальный велосипед, лучше заранее просчитать все параметры, а при необходимости обратиться за помощью к экспертам. Это поможет кататься безопаснее. А приобрести старые добрые классические велосипеды и аксессуары к ним всегда можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.