Как ездить на велосипеде за городом
Чтобы получить удовольствие и не попадать в ДТП
Велосипед отлично подходит для перемещения в городе. За его пределами ездить на байке тоже можно, но это сопряжено с риском: на скоростных дорогах вас ждет опасное соседство с автомобилями, на плохом покрытии легко застрять, а поломка вдали от цивилизации испортит впечатления. Рассказываем, можно ли ездить на велосипеде по трассе и что нужно учесть, чтобы загородная прогулка была безопасной.
Избегать скоростных дорог
Главное правило езды вне городских улиц — не выезжать на автомагистрали. Есть несколько признаков, по которым легко можно определить, что дорога опасна.
Перед въездом на нее установлен зеленый знак с изображением трассы. Одновременно он обозначает и скоростной режим — в России по умолчанию это 110 километров в час.
Встречные потоки разделены ограждением. Развернуться на такой дороге вне специальных зон не получится.
Нет пересечений с другими дорогами. Все пешеходные переходы, железнодорожные пути и автомобильные маршруты проходят либо над, либо под магистралью по мостам и тоннелям.
Именно из-за высокой скорости движения автомобилей и их плотного потока нельзя двигаться на велосипеде по трассе. Запрет на езду по автомагистралям официально прописан в ПДД — его можно найти в пункте 16.1. Штраф за нарушение символический — до 1500 рублей, но это не повод подвергать себя опасности, ведь столкновение с машиной может закончиться фатально для велосипедиста.
Обочины на магистралях — не исключение: по ним ехать на байке тоже опасно.
Еще один знак, запрещающий движение велосипедистам, — «Дорога для автомобилей». Он выглядит как синий прямоугольник с изображением легковой машины. Такие знаки можно встретить как за городом, так и в населенных пунктах.
Искать широкую обочину
Часто оптимальный маршрут за пределами города лежит через региональные двухполосные дороги. Обычно ограничение скорости здесь составляет 90 километров в час, но некоторые автомобилисты нарушают правила и ездят быстрее. На таких дорогах это опаснее, чем на магистралях: асфальт там не всегда качественный, поэтому риск улететь в кювет выше.
На двухполосных дорогах наиболее безопасное место для велосипедиста — обочина. Чем она шире, тем меньше вероятность попасть в аварию. Часто ее либо нет, либо она очень узкая, и ехать в таких условиях некомфортно и опасно. Чтобы не оказаться на подобных дорогах, лучше заранее изучить маршрут. Это можно сделать разными способами.
Проехать на машине. По пути можно заодно изучить инфраструктуру. А если ширина покрытия вас не устроит, удобно сразу наметить альтернативную дорогу.
Обратиться за советом в велосипедные сообщества вашего региона. Их участники могут отлично знать загородные трассы и посоветуют подходящий вариант.
Посмотреть спутниковые снимки. Для этого удобно использовать Яндекс Карты или Google Карты. Главный минус — не всегда легко оценить ширину обочины.
Не ездить по бездорожью
Дороги без покрытия — испытание для велосипедиста. Скорость передвижения по бездорожью сильно меньше, чем на трассе, а риск пробить колесо или упасть — выше.
Если на пути есть участки без асфальта, нужно заранее оценить, по силам ли они вам. Городские и горные велосипеды хорошо чувствуют себя на ровном сухом бездорожье. С фэтбайком на огромных широких колесах можно включить в маршрут пески или грязь, а на шоссейном байке с его узкими покрышками тяжело ехать даже по старому треснувшему асфальту.
Если недавно были дожди, даже укатанное бездорожье может превратиться в кашу. После затяжной непогоды стоит уточнить состояние дороги у других велосипедистов или самому съездить в разведку.
Прогнозировать действия водителей
Если в поле зрения появился автомобиль, следите за ним, пока он не скроется из виду. При приближении машины не стоит делать резких движений или выезжать на полосу — так вы будете более предсказуемы.
Проезжая нерегулируемый перекресток по главной дороге, установите с человеком за рулем зрительный контакт — только так можно убедиться, что он действительно вас пропустит.
Если сомневаетесь в адекватности водителя приближающейся машины, оперативно съедьте с дороги. Так стоит поступить, если он движется слишком быстро или прижимается к обочине.
