Простая часть: вы решились на покупку нового байка (супер!). Сложная часть: вы обнаружили, что для производства велосипедов используется несколько материалов, и теперь вас терзают сомнения. Базово можно выделить четыре основных типа рам: из алюминия, карбона, титана и стали. У каждого есть плюсы и минусы, но с пониманием бюджета и целей определиться с идеальным выбором не так сложно.

Высчитываете каждый грамм? Понимаете ограничения по деньгам? Хотите, чтобы байк прослужил 10 лет, или готовы заменить его через два-три сезона? Планируете взять велик от большого и известного бренда или присматриваетесь к чему-то более необычному — возможно, даже рассматриваете индивидуальный кастом? Ответы на эти вопросы серьезно упростят задачу.

Например, если вы — начинающий райдер с ограниченным бюджетом и в основном планируете гонять по дорогам общего пользования, то алюминиевая рама, скорее всего, будет идеальным вариантом: она относительно легкая, жесткая и доступная. У карбона те же фишки (плюс он может лучше съедать неровности дороги), но он дороже.

Если ищете идеальный туристический велосипед для дальних поездок и деньги для вас — не проблема, то титановая рама будет оптимальным вариантом благодаря плавному ходу и устойчивости к внешним воздействиям. Сталь стоит дешевле и тоже эффективно съедает неровности, но она тяжелее остальных трех материалов и не слишком долговечна.

Универсальной рамы не существует. Все материалы, используемые в производстве велосипедов, имеют преимущества, но с любым из них придется идти на компромиссы — поэтому важно понимать характерные свойства каждого, соотносить их с целями, возможностями и предпочтениями. Ниже — краткое описание фишек основных велосипедных материй.

Алюминий

Алюминий — самый распространенный материал в производстве велосипедных рам. Металл устойчив к коррозии, достаточно легок (хотя не так легок, как карбон) и прочен. Рамы из алюминия сравнительно доступны по цене, что делает такие байки популярным выбором райдеров с ограниченным бюджетом.

Большинство крупных производителей — вроде Trek и Specialized — выпускают топовые модели на основе карбоновых рам, но предлагают и более бюджетные линейки из алюминия с такими же компонентами и геометрией. Локальные бренды предпочитают алюминий из-за низкой цены, жесткости и отзывчивости — байки с рамой из этого материала быстро разгоняются и приятны в управлении.

Обратная сторона жесткости — меньший комфорт: такие рамы хуже гасят кочки, неровности грейдера и другие мелкие неприятности на дороге. Это не лучший вариант для велосипедов, на которых планируется ездить по грунтовым трекам или совершать многодневные автономные заезды, где удобство решает многое. Как бы круто вы не настроили байк под себя, спина и руки к закату будут неприятно гудеть.

Еще алюминий сложно ремонтировать, а изнашивается материал быстрее коллег. Металл идеально подходит для дорожных, гравийных и горных велосипедов для новичков — такие байки обычно стоят на 75-150 тысяч рублей меньше, чем карбоновые аналоги с компонентами того же уровня.

Часто на основе алюминиевой рамы собирают байки с карбоновой вилкой — это облегчает конструкцию и снижает отдачу в руки.

Карбон

Самый распространенный материал при изготовлении рам горных, шоссейных и гравийных велосипедов высокого класса (включая практически все байки, на которых рассекают в профессиональных гонках). Карбоновая рама — это композит из углеродных листов, склеенных в пресс-форме с помощью смолы. Основное преимущество материала — при сравнимой прочности карбон легче алюминия, стали или титана.

Карбоновые рамы лучше поглощают (а не передают) дорожные вибрации, так что такие велики помогают не отбить стратегически важные части тела. Еще один плюс углеродного волокна — возможность производства деталей сложной формы, благодаря которой конструкторы байков воплощают самые сумасшедшие (и эстетичные) идеи. Свойство полезно для улучшения аэродинамических свойств конструкции.

Еще одна полезная фишка: играясь с расположением волокон, производители могут варьировать жесткость отдельных элементов. Подверженные высоким нагрузкам узлы — вроде каретки — можно сделать более плотными, а, например, подседельный штырь — мягче, это повышает комфорт.

Углепластик намного более устойчив к коррозии, чем металлы.

Но за легкость и вариативность приходится платить. В последние годы стоимость карбоновых байков немного снизилась, но они остаются самыми дорогими на рынке. Их рамы более хрупкие, чем металлические: в соединяющей углеродные слои смоле могут образовываться трещины, а сколы и глубокие царапины для углеволокна опаснее, чем для других материалов. Ремонт карбона дороже и сложнее.

Титан

Еще один велосипедный материал, популярный среди производителей байков по индивидуальным заказам. У него те же фишки, что и у стали, но он устойчивее к коррозии и износу — у титана самое высокое соотношение прочности и веса среди всех металлов в фреймбилдинге. Титановые рамы легкие и долговечные, поэтому многие бренды дают пожизненную гарантию на производственные дефекты.

Титан любят за плавность хода, сопоставимую с карбоном. Комфорт езды делает металл популярным выбором для изготовления хардтейлов, дорожных и туристических кастомных байков. Весомый плюс — сравнительная простота ремонта. Титан — универсальный материал, который может быть очень легким и жестким, при этом отлично поглощая дорожные вибрации.

