Иллюстрации: Саша Взорова

Карго-байки набирают популярность среди любителей передвигаться по городу на велосипеде и молодых семей с детьми, сталкивающихся с необходимостью транспортировки молодого чада на большие расстояния. У этого тренда весомые причины. Расскажем, что такое карго-байк и кому он идеально подойдет.

В последние годы вид карго-байка, скользящего по городской велодорожке европейских столиц, становится все более привычным — и не просто так. Грузовые велосипеды, обычно навьюченные огромным количеством детей, коробок и домашних животных, — это практичные и универсальные велики, способные произвести революцию в сфере транспорта.

Если не углубляться в детали, карго-байк — велосипед, который позволяет легко перевозить (тяжелый) груз: это могут быть дети или домашние животные, недельный запас продуктов, мебель и что угодно еще. Обычно у таких байков более длинная колесная база, чем у традиционных вариантов, а еще — прочная рама и вместительная емкость спереди или позади райдера.

С ростом популярности электровелосипедов в последние годы стало появляться все больше грузовых великов с электроприводом. Некоторые карго-байки способны перевозить до 250 кг — помощь мотора в преодолении подъемов при полной загрузке точно не будет лишней даже для самых атлетичных.

Грузовые велики — не новое явление, они появились еще в конце 1880-х годов. Тогда их называли «велосипедами мясников»: в основном на таких байках развозили посылки в небольших сельских районах, часто ими пользовались почтальоны. Из-за роста цен на топливо и экологических проблем все больше людей переходят на грузовые велики.

Карго-байки особенно популярны среди городских велосипедистов, для которых использование автомобиля при ежедневных перемещениях может быть нерентабельным. Традиционный велик часто не закрывает потребности: кататься с тяжелым рюкзаком за спиной не слишком приятно, а вместимость привычных корзинок и багажников ограничена.

Для езды на грузовом велосипеде не нужны права, а гонять на них можно везде, где разрешено движение на обычном байке: по специальным выделенным дорожкам, автобусным полосам, обочине и даже тротуару, если остальные опции недоступны. Рынок развивается, каждый найдет модель под свои нужды. Появляются даже складные варианты карго-байков для удобства их транспортировки.

Какие карго-байки существуют?

Говоря о карго-байке, обычно имеют в виду бокс-байки, лонгтейлы (или мидтелы, их укороченную версию) и небольшие грузовые велосипеды (мини). Еще можно встретить трехколесные велики, которые обычно используются в коммерческих целях, — вспомните передвижные точки продажи кукурузы, мороженого и других атрибутов российского морского курорта.

Бокс-байк напоминает тачку с вашей дачи, на которой вы вывозили с участка сорняки и прочий мусор. Этот вел с фронтальной загрузкой отлично подходит для перевозки объемных предметов, оравы детей, домашних животных или вещей, за которыми нужно присматривать во время езды. Задняя часть такого байка ничем не отличается от традиционной. В передней части находится ящик на платформе, а за ним — второе колесо.

Бокс-байк

Если не вдаваться в подробности устройства механизма, руль не управляет передним колесом напрямую, — поначалу это будет непривычно для райдеров, выросших на обычных великах. При полной загрузке управление бокс-байком может быть непростой задачей, но их популярность на дорогах доказывает — чтобы освоиться, нужно совсем немного практики.

С лонгтейлами (или мидтейлами, их более короткими коллегами) все наоборот: груз помещается на заднюю платформу, нависающую над колесом, и/или в обрамляющий его каркас. Эти велики могут перевозить такой же тяжелый груз, как бокс-байки, но у них есть пара преимуществ: они немного легче и проще в управлении из-за сходства конструкции с устройством традиционного велосипеда.

Лонгтейл

Рама лонгтейла удлинена, чтобы обеспечить достаточное место для контейнера позади велосипедиста, его легко адаптировать к любой поклаже. В отличие от более грузоподъемного бокс-байка, при выборе лонгтейла вам, скорее всего, придется потратиться на дополнительные аксессуары, чтобы зафиксировать содержимое грузовой части. Например, нужно предусмотреть ремни безопасности, если вы планируете перевозить детей.

Грузовые велосипеды мини похожи на обычные, но спереди или сзади у них установлена небольшая платформа или ящик. У таких байков меньше места для перевозки, чем у остальных вариантов карго-великов, но их грузоподъемность остается на уровне, — средний мини может перевозить около 150 килограммов (включая вес райдера).

Грузовые велосипеды мини

Эти модели лучше всего подойдут тем, у кого не слишком много свободного места для хранения более массивных карго-байков, но кому важна возможность при необходимости перевозить тяжести на велике. Особенность грузовых велосипедов мини — необычная геометрия (даже по меркам класса): например, для сохранения небольшой длинны колесной базы и обеспечения пространства под вещи одно колесо может быть значительно меньше другого.

Отдельная категория — трехколесные карго-байки, которые выпускают в вариациях с передней и задней загрузкой. Главное отличие от бокс-байка или лонгтейла — дополнительное колесо (сюрприз-сюрприз), эта особенность позволяет опустить центр тяжести и сделать всю конструкцию более стабильной.

Трехколесный карго-байк

Еще одно важное деление — на байки с полностью механическим приводом или велики с электромотором. Первые — более надежные и простые в обслуживании. На вторых получится ездить дольше и дальше с мощной загрузкой, но они сильно (в 1,5-2 раза) дороже и значительно тяжелее: затащить такой вел по лестнице, в автобус или автомобиль — целое испытание.

