Вопрос о самой сложной или опасной трассе «Формулы-1» — это предмет бесконечных споров среди болельщиков и экспертов. Ведь каждый автодром обладает своим уникальным характером, «фишками» и сложностями, которые способны стать непреодолимым препятствием даже для самых опытных пилотов.

Самый громкий из трагических случаев последних десятилетий в «Формуле-1» произошел в 1994 году. Бразильский гонщик Айртон Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино. Сенна считается одним из величайших пилотов в истории, он выиграл три титула чемпиона мира, 41 гонку и 65 квалификаций. Точная причина его аварии так и не установлена, хотя со сложностью того поворота итальянской трассы ее точно не связывают. Так или иначе, с 2007 года Гран-при Сан-Марино не проводится.

Мы же решили выделить треки из тех, которые сейчас входят в календарь Ф-1 и где гонщику надо очень постараться, чтобы добраться до финиша.

Монте-Карло

Гран-при Монако

Практически с первого дня появления «Формулы-1» главной гонкой этих соревнований считались заезды на городской трассе, расположенной вблизи города Монте-Карло.

Еще 1928 году принц Монако Луи II поддержал инициативу спортивного энтузиаста Антони Ногеса и выделил средства на проведение «Гран-при Монако». Узкие городские дороги подвергли переделке для приема самых мощных машин того времени.

И трасса по сей день почти не изменилась — она узкая, с большим количеством перепадов высот. Проходит сквозь туннель и морскую гавань, где скоростные участки чередуются «шпильками» и сериями горных поворотов. В гавани же пилоты и вовсе рискуют вылететь в воду.

Не удивительно, что еще до Второй Мировой войны организаторы старались уделить особое внимание безопасности. В этот период появились первые отбойники, но два пилота все же «искупались» в море.

В 1952 году на «Гран-при Монако» погиб итальянский гонщик Луиджи Фаджиоли, не сумевший сбросить скорость во время движения в тоннеле. После его смерти трасса была признана опасной и на три сезона оказалась исключена из календаря.

Но далее было принято решение возобновить гонки в Монте-Карло, и с того момента на ней произошло еще две смертельных аварии.

Трек в Монте-Карло до сих пор считается самым серьезным испытанием мастерства пилотов: здесь находятся и самый медленный и один из самых быстрых виражей на трассах «Формулы-1».

Монца, Италия

Гран-при Италии

«Храм скорости» изначально был обречен на попадание в подобный рейтинг. Ведь длинные прямые «Аутодромо Национале» позволяли развивать пилотам бешеные скорости, в то время как уровень безопасности автодрома долгое время оставлял желать лучшего.

Плюс ко всему некоторое время Монца существовала в качестве комбинации классической конфигурации и овала с присущим ему бэнкингом (наклоненный внутрь поворота участок трассы, предназначены для повышения скорости автомобилей в повороте) — явно не самое безопасное решение.

От этого варианта было решено отказаться после фатальной аварии с участием Вольфганга фон Трипса. В результате столкновения с Джимом Кларком «Феррари» немца взмыла в воздух и рухнула прямо на зрителей: погибли 16 человек, включая самого пилота.

Спустя девять лет после трагической аварии фон Трипса в той же «Параболике» погиб другой выдающийся пилот Йохен Риндт, который станет единственным в истории посмертным чемпионом «Формулы-1». После смерти Риндта были предприняты попытки замедлить столь скоростную трассу путем добавления новых шикан (серий искусственно сформированных поворотов, предназначенных для замедления скорости спорткаров).

К сожалению, автодром продолжил забирать жизни пилотов и в последующие годы: в 1978-м Ронни Петерсон пополнил список великих пилотов, погибших на трассе «Монца».

Сузука, Япония

Гран-при Японии

Японский автодром принимает у себя этапы Гран-при с 1987 года. За это время болельщики неоднократно могли лицезреть решающие схватки, решающие судьбу титула. Не жалея живота своего здесь бились Сенна и Прост (1988 — 1990), Сенна и Мэнселл (1991), Хаккиненом и Шумахером (1998) и так далее.

Сузука — это созданный человеком технический шедевр, и гонки там часто проходят в условиях высокой температуры и влажности. Плавные извилистые повороты, скоростные прямые и знаменитая «эска» становятся огромной перегрузкой для пилотов. И требует от гонщиков филигранной точности и идеального чувства машины.

Несчастные случаи здесь тоже не редкость. Самый резонансное ДТП произошло в 2004 году — француз Жюль Бьянки из команды Marussia столкнулся с трактором-краном, забиравшим автомобиль другого гонщика Адриана Сутула, который перевернулся ранее. В итоге Бьянки скончался от полученных травм после девятимесячной комы.

Спа-Франкоршам, Бельгия

Гран-При Бельгии

Легендарная европейская трасса располагается на живописных холмах бельгийских Арденн и проложена прямо по обычным дорогам. Длина гоночного кольца составляет 15 километров.

После многочисленных аварий и критики со стороны гонщиков в начале 1970-х бельгийский трек исчез из календаря чемпионата мира. После проведения реконструкции трассы чемпионат «Формулы-1» вернулся на Спа-Франкоршам только в 1983 году.

А через пару лет случилась новая трагедия — во время обгона Джеки Икса на повороте «Красная вода» погиб талантливый немецкий гонщик Штефан Беллоф, до этого установивший рекорд самого быстрого круга на трассе в Нюрнбургринге.

В результате, чтобы избежать еще большего количество смертельных аварий, трассу продолжили «упрощать». Последняя модернизация произошла в 2007 году, но гоняться здесь все равно очень сложно.

Сильверстоун, Великобритания

«Гран-при Британии»

История Сильверстоуна началась в конце Второй мировой войны. В то время на Туманном Альбионе вообще отсутствовали большие гоночные трассы, но осталось много неиспользуемых военных аэродромов. И один из них решили преобразовать в автодром, который 13 мая 1950 года принял первый чемпионат мира «Формулы- 1».

Впрочем, с тех пор трасса претерпела значительные изменения. Одна из самых больших модификаций произошла в 1975 году. В частности, был переделан вираж Woodcote, который стал шиканой.

Изменения потребовались, поскольку в 1973 году чемпион мира, южноафриканский гонщик Джоди Шектер на этом повороте потерял контроль над своим болидом «Макларен», что вылилось в одну из крупнейших массовых аварий в истории «Формулы-1». В считанные мгновения стартовая прямая превратилась в арену массового завала из девяти автомобилей. К счастью, обошлось без летальных исходов.

Фото на обложке: Andrew Locking/Wikimedia Commons

Мотоэкипировка
26 690 ₽
37 370 ₽
-29%
Remington | Комбинезон Remington Moto Traverse
0
Купить
10 999 ₽
12 940 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Guard для багги
0
Купить
1 199 ₽
2 399 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки Aspolife
0
Купить
17 990 ₽
25 190 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Moto Traverse Black/Gray
0
Купить
6 990 ₽
9 790 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Light Moto Black
0
Купить
6 499 ₽
12 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотокуртка Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 499 ₽
3 570 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Transformerbala
0
Купить
2 999 ₽
4 284 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Thermobala
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить