Какая длина у велосипеда? А высота? Рассказываем все про габариты и от чего они зависят
Параметры зависят от типа и назначения велосипеда
Фото: Laszlo Andras / Unsplash
Этот текст посвящен тонкостям велосипедных габаритов. Если вы всё про это знаете и попали на эту страницу случайно, можем предложить отличный текст обо всем, что нужно знать про давление в колесах.
Габариты велосипеда, в первую очередь, зависят от его типа и назначения. Класс велосипеда в рамках одного назначения также играет роль — модели для начинающих отличаются от тех, что предназначены для профессионалов. А еще не забудем о том, что большинство моделей велосипедов предлагается в нескольких размерах, для велосипедистов разного роста.
Длина велосипеда
Основной параметр геометрии велосипеда — расстояние между центрами колес, которое называется базой (колесная база, WheelBase, WB). Соответственно, общая длина велосипеда — это сумма базы и диаметра колеса.
Все велосипедыВсе велоаксессуары
Велосипеды с минимальной базой — это профессиональные шоссейные велосипеды, используемые спортсменами в гонках. База велосипедов для профессиональных гонщиков среднего роста, например, Trek Madone, составляет 975-980 мм.
Самую большую базу имеют велосипеды для даунхилла, скоростного спуска с гор. Так, у Trek Session база 1200-1300 мм. Большие значения и у велосипедов-круизеров, специально растянутых для вальяжных поездок вдоль пляжей. У Trek Cruiser Lux 7D на 26» колесах база составляет 1200 мм.
База всех остальных типов велосипедов находится где-то между приведенными выше примерами.
Велосипеды с маленькой базой максимально маневренные, ориентированные на агрессивное управление. Велосипеды с большой базой более устойчивые и лучше держат трассу. При проектировании велосипедов инженеры ищут компромисс, отталкиваясь от планируемой эксплуатации.
Универсальность осталась в прошлом, современные велосипеды имеют четкую специализацию. Спортивный велосипед для шоссейных гонок будет неудобен даже подготовленному любителю. Поездка на гоночном велосипеде с минимальной базой некомфортна, к ней нужно привыкнуть. Для спортсменов это не параметр, для них главное — возможность выжать из велосипеда максимальную скорость. Велосипеды, ориентированные на любителей — шоссейники-эндуранс, уже имеют большую базу, гравелы и туринги — еще большую. Увеличение длины велосипеда делает поездку на дорожных велосипедах более комфортной.
Размер колес
Колеса также влияют на габариты велосипеда. В современных велосипедах для взрослых используется три основных типоразмера колес:
28-29”(700c) на ободе посадочным диаметром 622 мм;
27.5”(650b) на ободе — 584 мм;
26» на ободе — 559 мм.
Основным типом колес сейчас стали колеса на ободе 622 мм. Если вы видите в описании велосипеда колеса 28”/29”/700c, то это колеса на ободе одного диаметра, отличающиеся только шириной. Обозначение 28”/700c обычно используется для более узких колес, 29» — для более широких.
Несколько характерных примеров диаметра колес с учетом ширины покрышек:
Горный велосипед (МТБ) — колеса 29», покрышки 2.3», диаметр колеса — 740 мм;
Гравел/гибрид/городской велосипед — колеса 700c, покрышки 42 мм, диаметр колеса — 710 мм;
Шоссейный велосипед — колесо 700с, покрышки 28 мм, диаметр колеса — 680 мм.
Как мы уже говорили выше, длина велосипеда складывается из базы велосипеда и диаметра колеса. Существуют две крайности:
Общая длина спортивного шоссейного велосипеда около — 1650 мм;
Общая длина велосипеда для даунхила — около 2000 мм.
Как видно, разница в длине довольно значительная — 350 мм — 15-20%.
Наконец, нужно помнить, что тип велосипеда в основном определяется его базой, колесами (шириной покрышек) и рулем. По этим трем параметрам можно однозначно сказать, на какое использование ориентирован данный велосипед. Причем главные параметры — это база и покрышки, руль определяет уже точный тип велосипеда.
Высота велосипеда
В зависимости от типа велосипеда его самые высокие точки — это седло или руль. Причем эти точки могут меняться. Некоторые современные велосипеды оснащаются подседельным штырем-дроппером изменяемой длины. Такой подседельный штырь имеет два положения и механизм переключения, который позволяет менять высоту седла на ходу. Это очень удобно при катании на пересеченной местности. При движении вниз седло опускается, что позволяет сместить центр тяжести соответственно. При движении вверх и необходимости активно педалировать седло поднимается.
