Это статья про экипировку, необходимую каждому водному туристу. Еще у нас есть материалы про подготовку к первому сплаву и основы выживания на воде.

Иван Рыбников в водном туризме уже больше 20 лет. Он занимался в спортивной школе гребным слаломом, сплавлялся, увлекся фристайлом на горной воде — даже создал федерацию этого вида спорта, продвигал его, делал школу каякинга. Сейчас его основной проект — Kayak Moscow. Ваня организует сплавы и прогулки на каяках, в основном по Москве и окрестностям.

Мы пообщались с Ваней и подготовили список снаряжения, необходимого для комфортного сплава.

Байдарки

Существуют каркасные байдарки, например, «Нева» — каркас собирается, на него натягивается шкура из материала, из которого делают в том числе гермомешки. Это ближе всего к классическому варианту лодок, которыми пользовались эскимосы — они обтягивали деревянный каркас шкурами животных. Такие байдарки предназначены для спокойных рек и озер.

Они обладают хорошей ходкостью и курсовой устойчивостью, но, как правило, не очень поворотливые и достаточно хрупкие. В порог в них идти не стоит: когда байдарка задевает какой-нибудь камень, шкура оказывается между камнем и каркасом, в этом месте сразу образуется дырка. Каркасная байдарка подходит, чтобы с удовольствием кататься по озерам и спокойным рекам, она быстрая и ходкая.

Антипод каркасных байдарок — надувные. Они плохо подходят для озер: по сути, это надувной пузырь, лежащий на воде. Его сносит ветром во все стороны. У надувных байдарок есть плюсы: они компактно складываются, в безветренную погоду с них удобно порыбачить на озере. На них можно кататься по порогам, потому что они отскакивают от камней, как воздушные шарики.

Не нужно снаряжение, которое сделано для одной активности, тащить в другую


Надувные байдарки обладают собственной плавучестью: если перевернуться, лодка не утонет, в отличие от каркасной (сколько-то воздуха в ней будет, но байдарка пойдет ко дну, если перевернуть ее посреди озера и зачерпнуть воды). За счет плоского дна и отсутствия киля надувная байдарка очень хорошо крутится, на ней легко маневрировать. Но у нее нулевая курсовая устойчивость — как только райдер кладет весла, она просто останавливается или разворачивается.

Есть компромисс — каркасно-надувные байдарки, которые сочетают свойства отдельных подвидов. «Тритон Вуокса» — типичный представитель. Это каркасная байдарка, но ее борта поддуваются, образуется зазор между каркасом и внешней шкурой. Такая лодка переживет несильное столкновение с камнями, не будет сразу дырявиться. У нее более плавный силуэт, за счет этого она лучше управляется.

Каркасно-надувные байдарки обычно тяжелее остальных: на двухслойные баллоны уходит больше материала. Их тяжелее ремонтировать: если пробить баллон, прокол нужно найти и герметично его заклеить, это займет какое-то время. При этом получить пробоину гораздо легче, чем на полностью надувной байдарке.

Для Карелии это лучший выбор — можно и по несложным порожкам проплыть и по озерам. Если вы хотите сплавляться по спокойным местам — Ладожским шхерам, например — лучше выбрать каркасную. Надувную берем либо для спорта, либо, если важна мобильность — когда хочется прийти в дикое место, надуть ее и куда-нибудь отплыть.

Надувная ощутимо легче, не нужно тащить каркас — пришел, надул и уплыл. В ней меньше места для груза: большую часть занимают баллоны. Бывают речки горного типа, где пороги не прекращаются и следуют один за другим. Для них обычно используют катамараны, рафты или каяки, но по несложным можно ходить на байдарках. Например, Белая река на Урале.

Весла

Это очень важная часть снаряжения: с помощью весла спортсмен прилагает усилие, разворачивает лодку, придает ей скорость. Весло — продолжение рук спортсмена, поэтому выбор очень индивидуален, хотя и не так критичен для водного туризма. Для непрофессионалов важнее всего надежность и прочность, а технические характеристики отходят на второй план.

Весла состоят из трубы и лопастей. Лопасти могут иметь разную форму, для гладкой гребли они более ложкообразные, чтобы цеплять воду при прямом гребке вперед. Для бурной воды они плоские, чтобы было удобнее маневрировать: такие лопасти менее резко цепляют воду. Туристические весла, как правило, ближе ко второму типу — они проще в управлении.

