Фото: Pxhere

Городские велосипеды — многозначный термин. С одной стороны, это тип велосипеда, с другой — его назначение. Обе грани при этом весьма многообразны.

У разных производителей есть свое видение городских велосипедов, каждый предлагает большой ассортимент моделей. Причина прозрачна — городские условия очень разные: размеры, климат, рельеф, дорожная ситуация. Достаточно посмотреть на два самых больших российских города: Москва — холмистая с традиционной кольцевой структурой старого города, а Санкт-Петербург — ровный и равнинный, улицы пересекаются под прямым углом. Велосипедисты в разных местах будут ощущать себя по-разному, и для каждого города оптимален свой тип велосипеда.

Типы городских велосипедов

Главный признак городского велосипеда — это утилитарный велосипед, предназначенный для использования в качестве транспорта на небольшие расстояния. Предполагается, что на городских велосипедах ездят в повседневной одежде, в разных погодных условиях, с грузом.

В этой категории можно выделить две группы.

Первая — это велосипеды в ретростиле, без горизонтальной верхней трубы. Характерные примеры — велосипеды, использующиеся в городских велопрокатах Москвы и Санкт-Петербурга.

Персональные велосипеды этого типа представляют большинство производителей. Из-за того, что им не нужно дополнительное антивандальное оснащение и начинка для проката, они весят намного меньше и имеют более легкий ход.

Второй тип — городские велосипеды в современном стиле. Они могут быть как с горизонтальной верхней трубой, так и со скошенной (женский вариант).

Такие велосипеды предлагаются на рамах и с оборудованием разного уровня. Можно подобрать как простую модель, так и легкий велосипед высокого класса.

Особенности городских велосипедов

Несмотря на внешние отличия, оба типа имеют много общего.

  • Городские велосипеды ориентированы на комфортную вертикальную посадку. Поездка с прямой спиной максимально удобна.

  • Обычно городские велосипеды имеют покрышки шириной 38-42 мм с гладким профилем. Это оптимальная ширина резины для движения по асфальту — такие покрышки хорошо амортизируют, при этом накатистые.

  • Городские велосипеды оснащены крыльями и защитой цепи. Защита велосипедиста от грязи в современных городах критично важна при постоянном катании.

  • Оснащены багажником или корзинами, можно разместить детское кресло.

  • Дополнительно велосипеды могут изначально комплектоваться зеркалами заднего вида и светом, которые увеличивают безопасность поездки.

  • Амортизационная вилка на таких велосипедах не нужна, но иногда ставится. Также иногда есть амортизирующий подседельный штырь.

  • Как правило, используется ручной тормоз; иногда на городских велосипедах встречаются и педальные ножные тормоза.

Переключение передач на городских велосипедах

Большой диапазон передач, типичный для спортивных или туристических велосипедов, в данном случае не актуален.

Городские велосипеды могут быть односкоростными, могут использовать 3/8-скоростную планетарную втулку или традиционный переключатель скоростей.

Велосипеды для катания по городу

Городские велосипеды — утилитарные и часто воспринимаются как скучные. Из-за этого множество людей выбирает для катания по городу, в том числе и в транспортных целях, велосипеды других типов. Также выбор альтернативных типов велосипедов для поездок по городу связан с тем, что в российских условиях хранить несколько байков часто сложно и есть желание обойтись одним универсальным.

По городу катаются на всех типах велосипедов — горных, шоссейных и велокроссовых, гибридах, фиксах, складных. За последние 20 лет производители активно экспериментируют с велосипедами для катания по городу и придумывают новые типы. Некоторые из них стали популярны. Традиционные городские велосипеды же отошли на второй план.

Перед выбором велосипеда для города следует понять, как вы планируете на нем ездить. В городе катаются по велодорожкам, тротуарам, проезжей части, придомовой территории.

Построить веломаршут по дороге одного типа невозможно — вопрос в том, какие именно будут доминировать в ваших поездках. Второй важный параметр — планируете ли выезжать на велосипеде за город, где, скорее всего, придется столкнуться с совсем другими условиями.

Если в ваших планах на первом месте — город, то прежде всего нужно определиться с типом руля. Выбор пойдет между шоссейно-гравийным рулем-«бараном» и прямым рулем горных велосипедов.

«Баран» позволяет легко варьировать посадку на велосипеде, что актуально при больших дистанциях и предполагает движение по проезжей части. Прямой руль позволяет активнее управлять и маневрировать. Тип руля во многом определит тип велосипеда.

Следующий параметр выбора — это ширина покрышек. Шоссейные велосипеды используют покрышки 28-32 мм, горные велосипеды — порядка 50 мм (2”-2.2”), гравийники и гибриды — 40-42 мм. У более тонких покрышек меньше вес и лучше накат, более широкая резина лучше амортизирует. Для движения по асфальту покрышки шириной больше 40-42 мм не нужны; если для вас важна скорость, то лучше остановиться на более узкой резине.

Большой диапазон передач в городе обычно не нужен, достаточно 7-9 скоростей. Если вы планируете кататься не только в городе, то определиться с количеством передач нужно исходя из планируемых маршрутов вне города.

Наличие амортизации на велосипеде для города не обязательно, поскольку, в основном, вы будете ездить по асфальту.

Из предлагаемых сейчас типов велосипедов для города оптимальны гибриды, велосипеды комфорт-класса или гравийники. Это самые универсальные варианты, на которых будет комфортно кататься и за городом. Горный велосипед тоже не создаст проблем.

Складные городские велосипеды

Главное преимущество таких моделей — их удобно возить в общественном транспорте или машине. Из-за этого они стали популярны как транспорт последней мили в городе. Если же ваш городской маршрут чисто велосипедный, покупать складной — спорное решение.

Городской велосипед и ПДД

Правила дорожного движения регулируют поведение всех участников движения в городе, в том числе велосипедистов. Перед выездом как минимум нужно познакомиться с главой 1 (Общие положения) и главой 24 (Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов) ПДД.

Ключевой момент выбора стиля катания велосипедиста в городе — ездить по проезжей части или по пешеходной дорожке, тротуару. Выбор связан с тем, что велодорожек в России мало (Москва не в счет) и строить весь веломаршрут по ним не получится. Возможность движения по тротуару расписана в ПДД 24.2:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

... по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Согласно ПДД, ехать по тротуару можно, но только если отсутствует возможность двигаться иным способом — соответственно, тут все опирается в формулировку этой трактовки, которая не имеет однозначного толкования. Принципиальная возможность двигаться есть всегда, но часто это рискованно.

Если вы решите ездить по тротуару, то ключевой момент — не создавать помех пешеходам. Поездка велосипедиста по тротуару регулируется пунктом ПДД 24.6:

Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов

Данный пункт ПДД однозначно исключает агрессивное маневрирование на тротуаре, использование звуковых сигналов и предполагает движение со скоростью не более 10-15 км/ч.

Если вы планируете ездить по проезжей части, то важно понимать, что такое движение предполагает скорость поездки со скоростью не менее 20 км/ч. Невысокая скорость небезопасна: водители не воспринимают медленно едущего велосипедиста как полноценного участника движения. И обязательно нужно прочесть ПДД, чтобы иметь минимальные представления о правилах поведения на дороге.

Последний — и вечный — совет: перед отправлением на велосипеде в город не забудьте надеть шлем, никуда не спешите и исключите любые риски. Хороших поездок!

Подобрать одежду и экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.

