Интернет-зависимость у детей: существует ли она и как отучить ребенка от телефона
Объясняет детский психолог
Подростки в среднем проводят в интернете пять часов в день — и это только вне школы. За играми и бесконечной лентой «ТикТока» они теряют сон, внимание и интерес к жизни вне экрана. Но действительно ли существует зависимость от гаджетов у детей, или это просто новая реальность, к которой нужно адаптироваться? Разобраться нам помогла детский и подростковый психолог-психотерапевт Ксения Лыч.
Существует ли интернет-зависимость у детей: что говорит официальная медицина
На 2025 год официального диагноза «зависимость от гаджетов» в международных классификациях болезней (МКБ-11, DSM-5) не существует. Но в научной и клинической практике признано, что неконтролируемое использование может иметь патологические проявления, сходные с зависимым поведением.
При этом МКБ-11 признает как диагноз «игровое расстройство» (gaming disorder) — чрезмерное увлечение видеоиграми, сопровождающееся потерей контроля и приоритетом игры над другими интересами.
Если ваш ребенок увлекается играми — это еще не повод бить тревогу. По данным исследований, патологическое увлечение наблюдается лишь у 1.2–5.9% подростков. Согласно критериям МКБ-11, диагноз «игровое расстройство» ставится только, если есть следующие симптомы в течение как минимум 12 месяцев:
потеря контроля над количеством времени, проведенным за играми;
приоритет игр над другими интересами;
продолжение игры, несмотря на значительные негативные последствия в семье, школе, общении с друзьями, хобби и здоровье.
В МКБ-11 речь идет только про игры, а не зависимость от смартфона в целом. Но не потому, что проблемного использования телефона не бывает. Просто у ученых пока недостаточно данных, чтобы делать выводы. В DSM-5 (Американская психиатрическая ассоциация) интернет-зависимость пока рассматривается как состояние, требующее дальнейшего изучения, но не внесена как официальный диагноз.
По словам психолога Ксении Лыч, пока сложно сказать, что будет с поколением, которое полностью выросло на гаджетах и «ТикТоке» — оно только начинает взрослеть.
Когда пройдет несколько десятилетий, мы посмотрим, как наши дети прожили свою жизнь, соберем данные исследований и сделаем выводы, хорошо или плохо повлияли на это поколение гаджеты. Заявления, что смартфоны — это вредно и что с ними ребенок обязательно вырастет глупым, — ничем не подтвержденные факты.
Чрезмерное увлечение гаджетами — не аддикция в классическом смысле, как у алкоголиков или наркоманов, — для него не характерны физическая зависимость и синдром отмены. Скорее речь идет о пагубной привычке. Хотя симптомы — постоянная нужда, агрессия при ограничении, социальная изоляция — похожи на поведение зависимых.
Существует гипотеза, что если ребенку чего-то не хватает, он компенсирует это смартфоном. Привычка бесконечно «залипать» в телефоне часто связана со стремлением избежать стресса, трудностей, неприятных моментов. Ее подкрепляет дофаминовая стимуляция — легкое и быстрое удовольствие, которое ребенок получает от просмотра контента в соцсетях.
«Но тяга к гаджетам не всегда связана с нехваткой внимания и другими неудовлетворенными потребностями. Часто дети сидят в телефоне просто от скуки, потому что там им интереснее. Выиграть в компьютерную игру или посмотреть что-то веселое в интернете намного проще, чем развлечь себя вживую и сделать что-то в реальном мире.
Наша психика устроена так, что мы всегда ищем, как легче, быстрее и без усилий добиться чего хотим, особенно если это касается приятных эмоций и удовольствий».
Вред смартфона для детей
Гаджеты не вредны, если пользоваться ими в меру — так, чтобы от этого не страдали другие сферы жизни: учеба, хобби, общение с семьей и друзьями, здоровье. Вред начинается, когда использование смартфона становится длительным, бесконтрольным, вытесняющим другие интересы и потребности. У детей, склонных к проблемному использованию телефонов, чаще выявляют:
нарушения сна — особенно в возрасте от пяти до десяти лет;
проблемы с обучением и вниманием;
тревожные и депрессивные симптомы;
задержки развития речи.
«В моей практике были случаи, когда дети с малого возраста много времени проводили в гаджетах, почти не общались с родителями и сверстниками. У таких детей наблюдалась задержка речевого развития. Речь — социальный навык, который нужно тренировать в живом общении. Если в семье мало разговаривают, ребенок только смотрит мультики, ему просто негде учиться говорить».
Некоторые психологи считают, что чрезмерное увлечение интернетом ослабляет социальные навыки. Ситуация неоднозначная: иногда смартфоны помогают детям находить друзей и поддерживать контакты. Но важно помнить, что виртуальное общение не замена живого.
«Все дети сейчас сидят в гаджетах, почти нет тех, кто вообще ими не пользуется. И это нормально. Нельзя игнорировать развитие общества и то, как сильно все теперь завязано на информационных технологиях. Сегодня не пользоваться смартфоном — это как не пользоваться холодильником и хранить еду в погребе».
