Артикуляционная гимнастика
Что поможет детям и взрослым научиться четко выговаривать нужные звуки
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для правильного произношения того или иного звука. Работа проводится с так называемым артикуляционным аппаратом, в который входят органы, имеющие мускулатуру: язык, губы и мимические мышцы. Но главным органом речи является язык, поэтому укрепление именно его мышц помогает четко выговаривать нужные звуки.
При разговоре человек задействует и другие мышцы (их около ста): это мышцы лица, шеи и груди. Поэтому при занятиях артикуляционной гимнастикой советуют не забывать и про «обычную».
Кому нужна артикуляционная гимнастика
Чаще всего ее назначают детям. Ребенок учится говорить, и в силу разных причин ему не удается точно произносить звуки или слова. Постепенно мышцы речевого аппарата укрепляются и дефекты уходят, а если проблема остается — на помощь и приходит гимнастика. Ряд упражнений артикуляционной гимнастики используют при подготовке к пению.
Основные упражнения будут полезны и для взрослых. Если человеку необходимо выступать на публике, преподавать или занимать руководящую должность, требующую частого общения с людьми, артикуляционная гимнастика помогает добиться хорошей дикции. Многие ее приемы лежат в основе курсов ораторского искусства, а часть упражнений даже перекочевала в модный нынче фейс-фитнес.
Виды упражнений в артикуляционной гимнастике
Система гимнастики для речевого аппарата условно делится на две части: статические упражнения и динамические (с образными названиями).Самым подвижным артикуляционным органом является язык. В произношении звуков больше всего задействованы кончик языка, передняя и боковые части языка. От их работы зависит качество звуков, поэтому значительная часть упражнений направлена на работу этих зон.
Далее простые движения объединяют в сложные (комплексы упражнений), сочетают с правильным положением губ, управляют воздушной струей.
Существуют отдельные виды упражнений для свистящих звуков, сонорных звуков (р, рь, л, ль), их соединения с гласными буквами и другое.
Подбирать программу занятий нужно индивидуально — исходя из личных задач. Если у ребенка нет выраженных проблем с дикцией, артикуляционная гимнастика все равно не будет лишней. Она укрепит речевой аппарат, что поможет ребенку чувствовать себя уверенно при общении.
Выбрать кроксы для ребенка в каталоге
Основные приемы гимнастики
Каждое из представленных ниже упражнений (поза) удерживается 5-7 секунд и повторяется несколько раз. Вы сможете легко освоить их сами и заниматься с ребенком дома.
Во время гимнастики важен зрительный контакт, помогайте детям выполнять упражнение личным примером.
Чуть позже, уже освоив упражнения ребенок сможет тренироваться самостоятельно перед зеркалом.
1. «Дудочка».
Складываем губы в трубочку и максимально вытягиваем вперед.
2. «Заборчик».
Широко улыбаемся, показав верхние и нижние зубы. Часто упражнения «Дудочка» и «Заборчик» связывают в один комплекс, чередуя их с повтором 5-7 раз.
3. «Лошадка».
Ребенку нужно пощелкать языком, имитируя цокот копыт.
4. «Злая лошадка».
Изображаем фырканье лошади. Набираем воздух и с силой выдыхаем его, не раскрывая рта. При выдохе губы начнут вибрировать.
5. «Кролик».
Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть верхние зубы. Удерживаем позу 6-7 секунд.
6. «Рыбка».
Втягиваем щеки и удерживаем их в таком положении.
7. «Чистим зубки».
Кончиком языка провести сначала по верхним, а затем по нижним зубам, можно двигаться внутри рта по кругу несколько раз.
8. «Хомячок».
Надуваем обе щеки, затем поочередно левую и правую.
9. «Лопни шарик».
Надуваются щеки, затем указательными пальцами ребенок слегка ударяет по ним, чтобы выпустить воздух. Повторяем 5 раз.
10. «Пятачок».
Вытягиваем губы трубочкой и начинаем вращать ими по кругу в сомкнутом положении.
11. «Иголочка».
Язычок высовывается и тянется как можно дальше (язык — узкий).
12. «Грибок».
Язык поднимаем к небу и удерживаем в таком положении 5-7 секунд.
13. «Часики».
Нужно слегка приоткрыть рот и касаться кончиком языка то правого, то левого угла рта.
14. «Качели».
Открываем рот, слегка высовываем язык и поочередно поднимаем его вверх и опускаем вниз.
15. «Гудит пароход».
Широкая улыбка, слегка прикусываем язычок (фиксируем его) и долго тянем звук «ы».
16. «Вкусное варенье».
Широким языком облизываем верхнюю губу. Можно дополнить упражнение настоящим вареньем.
17. «Кусачий щенок».
Широко улыбнуться, приоткрыть рот, слегка покусываем кончик и центр языка.
18. «Чашечка».
Открыть широко рот и удерживать язычок вверху.
19. «Фокус».
Из положения «чашечка» плавно подуть на кончик носа. Можно приложить к носу кусочек салфетки, он должен подниматься от потока воздуха.
20. «Маляр».
Улыбнуться, приоткрыть рот и «гладить» кончиком языка нёбо, делая движения языком вперёд к верхним зубам и назад.
21. «Где конфета?»
Плотно закрыв рот, надавливаем изнутри кончиком языка то на одну, то на другую щеку. Движение должно быть заметно со стороны.
22. «Бублик».
Зубы сомкнуть, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. Удерживаем в таком положении 10 секунд, расслабляем. При округлении губ видны верхние и нижние резцы. Проводим 3 подхода.
23. «Трубочка».
Слегка высунуть язычок и сложить его трубочкой. Удерживать 10 секунд. Сделать 2 подхода.
24. «Обезьянка».
Рот немного приоткрыть и поместить язык между нижними зубами и нижней губой. Губы сближены. Удерживаем в таком положении 10 секунд.
25. «Бульдог».
Механика упражнения аналогична «Обезьянке», но работаем с верхней губой.
Что влияет на эффективность упражнений
Регулярность
Артикуляционный аппарат важно тренировать на постоянной основе. Когда движения будут доведены до автоматизма, ребенок начинает задействовать необходимые (и окрепшие) мышцы языка и губ для произнесения звуков.
Хорошее настроение ребенка
Благодаря игровой форме занятия можно сделать веселыми. Дети воспринимают их как очередное развлечение, поэтому легко соглашаются на артикуляционную гимнастику.
Выбирайте правильное время дня
Этот пункт также связан с хорошим настроением ребенка и степенью его восприятия. Ребенок не должен быть уставшим. У каждого свой режим дня, но для малышей лучше всего планировать занятия в промежутке между завтраком и обедом либо после дневного сна.
Детям постарше подойдет и послеобеденное время, но не позднее 3 часов до основного ночного сна.
Принцип «от простого к сложному»
На первых порах пробуйте самые легкие упражнения. Освоив их, постепенно повышайте трудность выполнения заданий, добавляя более сложные элементы.
Но важно помнить: вводить новые упражнения нужно постепенно, не более одного на каждом занятии. Здесь играет роль качество исполнения, а не количество.
Когда ребенок будет уверенно справляться с базовой артикуляционной гимнастикой, можно переходить к малым формам скороговорок, коротким четверостишиям и другим приемам, помогающим закрепить полученные навыки.