3 января 2025 года стартовал ежегодный ралли-рейд «Дакар», который продлится до 17 числа. За это время профессиональные гонщики и водители-любители преодолеют тысячи километров сквозь бескрайние пески Саудовской Аравии. В этой статье мы расскажем все самое главное про ралли «Дакар».

В чем суть

«Дакар» — это изнуряющее многодневное ралли, которое проходит по пересеченной местности. Участники преодолевают на своих транспортных средствах несколько сотен километров в день по труднопроходимой местности. По дороге возможны поломки, которые нужно устранять на месте для продолжения пути. 

Примерный маршрут гонщики знают заранее, но координаты конкретных контрольных точек получают за 15 минут до старта. Приходится ехать по незнакомой местности с максимально высокой скоростью, чтобы побыстрее добраться до финиша. Обычно участники выезжают на этап рано утром и возвращаются под вечер. 

Ночлег проходит в бивуаке — передвижном лагере, который напоминает маленький городок. Там расположены душевые, прачечные, места для кемпинга — все самое необходимое для короткого отдыха участников. Профессиональные команды привозят для своих пилотов дома на колесах и личных поваров, а простые любители часто размещаются в палатках и питаются в столовой вместе с остальными участниками. 

С чего все началось

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин чуть не погиб во время ралли «Абиджан — Ницца». Он сбился с курса на северо-востоке Сахары и провел три дня в одиночестве посреди пустыни. Его жизнь спасли организаторы гонки, которые отправились на поиски на вертолете. 

Сабин решил, что это знак, и придумал собственное ралли — «Париж – Дакар». Авантюрист предложил коллегам стартовать в столице Франции и прокатиться через Алжир, Нигер, Мали и Верхнюю Вольту (сейчас это Буркина-Фасо) до Дакара — столицы Сенегала. Первый марафон стартовал в  самом конце 1978 года. 

Тьерри руководил проектом вплоть до января 1986-го, когда его вертолет попал в песчаную бурю над Мали и потерпел крушение. Несмотря на смерть организатора, ралли-рейд не утратил популярности и ежегодно проводился до 2008 года. За это время маршрут неоднократно менялся, но либо Париж, либо Дакар всегда присутствовали на карте. 

В 2008 году ралли не состоялось из-за угроз со стороны террористов и на последующие 11 лет переместилось в Южную Америку. Любители адреналина колесили по Аргентине, Чили, Перу, Парагваю и Боливии. С 2020-го марафон переехал на территорию Саудовской Аравии, но Дакар до сих пор остается в названии ралли.

На чем можно ездить

Первые ралли «Париж — Дакар» проходили без разделений на категории и классы. Водители мотоциклов, легковых автомобилей и грузовиков соревновались в общем зачете. Сегодня разные группы транспортных средств соперничают только между собой. В «Дакаре»-2025 представлены следующие категории:

  • серийные мотоциклы с объемом двигателя до 450 см3;

  • квадроциклы с объемом двигателя до 750 см3 и 900 см3;

  • внедорожники массой до 3,5 тонн (серийные, модифицированные и уникальные);

  • грузовики массой свыше 3,5 тонн (серийные и модифицированные);

Это безопасно?

Проведение ралли всегда сопряжено с рисками, и «Дакар» — не исключение. С 1979 года марафон унес жизни 79 человек, в том числе 33 участников. Из них 24 управляли мотоциклами, шесть — внедорожниками, один — грузовиком, а еще двое погибли в результате конфликта местных повстанцев. 

Ралли проходит в общедоступных локациях, поэтому трагедии настигают и тех, кто не участвует в гонках. Среди 46 погибших — журналисты и болельщики, включая четырех детей. Последний фатальный инцидент случился 10 января 2023 года. 69-летний итальянец Ливио Сассинотти делал фотоснимок за песчаной дюной, когда на него выскочил грузовик Алеша Лопрайса. Зрителя эвакуировали на вертолете, но до больницы он не протянул. Лопрайс снялся с гонки после того, как ему сообщили о случившемся.

Из пилотов последним ушел испанец Карлес Фалькон. 7 января 2024 года он попал в серьезную аварию. Мотогонщика нашли без пульса и доставили в госпиталь, где у него обнаружили отек мозга, переломы пяти ребер, левого запястья и ключицы. От полученных травм Фалькон скончался через восемь дней. 

Кто лучший

В ралли «Дакар» приняли участие тысячи гонщиков, но одна фигура стоит особняком. Француз Стефан Петерансель выиграл гонку рекордные 14 раз. Первый триумф случился в 1991 году, последний — в 2021-м. Уникальность достижений Стефана еще и в том, что первые шесть побед он одержал на мотоцикле, а последующие восемь раз выиграл «Дакар» на внедорожнике. А еще Петерансель — единственный гонщик, которому удалось победить в марафоне на трех континентах: в Африке, Южной Америке и Азии.

На втором месте по победам расположился россиянин Владимир Чагин. Гонщик семь раз финишировал первым в составе команды «КАМАЗ-Мастер». Вообще в классе грузовиков пилоты из России доминируют. Помимо Чагина, в топ-10 по выигранным этапам с 1999 года еще четыре человека: Фирдаус Кабиров, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников.  

«Дакар» — сложный ралли-рейд, который ни разу не обошелся без человеческих жертв. Но при этом в нем почти нет ограничений для участников. Соответствующий опыт в подобных соревнованиях требуется только от водителей мотоциклов и квадроциклов. Для остальных категорий потребуется только возраст не младше 18 лет, водительское удостоверение, подходящее транспортное средство и безмерная отвага. До следующего «Дакара» почти целый год, так что есть время подготовиться.

Если понравилась эта статья, то стоит оценить два раздела Спортмастер Медиа: про автомотоспорт и экстремальные виды.

Мотошлемы
6 999 ₽
13 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотошлем Aspolife
0
Купить
6 999 ₽
13 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотошлем Aspolife
0
Купить
6 999 ₽
13 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотошлем Aspolife
0
Купить
Мотоэкипировка
26 690 ₽
37 370 ₽
-29%
Remington | Комбинезон Remington Moto Traverse
0
Купить
10 999 ₽
12 940 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Guard для багги
0
Купить
1 199 ₽
2 399 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки Aspolife
0
Купить
17 990 ₽
25 190 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Moto Traverse Black/Gray
0
Купить
6 990 ₽
9 790 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Light Moto Black
0
Купить
6 499 ₽
12 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотокуртка Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 499 ₽
3 570 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Transformerbala
0
Купить
2 999 ₽
4 284 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Thermobala
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить