В этом материале мы расскажем, чем слон отличается от коня, сколько пешек дают за ферзя и почему король важнее всех на доске.

История шахмат насчитывает много веков. Игры-прародителями самого интеллектуального спорта были распространены в мире еще в глубокой древности. Первой из них называют индийскую чатурангу, которая появилась в VI веке. Со временем древний аналог шахмат в разных вариациях попал в арабские и азиатские страны, а позже в Европу и Африку. 

Классические правила шахмат начали формироваться к XV веку, а в XIX веке они стали официальными. Менялся и облик фигур, которыми играли в шахматы. Единого стандарта не существовало до 1851 года – именно тогда британский художник Натаниэль Кук создал используемый сегодня стиль фигур. Новый комплект назвали «стаунтоновский» по имени сильнейшего шахматиста 1840-х годов из Англии Говарда Стаунтона.

Шахматная доска

В шахматы играют на доске, поделенной на клетки одинакового размера – всего их 64 (квадрат 8х8). Клетки закрашены темным и светлым цветами, обычно их называют «черные» и «белые». Вертикальные ряды шахматного поля слева направо обозначаются латинскими буквами от a до h, а горизонтальные – цифрами от одного до восьми снизу вверх. А еще выделяются ряды квадратов одинакового цвета, идущие наискосок от одного края доски к противоположному – они называются диагональю. 

Перед началом партии доска располагается между соперниками таким образом, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым. Первый ход в шахматах всегда делают белые.

Расстановка фигур в шахматах

В распоряжении каждого игрока перед началом партии 16 фигур светлого (белые) или темного (черные) цвета: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. 

Ладьи ставятся в нижний ряд по бокам, после них идут фигуры коней, слонов, а по центру находятся ферзь (клетки d1 и d8) и король (клетки е1 и e8). Восемь пешек располагаются в один ряд выше.

Как ходят шахматные фигуры и какая у них роль

Пешка

Может ходить на одно поле только вперед, если клетка не занята. Если фигура соперника располагается перед ней по диагонали на соседней вертикали, то пешка может забрать ее. Еще пешке доступно передвижение на два поля вперед при первом ходе, если обе клетки не заняты. В таком случае сопернику именно в следующем ходу доступно «взятие на проходе» – пешка, занимающая поле на той же горизонтали и на соседней вертикали, может взять продвинутую на два поля пешку противника (как если бы она переместилась лишь на одно поле).

Когда пешка доходит до самой дальней горизонтали, то игрок вправе заменить ее на нового ферзя, ладью, слона или коня – это называется превращение пешки. Новая фигура сразу же становится активной – например, «превращенный» ферзь может сразу атаковать короля, если тот находится на линии атаки.

Конь

Ход коня визуально напоминает русскую букву Г или латинскую букву L. По длинной стороне буквы он ходит на две клетки, а в сторону – на одну. В отличие от остальных фигур конь может «перепрыгивать» через своих и чужих, не атакуя их, – то есть стоящие на пути коня фигуры не мешают его продвижению. Однако ест он только фигуру, располагающуюся в клетке завершения хода. 

Еще одно важное преимущество коня – способность проведения самого опасного вида двойного удара, вилки, при которой можно атаковать две и более фигуры. В большинстве случаев под ударом оказываются король и другая важная фигура.

Слон

В начале партии два слона каждого игрока стоят на белом и черном полях. В течение игры они не могут менять цвет клетки и способны ходить на любое поле только по диагонали, на которой стояли перед стартом розыгрыша. Слон не может перемещаться через поля, занятые другими фигурами.

Ладья

Может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которой стоит. Однако ей нельзя перемещаться через поля, которые заняты другими фигурами. Ладье доступен уникальный ход – рокировка, но подробнее об этом в роли короля.

Ферзь

Фигура сочетает качества слона и ладьи. Может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых стоит. Как и слон с ладьей, ферзь не имеет права перейти через поля, которые заняты другими. По функционалу это самая сильная фигура в игре.

Король

Может ходить на любую клетку рядом, если не будет соседствовать с королем соперника (считается, что они враждуют, поэтому не могут находиться рядом). А еще королю доступна рокировка: он перемещается со своего начального поля на два по направлению к ладье, стоящей на начальном месте, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек. Этот ход возможен только в том случае, если король и участвующая в рокировке ладья не двигались с начала игры, на их пути нет препятствий, а поля, которые проходит король, не находятся под боем фигур противника. Рокировка бывает короткая (к ближайшей ладье) и длинная (к дальней), а по ее итогу фигуры становятся рядом.

Король – это самая важная фигура. Каждый шахматист стремится к тому, чтобы поставить короля соперника «под удар», от которого нельзя уйти. Ситуация, когда король находится под угрозой боя в следующем ходу, называется «шах». А когда игрок достиг цели, то он «поставил мат» королю соперника и выиграл партию. Также партия может завершиться патом (ничьей) – это ситуация, когда король находится не под шахом и ему обязательно нужно сделать ход, но он не может.

Из-за языковых особенностей названия некоторых шахматных фигур в прошлом отличались. Но различия в иностранных наименованиях встречаются до сих пор. Например, другое название ферзя, которое часто используется в русскоязычной среде – королева, что соответствует английскому имени фигуры (queen). Слон в английском языке называется «епископ» (bishop), а конь – «рыцарь» (knight). В прошлом в России короля могли называть генералом, слона – офицером, а ладью – турой, причем последнее название иногда звучит и сейчас.

Стоимость шахматных фигур

У каждой шахматной фигуры есть ценность, которая соответствует ее силе. Особенно важно помнить об этих значениях, когда встает вопрос о размене. Большее количество ценных фигур у одного из игроков не означают его победу, но перевес в силе может значительно повысить шансы на успех. 

Самая слабая фигура – это пешка, за нее полагается только один балл. Как раз в пешках обычно и измеряют ценность остальных фигур. Далее по значимости идут конь и слон, которые оцениваются в три балла каждый или в три пешки. Следующая по старшинству – ладья, которая стоит пять пешек, а затем идет ферзь, за которого полагается девять пешек. Главная фигура доски – король – бесценна. Его потеря означает проигрыш в партии.

Купить шахматы или экипировку для занятий спортом, чтобы поддерживать не только умственную форму, но и физическую, вы можете в нашем онлайн-каталоге или магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO.

Шахматы
959 ₽
1 199 ₽
-20%
Torneo | Настольная игра 2 в 1: шахматы, шашки Torneo
33
Купить
719 ₽
799 ₽
-10%
Torneo | Игра "Шахматы дорожные" Torneo
13
Купить
1 199 ₽
Denton | Настольная игра 2 в 1: шахматы, шашки Denton
4
Купить
9 300 ₽
13 500 ₽
-31%
Играй | Шахматы деревянные ручной работы
0
Купить
6 990 ₽
10 250 ₽
-32%
Играй | Шахматы деревянные с утяжелением
0
Купить
14 500 ₽
21 500 ₽
-33%
Играй | Шахматы деревянные
0
Купить
9 500 ₽
13 800 ₽
-31%
Играй | Шахматы деревянные с утяжелением
0
Купить
17 200 ₽
25 000 ₽
-31%
Играй | Шахматы деревянные
0
Купить
2 750 ₽
4 000 ₽
-31%
Играй | Шахматы большие
1
Купить
4 990 ₽
7 500 ₽
-33%
Играй | Шахматы деревянные большие
1
Купить
1 990 ₽
2 900 ₽
-31%
Играй | Шахматы с возможностью утяжеления
1
Купить