Самые опасные трассы мира в «Формуле-1»
Здесь соревнуются с риском для жизни
Вопрос о самой сложной или опасной трассе «Формулы-1» — это предмет бесконечных споров среди болельщиков и экспертов. Ведь каждый автодром обладает своим уникальным характером, «фишками» и сложностями, которые способны стать непреодолимым препятствием даже для самых опытных пилотов.
Самый громкий из трагических случаев последних десятилетий в «Формуле-1» произошел в 1994 году. Бразильский гонщик Айртон Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино. Сенна считается одним из величайших пилотов в истории, он выиграл три титула чемпиона мира, 41 гонку и 65 квалификаций. Точная причина его аварии так и не установлена, хотя со сложностью того поворота итальянской трассы ее точно не связывают. Так или иначе, с 2007 года Гран-при Сан-Марино не проводится.
Мы же решили выделить треки из тех, которые сейчас входят в календарь Ф-1 и где гонщику надо очень постараться, чтобы добраться до финиша.
Монте-Карло
Гран-при Монако
Практически с первого дня появления «Формулы-1» главной гонкой этих соревнований считались заезды на городской трассе, расположенной вблизи города Монте-Карло.
Еще 1928 году принц Монако Луи II поддержал инициативу спортивного энтузиаста Антони Ногеса и выделил средства на проведение «Гран-при Монако». Узкие городские дороги подвергли переделке для приема самых мощных машин того времени.
И трасса по сей день почти не изменилась — она узкая, с большим количеством перепадов высот. Проходит сквозь туннель и морскую гавань, где скоростные участки чередуются «шпильками» и сериями горных поворотов. В гавани же пилоты и вовсе рискуют вылететь в воду.
Не удивительно, что еще до Второй Мировой войны организаторы старались уделить особое внимание безопасности. В этот период появились первые отбойники, но два пилота все же «искупались» в море.
В 1952 году на «Гран-при Монако» погиб итальянский гонщик Луиджи Фаджиоли, не сумевший сбросить скорость во время движения в тоннеле. После его смерти трасса была признана опасной и на три сезона оказалась исключена из календаря.
Но далее было принято решение возобновить гонки в Монте-Карло, и с того момента на ней произошло еще две смертельных аварии.
Трек в Монте-Карло до сих пор считается самым серьезным испытанием мастерства пилотов: здесь находятся и самый медленный и один из самых быстрых виражей на трассах «Формулы-1».
Монца, Италия
Гран-при Италии
«Храм скорости» изначально был обречен на попадание в подобный рейтинг. Ведь длинные прямые «Аутодромо Национале» позволяли развивать пилотам бешеные скорости, в то время как уровень безопасности автодрома долгое время оставлял желать лучшего.
Плюс ко всему некоторое время Монца существовала в качестве комбинации классической конфигурации и овала с присущим ему бэнкингом (наклоненный внутрь поворота участок трассы, предназначены для повышения скорости автомобилей в повороте) — явно не самое безопасное решение.
От этого варианта было решено отказаться после фатальной аварии с участием Вольфганга фон Трипса. В результате столкновения с Джимом Кларком «Феррари» немца взмыла в воздух и рухнула прямо на зрителей: погибли 16 человек, включая самого пилота.
Спустя девять лет после трагической аварии фон Трипса в той же «Параболике» погиб другой выдающийся пилот Йохен Риндт, который станет единственным в истории посмертным чемпионом «Формулы-1». После смерти Риндта были предприняты попытки замедлить столь скоростную трассу путем добавления новых шикан (серий искусственно сформированных поворотов, предназначенных для замедления скорости спорткаров).
К сожалению, автодром продолжил забирать жизни пилотов и в последующие годы: в 1978-м Ронни Петерсон пополнил список великих пилотов, погибших на трассе «Монца».
Сузука, Япония
Гран-при Японии
Японский автодром принимает у себя этапы Гран-при с 1987 года. За это время болельщики неоднократно могли лицезреть решающие схватки, решающие судьбу титула. Не жалея живота своего здесь бились Сенна и Прост (1988 — 1990), Сенна и Мэнселл (1991), Хаккиненом и Шумахером (1998) и так далее.
Сузука — это созданный человеком технический шедевр, и гонки там часто проходят в условиях высокой температуры и влажности. Плавные извилистые повороты, скоростные прямые и знаменитая «эска» становятся огромной перегрузкой для пилотов. И требует от гонщиков филигранной точности и идеального чувства машины.
Несчастные случаи здесь тоже не редкость. Самый резонансное ДТП произошло в 2004 году — француз Жюль Бьянки из команды Marussia столкнулся с трактором-краном, забиравшим автомобиль другого гонщика Адриана Сутула, который перевернулся ранее. В итоге Бьянки скончался от полученных травм после девятимесячной комы.
Спа-Франкоршам, Бельгия
Гран-При Бельгии
Легендарная европейская трасса располагается на живописных холмах бельгийских Арденн и проложена прямо по обычным дорогам. Длина гоночного кольца составляет 15 километров.
После многочисленных аварий и критики со стороны гонщиков в начале 1970-х бельгийский трек исчез из календаря чемпионата мира. После проведения реконструкции трассы чемпионат «Формулы-1» вернулся на Спа-Франкоршам только в 1983 году.
А через пару лет случилась новая трагедия — во время обгона Джеки Икса на повороте «Красная вода» погиб талантливый немецкий гонщик Штефан Беллоф, до этого установивший рекорд самого быстрого круга на трассе в Нюрнбургринге.
В результате, чтобы избежать еще большего количество смертельных аварий, трассу продолжили «упрощать». Последняя модернизация произошла в 2007 году, но гоняться здесь все равно очень сложно.
Сильверстоун, Великобритания
«Гран-при Британии»
История Сильверстоуна началась в конце Второй мировой войны. В то время на Туманном Альбионе вообще отсутствовали большие гоночные трассы, но осталось много неиспользуемых военных аэродромов. И один из них решили преобразовать в автодром, который 13 мая 1950 года принял первый чемпионат мира «Формулы- 1».
Впрочем, с тех пор трасса претерпела значительные изменения. Одна из самых больших модификаций произошла в 1975 году. В частности, был переделан вираж Woodcote, который стал шиканой.
Изменения потребовались, поскольку в 1973 году чемпион мира, южноафриканский гонщик Джоди Шектер на этом повороте потерял контроль над своим болидом «Макларен», что вылилось в одну из крупнейших массовых аварий в истории «Формулы-1». В считанные мгновения стартовая прямая превратилась в арену массового завала из девяти автомобилей. К счастью, обошлось без летальных исходов.
Фото на обложке: Andrew Locking/Wikimedia Commons