Седло выше руля у велосипедов, ориентированных на активное катание. Это относится как к горным, так и к дорожным велосипедам. Более высоким рулем оснащены велосипеды для комфортных поездок, ориентированные на вертикальную посадку велосипедиста.
Максимальная высота велосипеда в любом случае измеряется по рулю. Седло можно опустить или снять.
Высота верхней трубы (стандовер)
Еще один важный параметр описания габаритов велосипеда по высоте — это высота верхней трубы (Standover Height, SH). От нее зависит расстояние между вами и верхней трубой велосипеда, когда вы стоите на земле, а велосипед — между ног. В зависимости от типа велосипеда SH варьируется. У велосипедов, ориентированных на дороги, он максимален, а у велосипедов для поездок с гор и выполнения различных трюков — минимален. Небольшая высота верхней трубы защищает от травм.
SH — это один из основных параметров при подборе велосипеда своего размера. По нему также можно ориентироваться на высоту модели. Высота велосипеда по рулю редко приводится в каталогах, SH — базовый параметр описания геометрии велосипеда.
Размеры велосипедов и рост велосипедиста
Естественно, размер велосипеда зависит от роста и пропорции фигуры велосипедиста. Почти любая модель велосипеда выпускается в нескольких размерах. Обычно речь идет о четырех-пяти вариантах, иногда — о двух-трех, а профессиональные спортивные велосипеды могут иметь до и до семи-восьми. Для некоторых профи велосипед делается под заказ, с учетом пропорций тела.
Велосипеды разных размеров отличаются как по высоте, так и по длине. У самого маленького Trek Madone база (WB) 971 мм, у самого большого — 1010 мм, при том, что длина верхней трубы (ETT) меняется от 512 мм до 598 мм. Стандовер (SH) — параметр, связанный с вертикальным размером велосипеда, — меняется заметно сильнее. У Trek Madone — от 692 мм до 829 мм.
Таким образом при покупке велосипеда обязательно нужно учитывать свой рост. Если модель вам мала или велика, на ней будет сложно настроить комфортную посадку.
Ширина руля
Три основных типа рулей велосипеда: это прямой руль горных велосипедов, дорожный поднятый руль и руль «баран». Это три больших категории, каждая из них включает множество разных вариантов.
Прямой руль ориентирован на агрессивное управление горных велосипедов. Дорожный руль используется в городских велосипедах для спокойных поездок. «Баран» ориентирован на дороги и используется в шоссейных, велокроссовых велосипедах, гравелах и турингах.
Оптимальная ширина «барана» примерно равняется ширине плеч велосипедиста, что обеспечивает максимальный комфорт, свободное дыхание и хорошую аэродинамику. Любители горных велосипедов подбирают размер руля в зависимости от стиля катания и предполагаемого рельефа поездок. Качественные прямые рули предполагают, что их будут обрезать.
Ширина руля варьируется примерно от примерно 400 мм до 800 мм.
Складные велосипеды
Складные велосипеды становятся все более компактными и легкими. У них две основные ниши — велосипед последней мили (как постоянный транспорт) и велосипед, которому не нужно много места для хранения. В первом случае использование велосипеда предполагает удобную перевозку байка в общественном транспорте или автомобиле. Идея выбора складного велосипеда из-за удобства хранения, на наш взгляд, не оптимальна. Выбирать нужно исходя из того, как вы планируете кататься, а уменьшить габариты для хранения несложно.
Механизмы складывания у велосипедов очень разные. Складные велосипеды, построенные на 16-дюймовых колесах, в сложенном виде миниатюрны — менее 600 X 600 X 300 мм.
Как уменьшить габариты велосипеда
Если вам нужно уменьшить габариты велосипеда для перевозки или хранения, то вот первые шаги:
снять переднее колесо,
развернуть руль на 90 градусов,
максимально опустить или снять седло,
снять педали.
В таком виде велосипед удобно возить в поездах дальнего следования.
Естественно, велосипед нужно убрать в чехол или просто завернуть в целлофан. Если этого недостаточно, то можно снять и заднее колесо.
Следующий шаг — снять вилку. Подобная разборка уменьшит габариты велосипеда, как по горизонтали, так и по вертикали на 30-50%.