Даже внутри этой классификации есть бесконечное множество вариантов конфигураций под любые нужды. В странах с развитой культурой карго-байков основная проблема райдеров не в том, чтобы подобрать велик под свои потребности, а в том, чтобы определиться с самой субъективно приятной опцией.

Как и в более привычных сегментах рынка, для карго-великов есть много удобных и полезных аксессуаров. Они позволяют кастомизировать сет-ап так, чтобы байк закрывал любые хотелки. Накидки от дождя на грузовой отсек, детские сиденья, крылья и другие фишки помогут сделать велик идеальным транспортным средством.

Тяжело ли управлять карго-байком?

Если коротко — не слишком, но от поездок на привычных велосипедах все же есть отличия. Особенности управления влияют на маневренность и стабильность, это стоит учитывать при покупке. Если есть возможность, перед приобретением лучше попробовать карго-байк в деле и накрутить пару километров вокруг магазина.

Внутри класса тоже есть различия. Например, бокс-байк управляется иначе, чем лонгтейл, из-за расстояния между рулевым стаканом и передним колесом. Внушительная грузовая платформа в передней части поначалу может показаться неудобной в поворотах: нужно закладывать широкий угол, чтобы вписаться. Лонгтейл по ощущениям похож на обычный байк с тяжело груженными велоштанами на заднем багажнике и подойдет опытным райдерам, а трехколесные варианты с низким центром тяжести будут удобной точкой входа в мир карго-велов благодаря высокой стабильности.

Вы сразу заметите разницу между катанием на груженном и пустом карго-байке — как и в случае с любым другим велосипедом. Великом с оравой детей или кучей посылок, болтающихся в грузовом отсеке, поначалу не слишком просто управлять, но немного практики — и вы уже король улицы, способный с легкостью перевозить десятки килограммов.

Выбрать велосипедную сумку в каталоге

Карго-байки — огромные?

Место для хранения — важный аспект, который придется учесть при покупке грузового велосипеда, особенно, если у вас и так не слишком много свободного пространства. Большинство вариантов будут значительно крупнее традиционных великов, но конкретные размеры зависят от конфигурации и модели, а они — от ваших нужд. Если упрощать, длина среднего карго — примерно от 2 до 2,5 метров, ширина — около метра.

Объем — это важно, но перед покупкой грузового велосипеда нужно учесть и его вес: такой байк значительно (иногда в несколько раз) тяжелее традиционного, даже без дополнительного груза. Электропривод добавляет удобства в транспортировке вещей, но не самого средства передвижения: модель весом под 80 килограмм может быть проблематично держать в квартире.

Стоит ли карго-байк своих денег?

Карго — про практичность, вариативность и долговечность. Эти качества оценит любой городской райдер, который перемещается на велосипеде ежедневно. Такие велики особенно круто подойдут большим семьями: детей можно безопасно катать в грузовом отсеке с трех месяцев. А еще на таком байке можно перевозить почти что угодно, если подключить немного креативности и не пытаться погрузить на него пианино или шкаф-купе.

Как и с любым средством передвижения, цены варьируются от модели к модели. На российском рынке карго-байков не так много, но в странах, где их культура распространена, вел можно купить по цене от 50 000 до нескольких миллионов рублей в валютном эквиваленте.

Советы по управлению карго-байком

  • Лонгтейлы похожи на туринги: байк ощущается очень стабильным, но не стоит перегружать его, если не хотите жертвовать балансом и управляемостью.

  • Для начинающих райдеров тяжелее всего — стартовать и останавливаться: поначалу велосипед будет заваливаться на сторону, но со временем вы привыкнете.

  • Перевозка тяжелых грузов тоже потребует привычки: не стоит запускать в грузовой отсек несколько детей и врываться в городской трафик на первом же выезде. Попрактикуйтесь в спокойной и безопасной среде без крутых подъемов и спусков, освойтесь с манерой управления велосипедом, тем, как он разгоняется и тормозит.

  • Если груз тяжелый, тормозить нужно особенно плавно, а на полную остановку потребуется больше времени.

  • Перед выездом убедитесь, что груз надежно закреплен и не нарушает баланс а его вес не превышает максимально допустимый для транспортировки.

  • Длинные карго-байки очень стабильны, но нужно помнить про габариты, чтобы не зацепить столб или угол дома при повороте.

Итог

Если вы — городской житель, который регулярно накатывает десятки километров на велосипеде и нуждается в возможности перевозки больших грузов или нескольких детей, карго-байк — то, что вам нужно. Эти велики позволяют транспортировать массивную поклажу и малочисленную детсадовскую группу с комфортом для райдера и содержимого грузового отсека.

Большой выбор велосипедных инструментов и химии вы найдете в нашем онлайн-каталоге. А эксперты в магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO грамотно подскажут, какие аксессуары и запасные части подойдут к вашей модели велосипеда.

Велосипедные сумки
7 799 ₽
Topeak | Велосипедная сумка Topeak MTX QuickTrack
5
Купить
5 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка Topeak Fuel Tank M
2
Купить
5 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка Topeak Fastfuel
4
Купить
4 799 ₽
5 999 ₽
-20%
SKS | Сумка SKS Explorer Smart
1
Купить
239 ₽
479 ₽
-50%
Polisport | Туба для инструментов Polisport
6
Купить
249 ₽
499 ₽
-50%
Cyclotech | Сумка на велосипед Cyclotech CYC-7
116
Купить
3 899 ₽
VauDe | Сумка на велосипед VauDe
1
Купить