Неочевидные преимущества односкоростных велосипедов
Почему много передач — это не всегда хорошо
Большинство моделей современных велосипедов оснащены переключателями скоростей. Это позволяет выбирать оптимальное соотношение передней и задней звезды, чтобы экономить силы на подъемах и разгоняться на спусках. Но иногда наличие дополнительных звезд только вредит райдеру. Ниже расскажем, какие преимущества есть у односкоростных велосипедов.
Несложная конструкция
Основной плюс велосипеда без скоростей — в его простом устройстве. В трансмиссии синглспида всего три элемента: две звезды (одна около педалей и вторая — на заднем колесе) и цепь. Односкоростная трансмиссия практически не может сломаться и не требует регулировки — достаточно периодически ее смазывать и вовремя заменять выходящие из строя компоненты.
Цепь на односкоростном велосипеде не подвержена перекосу. Еще одно преимущество — у велосипедов с одной скоростью рядом с цепью нет соседних звездочек, поэтому ее звенья выполняют из более толстых пластин. Два этих фактора продлевают срок службы всех компонентов.
На моделях со скоростями трансмиссия связана с переключателями, расположенными на руле. Во время эксплуатации их настройки сбиваются, передачи начинают переключаться заторможенно и с характерным треском. При такой проблеме трансмиссии требуется настройка. Поломки случаются чаще, если вы регулярно ездите по грязи или песку.
Если не хотите тратить время на периодическую регулировку, лучше приобрести односкоростной велосипед. Или отдать предпочтение более дорогой модели: на байках высокого уровня переключатели дольше работают без проблем.
Сниженный вес
Для работы скоростной трансмиссии нужно много тяжелых компонентов. Дополнительные звезды спереди и сзади, переключатели, манетки — эти детали утяжеляют байк и заставляют велосипедиста тратить больше усилий на разгон и поддержание скорости.
Цепь и звезды на односкоростных велосипедах весят значительно меньше. На бюджетных моделях при желании можно заменить штатные компоненты на облегченные — это позволит еще больше выиграть в весе.
Не слетает цепь
Распространенная проблема на скоростных велосипедах — при переключении цепь меняет свое положение и может слететь со звезд. В большинстве случаев ее получится быстро вернуть на место без инструментов. Но если цепь крепко застрянет между рамой и шатуном, сдвинуть ее будет непросто. Для снятия может потребоваться выжимка.
На трансмиссии синглспида цепь всегда находится в одном и том же положении. В этом случае ей просто некуда слетать и она будет держаться надежнее.
Если у вас велосипед со скоростями, можно установить вместо одного из штатных звеньев замок для цепи — благодаря этому слетевшую цепь можно будет починить без инструментов. А еще такая модификация поможет быстрее удалять грязь с трансмиссии, в том числе на односкоростном байке.
Можно установить ремень
Наиболее распространенный привод на велосипеде — цепной, но у него есть недостатки: трансмиссия требует чистки и смазки, подвержена коррозии и издает звуки при езде.
Преимущество синглспидов — на них можно установить зубчатый ремень вместо цепи. Подобное решение много лет применяется в автомобильной промышленности. На серийных велосипедах это все еще экзотика, но тоже встречается: например, на складных байках бренда Strida. Существуют и велосипеды других брендов, которые конструктивно готовы к замене на ремень.
У ременного привода много преимуществ. Перечислим основные.
Не требует обслуживания. Ремень не ржавеет и не тянется, не нужна смазка — достаточно периодически мыть и протирать тряпкой.
Служит дольше цепи. Велосипед может проехать на одном ремне 10–15 тысяч километров и больше, тогда как цепь потребует замены намного быстрее.
Износ звезд снижен. Все элементы ременного привода живут дольше, чем аналогичные запчасти в цепной трансмиссии.
Одежда остается чистой. Грязь на штанах часто преследует велосипедистов. С ремнем такой проблемы не будет.
Сниженная масса. Цепи на синглспидах весят 300–400 граммов, тогда как ремень легче примерно в три раза.
При установке ремня потребуется заменить заднюю и переднюю звезды на более широкие, разработанные специально для зубчатой трансмиссии. К минусам ременного привода можно отнести высокую стоимость и недоступность запчастей — их получится купить далеко не в каждом веломагазине.
В отличие от цепи, ремень нельзя разъединить. Перед установкой на стандартный односкоростной велосипед потребуется распилить его или приобрести раму с разъединяемым пером. Такую модификацию лучше производить только при наличии уверенности в своих действиях.
Удобнее для детей
Ребенку, который впервые сел на велосипед, тяжело разобраться с устройством переключателей. Ему будет гораздо комфортнее ехать на синглспиде.
Другой аргумент в пользу отсутствия передач на детских моделях — они там не нужны. Детям важнее эмоции от самого катания, а не высокая скорость. Большинство велосипедов для детей в ассортименте Спортмастера — именно односкоростные.
Можно установить барабанный тормоз
Еще по старым советским велосипедам многим знаком способ торможения с помощью отведения педалей назад. Это возможно у синглспидов — на них часто устанавливают барабанный тормоз, который приводится в действие цепью, а не ручкой на руле. Иногда такие тормоза можно найти на скоростных велосипедах с планетарной втулкой.
Главный плюс барабана — в его неприхотливости. В отличие от ободных и дисковых, с таким видом тормоза можно не задумываться о регулировке и ремонте на протяжении многих лет.
На односкоростном велосипеде или байке с планетарной втулкой барабанный тормоз получится установить только сзади. Для безопасности спереди лучше поставить ободной или дисковый тормоз — при резкой остановке он поможет избежать падения.
Подходят для трюков
Трансмиссия с передачами не подходит для BMX. Способность разгоняться и преодолевать подъемы на таких велосипедах не нужна, а выступающие элементы конструкции легко повредить при выполнении трюков. Провисающая цепь на скоростной трансмиссии во время приземления может слететь, поэтому почти все велосипеды BMX — с одной скоростью.
Используемые для спусков с горы двухподвесы тоже испытывают сильные нагрузки при выполнении прыжков и трюков. Но их амортизация гасит удары, позволяя избежать повреждений и соскакивания цепи, поэтому на них устанавливают скоростную трансмиссию.
Вы «чувствуете» велосипед
Настоящие фанаты знают разницу в ощущениях при езде на велосипедах со скоростями и без них. Это можно сравнить с автоматической и механической коробкой передач на машине: в первом случае ехать комфортнее, но только с «ручкой» появляется ощущение контроля ситуации.
В случае с велосипедами все то же самое. На моделях без передач между цепью и звездами нет «посредника» в виде натяжителя цепи. Райдер чувствует ногами любую неровность или кочку. Когда не нужно думать о переключении передач, езда превращается в медитативный процесс и велосипедист буквально сливается с байком.
Если вы катаетесь по ровным дорогам и на небольшие расстояния, односкоростной велосипед подарит не меньше удовольствия, чем многоскоростной. Выбрать подходящий велосипед и аксессуары всегда можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.