Героиня материала — гонщица, которая в 2019 году стала первой в мире женщиной, проехавшей ралли-многодневку «Дакар» на мотоцикле в зачете без технической поддержки. Это значит, что всю гонку Анастасия не просто мчала по бездорожью, но и обслуживала байк самостоятельно.

В интервью СМ Медиа Нифонтова рассказала, почему поменяла мотоцикл на автомобиль, какие отношения должны быть со штурманом и в чем женщины превосходят мужчин в ралли-рейдах.

— В каких именно гонках вы сейчас участвуете?

— Гонки, в которых я участвую, называются ралли-рейды. Самая известная гонка в этом классе — ралли «Дакар», сейчас у нас в России проходит ралли «Шелковый путь». Все это марафонские гонки, когда спортсмены едут по одной трассе, но не отдельно размеченной, а по бездорожью: мы пересекаем поля, реки, горы, песок, пустыни. Мы должны уметь ориентироваться в пространстве, потому что не знаем заранее, куда едем. За 20 минут до старта нам дают так называемую дорожную книгу, задача штурмана — найти дорогу. Моя задача — ехать по совершенно неизвестной дороге, по которой я никогда в жизни не ездила, и никуда, как мы говорим, не упилиться и не ушататься, максимально быстро приехать к финишу. Кто не заблудился и быстрее приехал, тот молодец. Теперь я выступаю в классе Т3 — это легкие багги. Сейчас это самый наполненный класс в российском чемпионате, потому что он максимально интересный и доступный.

— Как произошел переход с мотоцикла на автомобиль? Насколько дисциплины отличаются?

— Переход произошел очень логично, потому что случился коронавирус, гонки закончились на какое-то время, и в этот период мы решили попробовать багги. Конечно, после мотоцикла на машине получается ездить еще увереннее, так как это гораздо безопаснее, потому что ты сидишь в каркасе, пристегнутый. А не как на мотоцикле, когда одно неловкое движение, ты падаешь и сразу можешь все переломать. Были нюансы, конечно, потому что четыре колеса — не два, в каких-то моментах надо было себя перестраивать, учиться заново чему-то. Но, считаю, мотоциклисту всегда легче пересесть на автомобиль, нежели наоборот, потому что на двух колесах ездить сложнее и координационно, и физически. Езда на автомобиле далась мне не слишком сложно, но я до сих пор учусь, набираю опыт, развиваюсь в этом направлении. Получилось практически сразу ехать достаточно быстро в конкурентном темпе. В прошлом году мы с моим штурманом Катей Жадановой, которая, кстати, тоже мотоциклистка, стали чемпионами России в своем классе и вице-чемпионами в абсолюте среди всех внедорожников. То есть вроде как получается, что мы быстрые (улыбается).

— Вы говорили, что хотите перейти в гонки на автомобиле в том числе потому, что там не будет такой разницы между мужчинами и женщинами в плане физической составляющей.

— Да, действительно, когда гоняешь на машине, нет такой большой зависимости от твоей физухи. Потому что, конечно, мотоцикл — это по большей части мышцы, физкультура. Это в том числе и вес пилота, потому что мотоцикл управляется телом. Если ты весишь условно 50 кг, как я, это совершенно не то, что взрослый мужик, который весит 80–90 кг. Он одним движением ноги этот мотоцикл заправляет в поворот, а мне приходится прилагать гораздо больше усилий, и мотоцикл, естественно, не так слушается. Не говоря уже о том, что действительно сказывается разница в банальной физухе, которой у женщины от природы меньше. На машине этого всего не нужно. Безусловно, тут тоже есть нюансы, но они немного другого порядка. Тут тоже нужна физика, но все-таки не в таком объеме, как на мотоцикле. И как я уже сказала, абсолютно женский экипаж выиграл чемпионат России, стал вице-чемпионами в абсолюте, а мы с Катей не такие уж огромные и здоровые дамы. Поэтому действительно — за рулем автомобиля девочке конкурентно соревноваться с мужчинами гораздо проще.

— Что в этом виде спорта женщинам удается лучше, чем мужчинам?

— Если говорить именно про нашу дисциплину ралли-рейды, то можно сказать про умение перебороть себя, преодолевать трудности, чисто психологическая сторона. Просто женщина может лучше выносить боль, все неприятности и невзгоды она претерпевает и переживает проще. В ралли-рейдах все устают, но морально мужчины, на мой взгляд, могут сломаться быстрее, чем женщины. В этом наша сила. Да, мы проигрываем в каких-то других моментах, в той же физухе или еще чем-то. Но в моральной составляющей, мне кажется, женщина чуть-чуть посильнее.

— Расскажите про взаимодействие со штурманом. Как вы общаетесь во время гонки и легко ли находите общий язык?

— В отличие от мотоцикла, тут у меня уже экипаж, тут у меня штурман, я только рулю, а штурман разбирается с тем, куда ехать. Здесь, как в отборе экипажа на космическую станцию, — люди должны абсолютно подходить друг другу психологически, должны понимать друг друга, быть на одной волне, иначе далеко не уедешь. Когда я подбирала штурмана, я хотела, чтобы это была девушка, чтобы она умела крутить гайки, потому что нам в дороге это приходится делать. У нас среди знакомых была единственная такая девушка — это Катя Жаданова. Она прекрасный механик, она гоняет на мотоцикле, и на тот момент у нее уже был небольшой опыт штурманства. Мы с ней решили попробовать, прокатились одну гонку, после которой уже стало понятно, что мы можем быть на одной волне. Конечно, все равно был какой-то период, когда мы притирались друг к другу, но в принципе все сработало. Вот уже который год гоняем вместе и порой понимаем друг друга с полуслова, что очень важно, потому что по-другому в экипаже не поехать.