По форме лопасти делятся на симметричные и асимметричные. Симметричные — традиционный вариант, они удобны простотой и универсальностью. Ассиметричная конструкция более прогрессивна, нижняя часть весла немного короче верхней. Когда вы опускаете весло, оно сразу цепляет большой объем воды, гребок получается эффективнее.

Труба или шафт бывает нескольких типов, которые глобально можно разделить на две группы — прямые и с изгибами для рук. В водном туризме предпочитают более традиционные прямые трубы. Обычно шафт делают не круглым, а немного овальным, чтобы райдер по хвату мог определить положение лопасти.

Самый традиционный весельный материал — дерево, сейчас такое почти не встретишь. Это дорогие весла, которые делаются по специальному заказу. Плюсы — уникальность экипировки, руке будет тепло держать такое весло в любую погоду. Минусы — большой вес и хрупкость. Еще один привычный материал — дюралюминиевый сплав. В советские времена байдарки комплектовались именно такими веслами. К дюралюминиевой трубе заклепками крепились куски дюралюминия, вырезанные по форме лопатки. Это не лучший выбор: заклепки вылетают, трубы гнутся, весла тонут, а в мороз они ощущаются в руках как кусок льда.


Важнейшая часть экипировки туриста-водника — спасательный жилет и каска, без них нельзя выходить на воду. О безопасности при сплаве читайте по ссылке


Лучшие современные весла производят из композитов — стеклопластика или карбона. Иногда в состав добавляют кевлар, чтобы увеличить прочность. Это жесткие и легкие, но дорогие весла. В водном туризме они используются редко, потому что требуют особого хранения и ухода. Например, карбоновое весло нельзя надолго оставлять на солнце, оно не суперпрочное.

Для туризма используются весла из более дешевых материалов разных типов. Самая популярная конструкция — дюралюминиевый шафт и лопатки, сделанные из полиэтилена или другого пластика. Такие весла менее сбалансированы из-за тяжелых лопаток, зато достаточно прочные и недорогие.

Весла от «Вольного ветра» достойные для своей ценовой категории. Именно такие мы используем в прокате Kayak Moscow. Плюсом является невысокий вес с учетом материала изготовления, но в суровые пороги с такими идти не стоит, они не очень крепкие.

Длина весла зависит от вашего роста и размера лодки. Для высокого человека на широкой байдарке нужно весло подлиннее. Для каякинга на бурной воде используются весла размером в районе двух метров, для гребли на гладкой воде они могут быть больше. Для туризма — в районе 2,2-2,4 метра.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Выбирайте снаряжение по вкусу, весло должно быть красивым и нравиться. Это предмет снаряжения, с которым вы будете контактировать больше всего


Гидрокостюм

Гидрокостюмы бывают двух типов: мокрые и сухие. Мокрые — это просто облегающий слой неопрена толщиной до пяти миллиметров. Принцип такой: вода попадает внутрь костюма, ты нагреваешь ее, тебе тепло. Обычно такими пользуются серферы и дайверы, потому что большую часть времени проводят в воде. От толщины неопрена зависит температура, в которой человек может находиться с комфортом. Неопрен в один миллиметр — долго можно плавать в воде с температурой +20, пять миллиметров — в воде +5 градусов.

У мокрых гидрокостюмов два больших минуса. Первый: они стесняют движения, потому что должны обтягивать тело, а слой неопрена достаточно толстый. Второй: если в мокром гидрокостюме выйти на ветер, становится дико холодно. Он начинает сохнуть, влага испаряется, костюм быстро остужает.

Сухие гидрокостюмы более прогрессивные и лучше подходят для водного туризма: когда мы катаемся на лодках, байдарках и катамаранах, большую часть времени мы не в воде. Можно надеть любимые шерстяные треники и носочки, сверху закрыть гидрокостюмом. Даже если вы свалитесь в воду — ненадолго, не на 10 минут, а на полминуты — это все не успеет намокнуть.

Существуют цельные сухие гидрокостюмы, но можно взять отдельно брюки и куртку. У них есть манжеты, которые помогают эту конструкцию загерметизировать. На катамаранах иногда используется мокрый низ и сухая куртка: райдер в коленной посадке, вода рядом, она брызгает и заливает ноги. Но в таком наряде, если свалишься в воду, промокнешь весь.

