Сколько «лошадей» под капотами болидов «Формулы-1»
За счет чего гонщики разгоняются до 400 км/час
Наверное, один из самых главных вопросов, который интересует любителей автоспорта: сколько же «дури» вмещают двигателей этих «зверей» и до какой скорости они могут разгоняться?
От атмосферных двигателей до турбомоторов
Что вообще из себя представляют моторы болидов? С момента появления «Формулы-1» в 1949 году требования к ним неоднократно менялись.
Изначально команды могли использовать атмосферные двигатели (не имеющие турбонагнетателя в своей конструкции) с рабочим объемом до 4,5 литров или компрессорные (создающие дополнительное давление при подаче воздуха в камеру сгорания) — до 1,5 литров.
В 1961 году объем для атмосферных двигателей снизили до 1,5 литра. А уже через пять лет разрешили увеличить объем до трех литров для атмосферных и до 1,5 литра — для турбированных агрегатов. Однако ни одна команда в тот период не стала использовать турбодвигатели.
Зато появление 3-литрового двигателя Cosworth DFV в 1967 году позволило выйти в «Формулу-1» небольшим частным командам. У этого фордовского мотора с сухим весом 168 кг алюминиевый блок V8, рабочий объем — 2,993 куб. см, 32 клапана (по четыре на цилиндр), мощность — от 400 до 530 л. с. Эти двигатели были относительно бюджетными и устанавливались на болиды разных команд вплоть до 80-х годов.
Начиная с 2014 года в «Формуле 1» используют 1,6-литровые турбированные двигатели V6 с гибридной силовой установкой и ограничением по расходу топлива. Современные моторы способны пробивать «отметку» в 1000 лошадиных сил. Впрочем, такую мощь задекларировала только «Рено».
«Мерседес» и «Феррари» не первый год крутятся где-то рядом, но не спешат подтверждать преодоление круглой цифры.
Шумахеру хватало 750 л. с.
Были ли мощнее моторы предыдущих поколений? V8 из 2000-х и начала 2010-х вырабатывали от 750 до 850 л. с. В конце эпохи V10 в 2005-м средняя мощность примерно равнялась 900 л. с., и лидером была «БМВ» с мощностью в 950 л. с. Во времена «движка» V12 — с 1995-го по 2004 годы — показатели варьировались с 650 л. с. до 900 л. с. А в 1994-м Михаэль Шумахер выиграл первый титул с мотором всего 750 л. с. (официальные данные «Косуорт»).
Но самые мощные моторы в истории «Ф-1» создали в первую турбоэру — в 80-х. К примеру, «Корсуорт» GBA в гонке вырабатывал свыше 750 л. с., а в квалификации выдавал сильно больше 1000 л. с. Это был мотор V6 объемом всего 1,5 л с турбиной Garrett.
Впрочем, главный показатель — все-таки скорость, с которой могут разгоняться болиды. В 1986 году австрийцу Герхарду Бергеру на двигателе BMW и шасси Benetton удалось достичь показателя в 351,2 км/час. Тогда эти цифры казались невероятными.
Разгон до «сотни» — меньше 2 сек.
Тот рекорд Бергера уже давно побит. Финский пилот Валттери Боттас в сезоне-2016 в Мехико разогнался до 372,54 км/час. Он использовал двигатель производства Mercedes и шасси Williams FW38. На данный момент это максимальная скорость «Формулы-1», которая была официально зафиксирована в чемпионате.
Впрочем, просачивается информация о неофициальных рекордах, которые значительно превосходят показатели Боттаса. Например, колумбиец Хуан-Пабло Монтойя на «Гран-При Италии» в 2005 году разогнался до 372,6 км/час. Правда, это произошло на тренировке, а не на треке.
В американской пустыне Мохаве машине Джеймса Баттона вроде даже удалось достичь 413 км/час, но на официальных заездах все оказалось намного скромнее.
И еще один интересный момент для любителей цифр. Разгон от ноля до «сотни» на современных машинах занимает всего 1,7 секунды. Торможение при разгоне свыше «сотни» занимает по времени 1,4 секунды. При этом длина тормозного пути находится в диапазоне от 14 до 17 метров. При 200 и 300 км/час автомобиль тормозит дольше — 2,9 и 4 сек. соответственно.
Обложка: Unsplash