Почему на велосипеде гнется тормозной диск
И как это исправить с помощью специального инструмента или без него
Дисковые тормоза — распространенный и надежный механизм для остановки велосипеда. Многие велосипедисты, владеющие байком с такими тормозами, хотя бы раз сталкивались с изгибом диска (ротора). При такой проблеме приходится прикладывать больше усилий для разгона и поддержания скорости, а износ тормозных механизмов увеличивается. Ниже расскажем об основных причинах поломки, способах ее решения и профилактики.
Как устроен тормозной диск
Чтобы лучше понимать, почему гнутся тормозные диски и как избежать их деформации, полезно иметь небольшое представление об устройстве дисковых тормозов. Они состоят из нескольких основных компонентов:
Колодки. Выглядят как небольшие пластинки с абразивным покрытием. Именно качество и состояние этой детали отвечает за то, насколько быстро будет останавливаться велосипед.
Ротор (тормозной диск). Металлический круг, к которому прижимаются колодки.
Калипер (машинка). Устройство, которое фиксируется на раме (для заднего тормоза) и вилке (для переднего тормоза). К нему крепятся колодки, на нем же расположены поршни, отвечающие за их прижатие.

На велосипедах с гидравлическими тормозами колодки прижимаются к диску с обеих сторон. В случае с механическими тормозами одна колодка двигается, а вторая остается неподвижной. При торможении диск наклоняется, но угол этого изгиба совсем незначительный — в норме это не приводит к его повреждению.
Почему появляется изгиб
Дефекты ротора возникают по ряду причин. Перечислим основные факторы, которые приводят к проблеме:
Механическое повреждение. Один из самых распространенных сценариев. Если ударить диск о бордюр или другое препятствие, он может погнуться. Проблема возникает и в том случае, если по какой-то причине колесо выскакивает из дропаутов. Из-за этого диск становится поперек колодок и изгибается.
Погнуть ротор можно и при перевозке на транспорте или в багажнике автомобиля. Всегда следите, чтобы диски не касались других предметов и чтобы на них не оказывалось давление. Идеальный вариант — снять колеса или использовать защитные прокладки между тормозными колодками (идут в комплекте с некоторыми велосипедами) на период транспортировки.
Ошибки при монтаже. При неправильно установленном калипере колодки встают по диагонали по отношению к ротору. Это приводит к их неравномерному износу. Ресурс диска тоже уменьшается.
Сильный перегрев. Если долго тормозить на спуске, разные участки диска начнут нагреваться по-разному. Такой резкий нагрев и последующее быстрое охлаждение (например, при заезде в лужу) вызывают термические напряжения, которые и «ведут» диск. Это называется термической деформацией.
Естественный износ. При длительной эксплуатации ротора его толщина уменьшается. Воздействие высоких температур и ударов быстрее приводит к искривлению.
Симптомы изгиба
При езде слышен шум. Так дает о себе знать периодическое трение диска об колодку.
Даже если вы не нажимаете на ручку тормоза, по ровной поверхности тяжело ехать на любой передаче.
При торможении ощущаются вибрации.
Способы решения проблемы
Если вы заподозрили дефект ротора, будет безопаснее остановиться и проверить работу всех компонентов тормозов. Для этого велосипед нужно перевернуть, раскрутить колесо и оценить зазор между ротором и колодками. Если диск ровный, расстояние будет равномерным. Изогнутый ротор будет вилять из стороны в сторону.
Если диск идеально ровный, но колодки трутся об него, проблема не в роторе. В этом случае нужно провести регулировку тормозов. Также причиной трения может быть закисание поршней в калипере (особенно на гидравлике) или загрязнение.
Какие инструменты нужны для правки диска
Погнутый ротор дискового тормоза можно попробовать выровнять самостоятельно. Для этого понадобится минимальный набор аксессуаров:
Ключ для правки диска. Выглядит как плоская металлическая пластина с прорезью на одной стороне, с помощью которой инструмент соединяется с ротором. Это устройство поможет вернуть диск в его исходное состояние.
В домашних условиях вместо специализированного велосипедного ключа иногда используют обычный разводной, но это не лучший вариант. Разводной ключ громоздкий, им легко перетянуть и сорвать резьбу на болтах крепления ротора, а главное — его губки не защищают от царапин. Можно легко повредить поверхность ротора, что ухудшит торможение. Специальный роторный ключ сделан из мягкого металла и имеет гладкие поверхности, чтобы не царапать диск.
Маркер. Понадобится для отметки изогнутой части диска.
Фонарик. Однозначно нужен, если приходится решать проблему на улице в темное время суток, но и в светлом помещении поможет облегчить процесс.
Алгоритм ремонта
Перед началом работы нужно определить направление изгиба. Если диск наклоняется в сторону колеса, его нужно будет выправлять наружу — и наоборот. После этого время приступать к поиску дефектного места. Для этого раскрутите колесо и найдите, в какой части ротор наклоняется. Эту зону проще вычислить, если подсветить тормозные механизмы фонариком.
Кривую часть ротора нужно отметить в точках ее завершения с помощью маркера или фломастера. Альтернативный вариант — наклеить два небольших кусочка цветного скотча или изоленты.
Когда дефектное место обнаружено, самое время приступить к правке. Для этого аккуратно изгибайте ротор, действуя ключом как рычагом. Усилие должно быть небольшим, иначе есть риск выгнуть диск в обратную сторону и гарантированно его испортить.
После каждой итерации проверяйте результат. Раскрутите колесо — если диск крутится равномерно, переверните велосипед, попробуйте прокатиться и затормозить. Биения отсутствуют — значит, ремонт прошел успешно. Если диск все еще трется об колодку, нужно продолжить изгибать его.
Если ротор очень сильно трется об колодку, скорее всего, изгиб слишком большой и вернуть к жизни диск не получится. В такой ситуации нужно выбрать ротор аналогичного диаметра и поставить его вместо поврежденного.
Профилактика проблемы
Защититься от изгиба тормозного диска реально, если установить более дорогой ротор. Он будет значительно прочнее, и придется постараться, чтобы погнуть его.
Для большей надежности можно приобрести тормозной диск с «пауком». Такой вид роторов состоит из двух частей. Первая — внутренняя пластина, крепящаяся к втулке. Из ее центра расходятся линии, к которым крепится внешняя часть диска с тормозной поверхностью. Внешне это очень напоминает лапы паука, поэтому диск и получил такое название. Две части диска с «пауком» соединены между собой подвижными заклепками. Такое решение позволяет снизить нагрев при длительном торможении.
На спусках лучше тормозить прерывисто — так диски не успеют перегреться. Если пришлось длительное время прижимать колодки, после остановки лучше сделать передышку на 10-15 минут и дать ротору остыть — это поможет продлить срок его службы. Соответственно, в течение этого времени лучше ехать без использования тормозов.
Если погнулся тормозной диск на велосипеде, проблему лучше исправить сразу же. Нет желания заниматься ремонтом самостоятельно — покажите велосипед специалистам Спортмастера, и они исправят проблему быстро и эффективно.