— Какие у вас сейчас спортивные цели и амбиции?

— Безусловно, хочется всех победить (смеется). Хочется быть быстрее всех, но понятно, что сейчас закрыты международные гонки и, к сожалению, мы не можем туда поехать. Хотя очень хочется и на чемпионате мира выступить, и на ралли «Дакар». Сейчас у меня в ближайших задачах и целях «Шелковый путь» — это ралли можно назвать аналогом «Дакара». Нас будто карма преследует — все время какие-то приключения на «Шелковом пути». Мы все никак не можем нормально доехать до финиша, хотя едем среди лидеров. Поэтому мечта, задача и цель — все-таки попасть, наконец, на подиум ралли «Шелковый путь». И мы к ней идем, всячески стремимся. На чемпионате России тоже продолжаем гонять, пытаемся отстаивать свои чемпионские звания и бороться с мальчишками, которые, кстати говоря, в этом году очень серьезно потренировались. Сейчас у нас очень плотная и очень интересная борьба — уже минимум пять экипажей могут претендовать не просто на подиум, а на первое место на старте. Это очень круто и интересно, так что тут у нас тоже есть определенные цели и задачи всех обогнать.

— Оглядываясь на карьеру в мотоспорте, какие события или достижения вспоминаете?

— Тут все понятно. Безусловно, самые знаковые для меня гонки — оба «Дакара». Особенно «Дакар» 2019 года, когда я проехала его без механика и стала первой женщиной в мире, которая смогла это сделать. И, конечно, мой самый первый большой ралли-марафон Africa Eco Race 2015 года, который я тоже вспоминаю с теплотой.

— Мотоцикл в вашей жизни сейчас только для личных целей?

— Да, скажем так, больше в гражданском использовании. На гонки я не езжу, последняя была два года назад на этапе чемпионата мира Abu Dhabi Desert Challenge. По городу я на мотоцикле тоже не езжу, но этим летом путешествовала с друзьями по Монголии, где мы ездили на мотоциклах. То есть мотоциклы, безусловно, никуда не делись, я их люблю и все мечтаю возобновить тренировки по мотокроссу. Пока просто реально тяжело со временем, но, мне кажется, я с каждым днем все ближе к тому, чтобы воплотить мысли в реальность.

— Вы как-то говорили, что хотите поездить на «Камазе», а Владимир Чагин обещал вам дать порулить, когда будут права необходимой категории. Кажется, они как раз у вас появились?

— Конечно, мне очень хотелось попробовать проехаться на «Камазе». Думаю, что каждый гонщик об этом мечтает, потому что на такой здоровой махине прокатиться не каждому удается. Но не знаю, Владимир Геннадьевич суров, не всем позволяется такое. Да, я действительно сдала в этом году на категорию С и D, теперь я могу водить автобус и грузовик, но пока серьезного разговора об этом не было. Думаю, Владимир Геннадьевич должен просто убедиться в том, что я достойна. Тогда, как говорится, с барского плеча, возможно, мне разрешат.

— Как поживает скрипка? Успеваете играть?

— Скрипка поживает прекрасно, если полчасика-часик есть, я хватаю ее и играю, она меня очень разгружает от всяких бытовых проблем и мыслей. Мне нравится, что у меня есть какой-то определенный прогресс. Сейчас в сентябре опять начала с педагогом заниматься, надеюсь, получится регулярно. Помимо того, что скрипка — это разгрузка, у меня еще есть определенная цель. Я хочу научиться играть так, чтобы окружающим как минимум было не противно это слушать (смеется).

— Вы — яркий пример того, что женщина может добиться всего, что захочет, даже если кто-то считает ее занятие совсем не женским. Чувствуете в этом плане какое-то влияние?

— Я не часто сталкивалась с тем, чтобы мне кто-то говорил, что я занимаюсь не женским делом. Поэтому даже не знаю, что ответить на этот вопрос. Чувствую ли я влияние? Нет. Может, потому что я просто все время общаюсь плюс-минус в одном и том же круге, а что там люди со стороны говорят — меня вообще не волнует. Я просто делаю то, что нравится и что люблю. И все. А женское или не женское — какая разница? Мне кажется, что сейчас народ уже совсем перестал обращать внимание на это.

— Что бы вы сказали девочке, которая хочет заняться чем-то мальчиковым, но стесняется или боится?

— Я всем говорю, что надо заниматься тем, что любишь, не бояться двигаться вперед. Потому что только так можно быть счастливым. Нужно не задумываться о каких-то стереотипах, и тогда все получится.

— Куда в первую очередь идти девушке, если она хочет участвовать в гонках на мотоцикле или на машине?

— С самого начала нужно пойти в спортивную автошколу — сейчас есть школы экстремального вождения, курсы, тренеры и прочее. Еще зависит от того, куда хочешь пойти, в кольцевые гонки, автокросс, ралли. Нужно просто находить тренеров, начинать заниматься и потихоньку выезжать на соревнования. То же самое с мотоциклами — сейчас много разных школ по мотокроссу, кольцевым гонкам. Надо знакомиться с людьми и понемногу продвигаться в этом направлении. Сначала, что называется, дворовые гонки, потом региональные, потом условные чемпионаты и Кубки России.

— Вы уже многого добились в спорте, а внутренний моторчик все работает и не затихает. Откуда берутся силы и желание?

— Продолжая предыдущий вопрос: моторчик будет работать постоянно, если ты делаешь то, что тебе нравится. Это может продолжаться до самой старости, до самого конца, если глаза горят — тогда и силы откуда-то берутся.

В «Спортмастере» большой выбор спортивной одежды, обуви и аксессуаров. Приходите в розничные магазины или заглядывайте в интернет-магазин. Будем рады собрать вас для очередного спортивного приключения!