Городские велосипеды
27 199 ₽
33 999 ₽
-20%
Stern | Велосипед городской женский Stern Urban 28" 2024
14
Купить
89 599 ₽
111 999 ₽
-20%
Нет в наличии
Trek | Велосипед городской Trek Fx 3 Disc 700C, 2022
3
Купить
71 999 ₽
89 999 ₽
-20%
Merida | Велосипед городской Merida Crossway 40 28"
3
Купить
57 599 ₽
71 999 ₽
-20%
Нет в наличии
Polygon | Велосипед городской Polygon Path 2 G 700C
1
Купить
20 399 ₽
33 999 ₽
-40%
Нет в наличии
Stern | Велосипед городской Stern Urban 28", 2022
36
Купить
27 999 ₽
34 999 ₽
-20%
Нет в наличии
Stern | Велосипед городской Stern City 28", 2022
17
Купить
20 399 ₽
33 999 ₽
-40%
Нет в наличии
Stern | Велосипед городской женский Stern Urban 28", 2022
21
Купить
23 799 ₽
33 999 ₽
-30%
Stern | Велосипед городской Stern Urban 28" 2024
21
Купить
57 999 ₽
72 499 ₽
-20%
Нет в наличии
Trek | Велосипед городской Trek Dual Sport 2 700C, 2021
1
Купить
38 990 ₽
54 990 ₽
-29%
Нет в наличии
Capriolo | Велосипед CAPRIOLO CITY DIANA STEEL (1 X 6), рама сталь 18'', колёса 28'' (белый - синий)
1
Купить
38 990 ₽
54 990 ₽
-29%
Нет в наличии
Capriolo | Велосипед CAPRIOLO CITY DIANA STEEL (1 X 6), рама сталь 18'', колёса 28'' (малиновый - гранатовый)
1
Купить
Stern
Велосипед городской Stern City 28", 2022
17
34 999 ₽
27 999 ₽
Купить
Giant
Велосипед городской Giant Escape 2 City Disc 700C, 2022
0
65 499 ₽
Купить
Велосипеды
13 999 ₽
19 999 ₽
-30%
Нет в наличии
Denton | Велосипед горный Denton Storm 2.0 26"
18
Купить
56 590 ₽
83 290 ₽
-32%
Нет в наличии
Shulz | Велосипед Shulz Goa Coaster 2024
1
Купить
22 290 ₽
29 590 ₽
-25%
Нет в наличии
Shulz | Велосипед Shulz Hopper 2024
1
Купить
77 290 ₽
113 690 ₽
-32%
Нет в наличии
Trek | Велосипед Trek Wahoo 20
0
Купить
22 290 ₽
29 590 ₽
-25%
Нет в наличии
Trek | Велосипед Trek Precaliber 24 8SP BOYS Susp 2022
0
Купить
83 290 ₽
122 490 ₽
-32%
Нет в наличии
Trek | Велосипед Trek Wahoo 24
0
Купить
41 590 ₽
61 190 ₽
-32%
Нет в наличии
Schwinn | Велосипед Schwinn Voyager Women (с крыльями Schwinn)
0
Купить
Складные велосипеды
40 500 ₽
Myseasons | Велосипед MySeason M246
1
Купить
45 000 ₽
Myseasons | Велосипед MySeason M509
0
Купить
45 000 ₽
Myseasons | Велосипед MySeason M509
0
Купить
45 000 ₽
Myseasons | Велосипед MySeason M509
0
Купить
138 000 ₽
Нет в наличии
Bike’s | Складной велосипед Bike's Urban, olive
0
Купить
77 000 ₽
Bike’s | Складной велосипед Bike's SE, graphite black
1
Купить
77 000 ₽
Bike’s | Складной велосипед Bike's SE, milk tea
1
Купить
77 000 ₽
Bike’s | Складной велосипед Bike's SE, olive green
1
Купить
56 590 ₽
83 290 ₽
-32%
Нет в наличии
Shulz | Велосипед Shulz Goa Coaster 2024
1
Купить
22 290 ₽
29 590 ₽
-25%
Нет в наличии
Shulz | Велосипед Shulz Hopper 2024
1
Купить
56 590 ₽
83 290 ₽
-32%
Нет в наличии
Shulz | Велосипед Shulz Goa Coaster 2024
1
Купить