Обувь

У хорошей обуви для водного туризма должна быть нескользкая подошва, которая позволит прочно стоять на всяких мокрых камнях. Вы будете причаливать к немного диковатому берегу даже в самых тепличных условиях. Это может быть песчаный пляж, а может быть камень, как в Карелии. Или грязь с корнями, как в Подмосковье.

У такой обуви специфичная подошва: она больше нигде не нужна. Она, как правило, без особого протектора — как зимняя шина-липучка. Желательно, чтобы в такой обуви можно было наступить в воду: хорошо, если есть дырки рядом с подошвой или прямо в подошве, чтобы вода быстро сошла.

Нужно быть аккуратнее: если надеть обувь на голую ногу, в воде она может натереть. Лучше использовать неопреновый носок, будет комфортно и тепло. Сандалии с открытым носком для водного туризма не очень подходят: вылезая из байдарки или ходя по каким-то корням, можно очень легко зацепиться за условную деревяшку, будет очень больно. Стоит подбирать обувь с закрытыми пальцами.

Гермомешки

Гермомешки бывают разных форм и изготавливаются из разных материалов, но, как правило, у них одинаковый способ закрывания — ролл-топ. Они закручиваются верху и защелкиваются на фастекс. Их делают из того же, из чего производят обивку для каркасных байдарок, только мешки потоньше.

Есть отдельные небольшие гермы для документов и телефонов, даже прозрачные — в них работает тачскрин. Камерой, правда, пользоваться практически невозможно, только номинально.

Существуют герморюкзаки с лямками, можно туда все напихать и даже пройтись с грузом. Их обычно используют не для того, чтобы вещи внутри не промокли — наоборот, суют туда все мокрое, чтобы не испортить остальное.

В гермомешки нужно распихивать вообще все, что берешь на лодку. Кроме вещей, которые не боятся воды — штатив или консервы. Все остальное точно промокнет, если может промокнуть.

Подобрать подходящую экипировку и снаряжение можно в наших онлайн-каталогах и в магазинах Спортмастер PRO.

Каталог

Лодки и спасжилеты

Байдарки
55 499 ₽
Нет в наличии
Вольный ветер | Байдарка Вольный ветер Одиссей 480
2
Купить
48 499 ₽
Вольный ветер | Байдарка Вольный ветер Ермак 540
1
Купить
85 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Нева-2
0
Купить
117 499 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вуокса Н-3
1
Купить
128 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вектор-2
0
Купить
99 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Шуя-3
0
Купить
104 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вуокса Н-2
0
Купить
117 499 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Вуокса Н-3
1
Купить
85 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Нева-2
0
Купить
102 999 ₽
Тритон | Байдарка Тритон Нева-3
0
Купить
19 200 ₽
Вольный ветер | Байдарка Вольный Ветер "Тайга 280", хаки/камуфляж
0
Купить
19 200 ₽
Вольный ветер | Байдарка Вольный Ветер "Тайга 280", синий
0
Купить
Все гидрокостюмы
12 999 ₽
Hiko sport | Куртка для сплава Hiko ZEPHYR ls
1
Купить
17 999 ₽
22 199 ₽
-19%
Hiko sport | Куртка для сплава Hiko NIMUE Cag
0
Купить
3 599 ₽
Joss | Брюки неопреновые мужские Joss, 2 мм
1
Купить
4 999 ₽
Joss | Гидрокостюм короткий женский Joss, 2,5 мм
10
Купить
8 299 ₽
Joss | Гидрокостюм неопреновый женский Joss, 3 мм
7
Купить
2 899 ₽
Joss | Шорты неопреновые мужские Joss, 2 мм
6
Купить
14 999 ₽
Joss | Гидрокостюм неопреновый мужской Joss, 5 мм
4
Купить
3 599 ₽
Joss | Гидрокостюм неопреновый короткий детский Joss, 2,5 мм
7
Купить
16 799 ₽
Hiko sport | Брюки для сплава Hiko Ronwe Ion
0
Купить
31 199 ₽
Hiko sport | Брюки для сплава Hiko Bayard
0
Купить
25 599 ₽
Hiko sport | Куртка для сплава женская Hiko Nimue Air4 Dry Top
0
Купить
10 999 ₽
Hiko sport | Куртка для сплава Hiko sport Zephyr
0
Купить