Если прямо перед вами на перекрестке поворачивает междугородний автобус или фура, лучше уступить дорогу. Формально в такой ситуации преимущество у вас, но водители длинномерного транспорта плохо видят, что происходит у них по правому борту. Они могут не заметить вас и случайно зацепить. Еще один нюанс, который стоит знать о грузовиках и автобусах — во время движения они направляют вбок мощный поток воздуха. Если вы не будете к этому готовы, рискуете упасть.
Перед обгоном другого велосипеда или пешехода, идущего по обочине, обязательно посмотрите назад. Иначе есть риск выскочить на полосу прямо перед приближающейся машиной. Водитель от неожиданности может зацепить вас или, пытаясь уйти от столкновения, выехать на встречку. Чтобы не крутить головой, установите на руль или шлем зеркало заднего вида.
Ездить в наушниках опасно в любых обстоятельствах, но особенно — по трассе. Вы можете не услышать приближающуюся машину и не успеть среагировать.
Подготовить экипировку
Важно помнить о безопасности и ездить в шлеме везде: и в городе, и на трассе. При столкновении с автомобилем этот аксессуар защитит голову от серьезных травм. Еще он спасет вас, если на затяжном спуске вы разгонитесь, не справитесь с управлением и улетите в кювет.
В дополнение к шлему полезно обзавестись комплектом наколенников и налокотников. Эти аксессуары при падении защитят руки и ноги.
Установить освещение
На городских улицах много фонарей, поэтому велосипедист лучше заметен в вечернее и ночное время. Загородные дороги могут не иметь никакого освещения на протяжении десятков километров. После захода солнца велосипедист становится невидимкой для водителей. Если автомобилист нарушит и попытается обогнать другую машину по обочине, он может устроить серьезную аварию.
Чтобы вас было видно в темноте, нужно установить красный фонарь на задней части велосипеда. Его можно разместить на седле, подседельном штыре или багажнике. Этот аксессуар лучше продублировать — если сядет батарейка или разрядится аккумулятор, вы сможете воспользоваться запасным вариантом.
Избегайте мигающих режимов на заднем фонаре — они раздражают автомобилистов и не дают им определить, насколько вы близко.
Не менее важна и передняя фара, которую нужно установить на руле. Она сделает вас заметным для встречного потока, а вы сможете вовремя среагировать, если на пути появятся ямы или препятствия.
Подготовиться к поломкам
Если велосипед выйдет из строя в городе, ситуацию легко исправить. Вы можете провести ремонт на месте, позвонить другу с автомобилем или вызвать такси.
За пределами населенных пунктов вам не смогут оперативно помочь, поэтому отправляться в загородные поездки безопаснее на исправном байке. Убедитесь, что все изношенные компоненты заменены, передачи переключаются корректно, тормоза срабатывают быстро, а цепь очищена и смазана.
В рюкзак или велосумку желательно положить набор, который выручит при небольших повреждениях.
Комплект для ремонта колес. В базовом виде это запасная камера, насос, монтажки и ремкомплект для устранения проколов, состоящий из заплаток и клея. Планируя поездку по ухабистым дорогам, положите ключ для правки спиц — он пригодится, если после удара обод искривится.
Мультитул. Шестигранники и отвертки понадобятся для регулировки тормозов, положения крыльев, подседельного штыря и других узлов.
В долгих поездках каждый килограмм веса требует от велосипедиста дополнительных усилий, поэтому не стоит брать с собой слишком много инструментов. Например, вместо массивного мультитула можно положить только те шестигранники и отвертки, которые вам понадобятся.
Изучить прогноз погоды
В дождь ездить за городом не только неприятно, но и опасно. Из-за влажного покрытия вы рискуете упасть на ровном месте, а у другие участники движения могут не справиться с управлением и вылететь за пределы полосы.
Если обещают осадки, лучше отложить поездку, скорректировать маршрут в пользу менее загруженных дорог или выбрать вместо байка другой вид транспорта. Но если вы все-таки едете на велосипеде в дождь, установите освещение, ведите себя предсказуемо для водителей и сохраняйте бдительность.
Грамотная подготовка поможет сделать загородную езду безопаснее. А купить велосипед и аксессуары всегда можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.