Танцы на льду и спортивные пары: в чем разница
Правило двух рук и требования по этикету в фигурном катании
В фигурном катании медали на крупнейших соревнованиях разыгрываются в четырех видах: мужском и женском одиночном, парном катании и танцах на льду.
С первыми двумя дисциплинами все ясно — это гендерные различия. А чем отличаются «парники» и «танцоры», знают даже не все знатоки этого вида спорта.
Разница в «возрасте»
Начнем с того, что возраст двух этих видов фигурного катания существенно отличается. Парное катание имеет намного более «древнюю» родословную. Оно дебютировало на летней Олимпиаде 1908 года в Лондоне одновременно с «одиночниками» — мужчинами и женщинами.
К тому времени уже был сформулирован принцип соревнования парников: «катание в унисон двух людей, которые обязаны гармонично двигаться по льду».
Изначально парное катание включало в себя и танцевальные элементы, но впоследствии этот вид спорта эволюционировал, став более зрелищным и сложным в техническом плане. С добавлением элементов, близких к акробатике.
Сперва ISU (Международный союз конькобежцев) разрешал выступать парам, состоящим из атлетов одного пола. И лишь затем был введен особый пункт в правила, что на площадку имеют право выходить только мужчина с женщиной.
Танцы на льду произошли напрямую от бальных танцев. Первые соревнования фигуристов, похожих на современных танцоров, прошли в 30-х годах в Англии, Австрии, Канаде и США. В 1952-м этот вид дебютировал на чемпионатах мира, а на Олимпиадах появился только спустя 34 года. То есть парники опередили в развитии конкурентов лет на сорок.
Без прыжков, но на близком расстоянии
Теперь от истории к современности. Главное и наиболее заметное отличие танцев на льду от других видов фигурного катания — запрет на прыжки. Регламент четко указывает, что танцоры не имеют права их исполнять. Вы никогда в этом виде не увидите сложных акробатических движений вроде тройного акселя или четверного флипа.
Нельзя исполнять выбросы, поддержки, подразумевающие подъем партнерши над головой, подкруты и другие трюки повышенной сложности. Партнерам нежелательно долго кататься в одиночку и дистанция между ними не должна превышать длину «двух рук». А в парном катании спортсмены могут демонстрировать элементы на значительном расстоянии друг от друга.
Основной арсенал танцоров включают параллельные вращения на одной ноге в движении, паттерн-танец, поддержку, шаговые дорожки, вращение и ряд хореографических фрагментов.
В связи с отсутствием трюков ультра-си внимание сосредоточено на навыках управления коньком, взаимопонимании в паре и артистизме, что зачастую приводит к восприятию этого вида как весьма субъективного.
В парном катании в приоритете гораздо более сложные элементы:
подкрутка, когда партнер отправляет партнершу в воздух, а затем ловит ее,
параллельные прыжки, ведущие пары выполняют до трех оборотов,
выброс — прыжок с помощью партнера, при котором дама взмывает вверх и самостоятельно приземляется,
тодес,
поддержки,
вращения,
дорожка шагов.
Брюки уравняли, ботинки разъединили
В фигурном катании всегда много внимания уделяли костюмам и музыкальному оформлению. И прежде всего — в танцах. В парном катании их роль не определяющая. Хотя неудачно выбранный музыкальный трек или плохо закрепленные украшения на наряде тоже могут привести к потере баллов.
Да и в целом по внешнему виду сейчас дилетанту непросто определить, кто из фигуристов выходит на лед — спортивные пары или танцевальные дуэты.
Почему так именно сейчас? Раньше выдавал один элемент гардероба. В парных дуэтах дамы давно получили право выходить на лед в брюках, а в танцах на льду «этикет» долгое время требовал фигуристкам надевать только платья и юбки. Но сейчас и этот запрет пал.
А вот в коньках различия у фигуристов двух видов достаточно серьезные. Танцоры используют ботинки, которые значительно уже, короче (особенно пятка), у них намного меньше зубцов на лезвии. Их обычно стачивают, так как не надо делать прыжки. И скольжение без зубцов становится тише, а этого требуют каноны парного катания.
Ботинки немного мягче, это позволяет активнее «работать» голеностопу. Ведь посадка у танцоров особая, не совпадающая с остальными видами фигурного катания.
По-разному именуют и сегменты соревнований в этих дисциплинах. В парном катании медали вручают по сумме короткой и произвольной программ.
В соревнованиях танцоров раньше проводилось три этапа: обязательный танец, оригинальный и произвольный. Но начиная с сезона 2010/11 обязательный и оригинальный танцы объединили под знаком «ритм-танца».
Ритм под «заказ» и демократия в музыке
Ежегодно ISU определяет тему для ритм-танца и заставляет атлетов в обязательной части выступления («паттерн») придерживаться этих стандартов. Выбор звукового сопровождения для ритм-танца остается за спортсменами, однако музыка должна соответствовать заданной теме, ритму и темпу.
В то же время в парном катании царит настоящая демократия — спортсмены имеют право использовать любую музыку для своих программ от классики до рока.
Экипировка для фигурного катания — в нашем онлайн-каталоге.