Металл не ржавеет, поэтому его не нужно красить. Во-первых, это красиво, а во-вторых — помогает немного снизить вес. Но и у титана есть недостатки: его относительно редко выбирают для изготовления велосипедных рам из-за больших трудозатрат в процессе производства, так что такие байки стоят немало.

Сталь

Когда-то сталь была самым популярным материалом для изготовления велосипедов, но в последние годы мастерские захватили рамы из карбона и алюминия. Основные причины — масса и стоимость. Сталь тяжелее алюминия и углепластика, а массовое производство дороже алюминиевого.

Зато сталь может стать идеальным материалом, если вы хотите раму по индивидуальному заказу, но не готовы тратиться на титан. Производители кастомов уважают металл за плавность хода, что особенно актуально для турингов. Сталь легче и дешевле в обработке, чем карбон, но плотнее и прочнее алюминия.

Это долговечный и прочный метал, который легко ремонтировать, — с ростом популярности байкпакинга и туринга сталь вновь становится актуальной. Если рама треснет посреди трека, достаточно дотащить байк до ближайшей мастерской со сваркой. Минус — в коррозии, такие велики требуют особенно внимательного ухода в условиях повышенной влажности.

Другие варианты

В производстве рам популярны сплавы. Например, хромоль — это сплав стали с молибденом и хромом. Иногда встречаются рамы из скандия — такие байки были популярны в начале века, в какой-то момент они использовались повсюду. Ridley, Redline, Kona — когда-то у всех этих брендов были циклокроссовые рамы из скандия.

Не будем подробно здесь останавливаться, но деревянные велосипеды — это не шутка, локальные бренды много лет делают байки из бамбука. Первая авария на таком велике скорее всего станет для него последней, но в остальном рамы получаются прочными, легкими и неожиданно долговечными.

Теперь вы чуть лучше разбираетесь в материалах производства велосипедных рам. У каждого варианта есть преимущества и недостатки от комфорта езды и прочности до цены и эстетичности. Выбирайте байк под собственные нужды в ассортименте Спортмастера и экспериментируйте — в итоге определиться с идеальным фреймом можно только на практике.

Алюминиевые рамы
59 999 ₽
Roces | Велосипед горный Roces Vento 2 27.5" 2024
7
Купить
44 999 ₽
Stern | Велосипед горный Stern Motion 2.0 29" 2024
6
Купить
44 999 ₽
Stern | Велосипед горный женский Stern Electra 2.0 27,5", 2023
6
Купить
27 599 ₽
Stern | Велосипед для мальчиков Stern Action 24", 2023
6
Купить
30 999 ₽
Stern | Велосипед горный Stern Energy 2.0 Sport 27.5" 2024
5
Купить
35 999 ₽
Stern | Велосипед подростковый Stern Mount 24", 2023
5
Купить
27 599 ₽
Stern | Велосипед для мальчиков Stern Action alt 24" 2024
4
Купить
59 999 ₽
Roces | Велосипед горный Roces Vento 2 27.5"
4
Купить
41 499 ₽
Trek | Велосипед подростковый женский Trek Precaliber 24 8SP 24", 2022
4
Купить
42 999 ₽
Stern | Велосипед горный Stern Force 1.0 29" 2024
3
Купить
44 999 ₽
Stern | Велосипед горный Stern Motion 2.0 27.5" 2024
3
Купить
27 599 ₽
Stern | Велосипед для девочек Stern Action 24" 2024
3
Купить
Карбоновые рамы
42 290 ₽
McLaren | Беговел детский McLaren Premium 12"
0
Купить
42 290 ₽
McLaren | Беговел детский McLaren Premium 12"
0
Купить
830 090 ₽
Scott | Велосипед шоссейный Scott Addict Rc 15, 2022
0
Купить
461 090 ₽
Scott | Велосипед шоссейный Scott Addict 10, 2022
0
Купить
884 890 ₽
Scott | Велосипед шоссейный Scott Addict Rc 15, 2023
0
Купить
710 590 ₽
Scott | Велосипед шоссейный Scott Addict Rc 30, 2023
0
Купить
186 990 ₽
219 990 ₽
-15%
Capriolo | Велосипед CAPRIOLO MTB CPRO C 9.7 (1 X 12), рама карбон 19'', колёса 29'' (белый)
0
Купить
186 990 ₽
219 990 ₽
-15%
Capriolo | Велосипед CAPRIOLO MTB CPRO C 9.7 (1 X 12), рама карбон 19'', колёса 29'' (серый)
0
Купить
186 990 ₽
219 990 ₽
-15%
Capriolo | Велосипед CAPRIOLO MTB CPRO C 9.7 (1 X 12), рама карбон 17'', колёса 29'' (серый)
0
Купить
357 000 ₽
369 000 ₽
-3%
Giant | Giant велосипед TCR Advanced 1 Disc-Pro Compact - 2022
0
Купить
260 000 ₽
279 900 ₽
-7%
Giant | Giant велосипед XTC Advanced 29 3 - 2021
0
Купить
378 000 ₽
399 900 ₽
-5%
Giant | Giant велосипед Propel Advanced 2 - 2023
0
Купить