Вин-чун: движения, которые опережают удар
Чем эффективна техника боя на ближней дистанции
«Кулак вечной весны» — именно такое красивое название в переводе с китайского носит стиль вин-чун-куэн, появившийся в Поднебесной в начале XVIII века. Это китайское единоборство не так популярно, как карате, бокс или кикбоксинг, но ежегодно привлекает все больше последователей благодаря эффективным приемам ближнего боя.
Часто техника этого направления в ушу встречается под названием «липкие руки». Если причину появления первого названия определить довольно сложно, то со словосочетаниями «липкие руки» или «толкающие руки» все понятно: это характеристика основных технических принципов вин-чун.
Система защиты и нападения
Вин-чун был создан, чтобы помочь бойцу решить основные задачи в поединке: войти на ближнюю дистанцию и, блокируя любые атаки противника, быстро его поразить максимально безопасным для себя способом. Это система защиты и нападения, выстроенная на законах биомеханики тела, на логическом и эффективном использовании возможностей атлета. Принцип вин-чун не отличается от других существующих боевых техник: направление силы нападающего против него самого.
Вин-чун предназначен для нейтрализации противника с наименьшей потерей собственной энергии. Атаки отличаются быстротой, серийностью, мощностью ударов, воздействием на болевые точки, чтобы за доли секунды нанести наибольший ущерб противнику. Масса нападающего и уровень его подготовки не должны иметь значения, принципы вин-чун направлены на то, чтобы опытный мастер мог справиться с любым оппонентом.
Развитие физических показателей приветствуется, как и в любой боевой дисциплине. Но главное в вин-чун — техника, знание и практическое применение тактических приемов, когда перевес сил изначально на стороне нападающих.
Техника вин-чун
Единоборство включает несколько принципов, на которых строятся все действия бойца.
Главная ось
Воображаемая прямая, которая проходит через центр тела. От этой линии зависит устойчивость бойца, по ней он держит стойку, выполняет атаки и защищается.
Экономия движений
Предполагает абсолютную экономию сил в бою. И никаких финтов с длинной дистанции и отступов назад, только входы на расстояние короткого удара. Кратчайшее расстояние от кулака до цели — прямая линия, по которой наносятся все атаки. Боковые и апперкоты по круговой траектории почти не используются.
Выгодное положение
В бою необходимо занять позицию, неудобную для противника. В вин-чун атаки проводятся из фронтальной стойки, прямолинейно или под углом в отношении стойки оппонента, чтобы обе руки в равной степени могли быть задействованы в защите и нападении.
Тактильный контроль
Предполагает вход в ближнюю дистанцию и дальнейшую атаку через блокировку удара противника. Блок и удар происходят одновременно: одной рукой боец отражает атакующее действие, а другой в этот момент наносит удар. Без остановки блок резко переходит в удар, а потом снова в блок и в следующий удар. Такой контакт позволяет контролировать любые смещения оппонента и предугадывать его действия, молниеносно принимать решения и своевременно проводить эффективные контратаки.
Секреты тренировочного процесса
Принцип «атака – контроль – атака», серийность и скорость ударов позволяют ученикам вин-чун сокрушать оппонентов.
Боец в процессе изучения понимает, как легко приспосабливаться к разным рисункам боя. Для этого нужно пройти длинный тренировочный путь, который базируется на развитии рефлексов следующими методами.
«Липкие руки» и «толкающие руки» — основные парные упражнения на ближней дистанции, они выполняются через точки контакта с партнером немного согнутыми в локтях руками. Это толчковые движения и приемы нейтрализации. Методика позволяет развить тактильную чувствительность бойца, тренирует равновесие, помогает угадывать следующее движение оппонента и выбирать лучший угол для атаки.
Деревянный манекен (или человек-столб) — один из распространенных тренажеров в китайских боевых искусствах. Предназначен для выполнения блоков, нанесения ударов руками и ногами. Имеет форму цилиндрического столба высотой полтора метра, две «верхние руки» и одну чуть ниже, под ней расположена согнутая «нога» манекена. Опорой служит каркас из нескольких брусьев, которые жестко крепятся к стене, полу или вкапываются в землю. Манекен сделан таким образом, чтобы выдерживать серии очень жестких ударов, способен быстро исправить огрехи в боевой технике ученика и показывает правильный угол для выбора атаки.
Работа с оружием — широкими парными короткими мечами (их еще называют мечи-бабочки) или длинным шестом. Занятия с оружием расширяют арсенал возможностей учеников вин-чун, укрепляют руки, оттачивают чувствительность и скорость реакции.
На этапе признания
Существует много ветвей вин-чун, одна из них сейчас укореняется в России. Но у большинства российских фанатов боевых дисциплин это направление находится на этапе признания и значительно уступает в востребованности боксу, самбо, карате или смешанным единоборствам.
В 2022 году федерацией вин-чун России были организованы соревнования, которые включали несколько категорий: показательные выступления, бой в ограниченном пространстве и свободный бой в защитной экипировке. Соревнования такого уровня говорят о перспективах развития вин-чун.
Вин-чун в кино и в жизни
Вин-чун — одно из самых народных боевых направлений ушу в Китае, которое смогло выйти за границы страны. И киноиндустрия в этом очень помогла.
Начиная с 1980-х годов боевую технику вин-чун в кино демонстрировали Брюс Ли и Джеки Чан. Позднее в фильмах про китайские боевые искусства часто встречались деревянные тренировочные манекены, мастера показывали быстрые силовые блоки и удары на тренажерах, доказывая сокрушительную силу и скорость великого искусства ушу. А не так давно российский зритель смог оценить серию фильмов про Ип Мана, который эффектно «разбирал» противников, показывая, что такое настоящий вин-чун.
В повседневной жизни единоборство применяется редко. Для самозащиты чаще используются боксерские приемы, удары ногами и борьба. Сложно увидеть движения «липких рук» и на настиле октагона — территории самых эффективных техник нейтрализации противника.
Фото на обложке: Thommy Luke Boehlig/Wikimedia Commons