Дисковые тормоза — распространенный и надежный механизм для остановки велосипеда. Многие велосипедисты, владеющие байком с такими тормозами, хотя бы раз сталкивались с изгибом диска (ротора). При такой проблеме приходится прикладывать больше усилий для разгона и поддержания скорости, а износ тормозных механизмов увеличивается. Ниже расскажем об основных причинах поломки, способах ее решения и профилактики.

Как устроен тормозной диск

Чтобы лучше понимать, почему гнутся тормозные диски и как избежать их деформации, полезно иметь небольшое представление об устройстве дисковых тормозов. Они состоят из нескольких основных компонентов:

  • Колодки. Выглядят как небольшие пластинки с абразивным покрытием. Именно качество и состояние этой детали отвечает за то, насколько быстро будет останавливаться велосипед.

  • Ротор (тормозной диск). Металлический круг, к которому прижимаются колодки.

  • Калипер (машинка). Устройство, которое фиксируется на раме (для заднего тормоза) и вилке (для переднего тормоза). К нему крепятся колодки, на нем же расположены поршни, отвечающие за их прижатие.

Дисковые тормоза велосипеда

На велосипедах с гидравлическими тормозами колодки прижимаются к диску с обеих сторон. В случае с механическими тормозами одна колодка двигается, а вторая остается неподвижной. При торможении диск наклоняется, но угол этого изгиба совсем незначительный — в норме это не приводит к его повреждению.

Почему появляется изгиб

Дефекты ротора возникают по ряду причин. Перечислим основные факторы, которые приводят к проблеме:

  • Механическое повреждение. Один из самых распространенных сценариев. Если ударить диск о бордюр или другое препятствие, он может погнуться. Проблема возникает и в том случае, если по какой-то причине колесо выскакивает из дропаутов. Из-за этого диск становится поперек колодок и изгибается.

Погнуть ротор можно и при перевозке на транспорте или в багажнике автомобиля. Всегда следите, чтобы диски не касались других предметов и чтобы на них не оказывалось давление. Идеальный вариант — снять колеса или использовать защитные прокладки между тормозными колодками (идут в комплекте с некоторыми велосипедами) на период транспортировки.

  • Ошибки при монтаже. При неправильно установленном калипере колодки встают по диагонали по отношению к ротору. Это приводит к их неравномерному износу. Ресурс диска тоже уменьшается.

  • Сильный перегрев. Если долго тормозить на спуске, разные участки диска начнут нагреваться по-разному. Такой резкий нагрев и последующее быстрое охлаждение (например, при заезде в лужу) вызывают термические напряжения, которые и «ведут» диск. Это называется термической деформацией.

  • Естественный износ. При длительной эксплуатации ротора его толщина уменьшается. Воздействие высоких температур и ударов быстрее приводит к искривлению.

Симптомы изгиба

  • При езде слышен шум. Так дает о себе знать периодическое трение диска об колодку.

  • Даже если вы не нажимаете на ручку тормоза, по ровной поверхности тяжело ехать на любой передаче.

  • При торможении ощущаются вибрации.

Способы решения проблемы

Если вы заподозрили дефект ротора, будет безопаснее остановиться и проверить работу всех компонентов тормозов. Для этого велосипед нужно перевернуть, раскрутить колесо и оценить зазор между ротором и колодками. Если диск ровный, расстояние будет равномерным. Изогнутый ротор будет вилять из стороны в сторону.

Если диск идеально ровный, но колодки трутся об него, проблема не в роторе. В этом случае нужно провести регулировку тормозов. Также причиной трения может быть закисание поршней в калипере (особенно на гидравлике) или загрязнение.

Какие инструменты нужны для правки диска

Погнутый ротор дискового тормоза можно попробовать выровнять самостоятельно. Для этого понадобится минимальный набор аксессуаров:

  • Ключ для правки диска. Выглядит как плоская металлическая пластина с прорезью на одной стороне, с помощью которой инструмент соединяется с ротором. Это устройство поможет вернуть диск в его исходное состояние.

    В домашних условиях вместо специализированного велосипедного ключа иногда используют обычный разводной, но это не лучший вариант. Разводной ключ громоздкий, им легко перетянуть и сорвать резьбу на болтах крепления ротора, а главное — его губки не защищают от царапин. Можно легко повредить поверхность ротора, что ухудшит торможение. Специальный роторный ключ сделан из мягкого металла и имеет гладкие поверхности, чтобы не царапать диск.

  • Маркер. Понадобится для отметки изогнутой части диска.

  • Фонарик. Однозначно нужен, если приходится решать проблему на улице в темное время суток, но и в светлом помещении поможет облегчить процесс.

Алгоритм ремонта

Перед началом работы нужно определить направление изгиба. Если диск наклоняется в сторону колеса, его нужно будет выправлять наружу — и наоборот. После этого время приступать к поиску дефектного места. Для этого раскрутите колесо и найдите, в какой части ротор наклоняется. Эту зону проще вычислить, если подсветить тормозные механизмы фонариком.

Кривую часть ротора нужно отметить в точках ее завершения с помощью маркера или фломастера. Альтернативный вариант — наклеить два небольших кусочка цветного скотча или изоленты.

Когда дефектное место обнаружено, самое время приступить к правке. Для этого аккуратно изгибайте ротор, действуя ключом как рычагом. Усилие должно быть небольшим, иначе есть риск выгнуть диск в обратную сторону и гарантированно его испортить.

После каждой итерации проверяйте результат. Раскрутите колесо — если диск крутится равномерно, переверните велосипед, попробуйте прокатиться и затормозить. Биения отсутствуют — значит, ремонт прошел успешно. Если диск все еще трется об колодку, нужно продолжить изгибать его.

Если ротор очень сильно трется об колодку, скорее всего, изгиб слишком большой и вернуть к жизни диск не получится. В такой ситуации нужно выбрать ротор аналогичного диаметра и поставить его вместо поврежденного.

Профилактика проблемы

Защититься от изгиба тормозного диска реально, если установить более дорогой ротор. Он будет значительно прочнее, и придется постараться, чтобы погнуть его. 

Для большей надежности можно приобрести тормозной диск с «пауком». Такой вид роторов состоит из двух частей. Первая — внутренняя пластина, крепящаяся к втулке. Из ее центра расходятся линии, к которым крепится внешняя часть диска с тормозной поверхностью. Внешне это очень напоминает лапы паука, поэтому диск и получил такое название. Две части диска с «пауком» соединены между собой подвижными заклепками. Такое решение позволяет снизить нагрев при длительном торможении. 

На спусках лучше тормозить прерывисто — так диски не успеют перегреться. Если пришлось длительное время прижимать колодки, после остановки лучше сделать передышку на 10-15 минут и дать ротору остыть — это поможет продлить срок его службы. Соответственно, в течение этого времени лучше ехать без использования тормозов.

Если погнулся тормозной диск на велосипеде, проблему лучше исправить сразу же. Нет желания заниматься ремонтом самостоятельно — покажите велосипед специалистам Спортмастера, и они исправят проблему быстро и эффективно.