По словам Ксении Лыч, неправильно говорить, что общения стало меньше — скорее, изменились его форма и качество. Технологии шагнули далеко вперед — из-за этого современные дети меньше гуляют на улице и общаются вживую. И если ребенок привык к коммуникации онлайн, потом ему может быть сложно переключиться на живое общение.
Как отличить цифровую зависимость у детей от обычного интереса к технологиям
Зависимость — это когда у человека начинают страдать другие сферы жизни. Ребенок думает только о гаджетах, не может контролировать время, проведенное в интернете. Смартфон заменяет все: ребенок не общается с друзьями, не делает домашнее задание, забрасывает хобби.
Всю ночь сидит за телефоном, поздно ложится, поздно встает. Начинает вести себя не так, как раньше: становится более раздражительным, менее общительным, закрывается от вас. Если замечаете эти признаки, я рекомендую обращаться к детскому психологу.
Как отучить ребенка от гаджетов
Рекомендации детского и подросткового психолога-психотерапевта Ксении Лыч: что работает без давления и конфликтов.
Оцените, есть ли проблема
Сперва нужно понять, сколько именно часов в день ребенок проводит в телефоне — посмотреть это можно в настройках гаджета. «Слишком много времени» — понятие растяжимое. Есть родители, которые говорят, что их ребенок проводит много времени в телефоне, хотя по факту он сидит там не больше двух часов в день. А есть дети, для которых «слишком много» — это буквально 22 часа в сутки.
Если ребенок использует гаджеты после того, как выполнил все свои обязательства по домашним заданиям, кружкам и секциям и его экранное время не превышает двух часов, это нормально. В противном случае нужно вводить ограничения.

Не запрещайте, а объясняйте
Если есть признаки проблемного использования смартфона, обозначьте границы: сколько часов в день можно сидеть в телефоне, какой контент нельзя смотреть. Обязательно объясните, почему вы вводите такие ограничения. «Потому что я так сказала» — не аргумент.
Расскажите, как именно чрезмерное увлечение гаджетами влияет на жизнь, почему лучше не проводить слишком много времени в «ТикТоке», зачем вводят возрастные рейтинги контента. В ваших словах должна быть логика, чтобы ребенок понял смысл ограничений. Он может быть с ними не согласен, но он должен понимать, зачем это нужно. Бессмысленные запреты не работают.
Если ребенок не слушается, штрафуйте
Если вы подробно и логично обсудили смысл ограничений, но ребенок не слушается и продолжает злоупотреблять смартфоном, вводите штрафные санкции. Дети должны понимать: любое действие приводит к результату. Нарушаешь договоренности — получай последствия: лишение телефона или компьютера на время, уменьшение карманных денег, дополнительную работу по дому или отмену запланированных развлечений. Какими именно будут санкции — дело родителей.
Подавайте ребенку пример
Дети видят, что делают родители, и замечают двойные стандарты. У малыша еще можно забрать смартфон и ничего не услышать в ответ. Но когда ребенок подрастает — к примеру, ему уже 8 лет — он замечает несправедливость и начинает отвечать: «А что это ты забираешь телефон, ты же сама в нем сидишь! А я сейчас тоже тебя накажу и заберу смартфон!».
Если родители постоянно сидят за столом в гаджетах, странно говорить ребенку: «Мы за ужином не пользуемся телефонами».
Есть золотое правило. Мы сперва видим гром, потом слышим его. Так и дети: они сначала смотрят на нас, видят, что мы делаем, и лишь затем слышат слова, которые говорим.
Не «затыкайте» истерику гаджетами
Любой ребенок привыкает к быстрому результату. Он будет совершать то действие, которое работает. Если он знает, что при истерике получит гаджет, то быстро научится использовать скандалы, чтобы добиваться возможности посидеть в телефоне. Не потакайте ребенку. Это может быть тяжело и неприятно, может потребоваться время. Но зато спустя несколько неудовлетворенных истерик он поймет, что этот способ не работает и нужно искать другой для получения желаемого.
Переключайте внимание на здоровые альтернативы
Серфинг в интернете не равно отдыху после школы. Когда человек смотрит в телефон, его мозг продолжает обрабатывать большой объем информации и уставать. Отдых для мозга — погулять, поиграть в мяч, порисовать, сделать что-то руками, почитать книги или комиксы. Если ребенок часто смотрит мультики, можно купить по ним книгу — читать будет полезнее, чем постоянно смотреть в экран.
Не демонизируйте гаджеты — плохи не технологии, а их неправильное использование
Есть такая шутка: «У нас в кармане прибор, который знает все о мире и может дать ответ на любой вопрос, а мы с его помощью смотрим мемы с котиками». Нет плохих гаджетов, есть неправильное обращение с ними.
«Как психолог я против того, чтобы детей полностью изолировали от компьютеров и смартфонов. Но важно ограничивать экранное время и объяснять, как правильно пользоваться гаджетами».
Велосипед, самокат, скейтборд, ролики — дарите детям не только смартфоны! А мы поможем выбрать подарок.