8 495 777-777-1

Как ухаживать за велосипедом

Железному коню нужно пристальное внимание и качественное обслуживание

Как ухаживать за велосипедом

Если у вас еще нет велосипеда или вы хотите новый, читайте статью о том, как его выбрать.


Общие правила ухода за велосипедом

Велосипед нуждается в круглогодичном уходе — чистке и смазке — не только перед открытием сезона. Чем чаще используется велосипед, тем больше внимания он требует:

  • Ходовая часть должна быть чистой.
  • Цепь, кассета, звезды и переключатели необходимо регулярно смазывать.
  • В шинах нужно поддерживать правильное рабочее давление.

Важно следить за состоянием ходовой части. Грязь смешивается со смазкой и становится абразивом — она может затруднить движение и даже повредить механизм. Песок во втулке усиливает износ подшипников.

Чистка велосипеда

Капитальную чистку проводят в начале и конце велосезона, а также после экстремальной езды по бездорожью или в непогоду.

Чем лучше всего мыть велосипед?

Для этого могут понадобиться:

Чем лучше всего мыть велосипед?
Теплая вода с порцией велошампуня , который предназначен для использования на окрашенном металле и/или карбоне; очищающий спрей для удаления сильных загрязнений, его наносят и оставляют на пару минут, а затем смывают водой или счищают щеткой; обезжириватель для очистки цепи и других подвижных деталей трансмиссии.

Как правильно мыть велосипед?

Облить раму и обода водой, чтобы размягчить наиболее устойчивые загрязнения, и смыть налипшую пыль. Резиновые грипсы снимать не нужно: их сложно надеть обратно.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Не нужно сразу тереть раму губкой: жесткие частицы могут поцарапать краску, такие мелкие повреждения приведут к коррозии металла. Стоит понимать, что сильный напор легко вымывает смазку из цепи, при этом подшипники накапливают воду, которую сложно слить


Смазка

Велосипедная смазка вымывается из цепи при любом взаимодействии с водой, будь то катание под дождем или мойка. Главный признак ее нехватки — скрип. Обычно смазку обновляют через каждые 250 километров.

Аэрозольные смазки

Выпускаются в удобной упаковке со специальной насадкой, подходят для любых погодных условий. Излишки легко удалить с помощью тряпки.

Жидкие смазки

Продаются в бутылках со специальным носиком для более удобного нанесения. При желании такую смазку можно нанести с помощью обычного медицинского шприца.

Силиконовые смазки

Удобные в использовании, экономичные и эффективные. С помощью таких смазок можно защитить велосипед от воды и избытка пыли.

Тефлоновые смазки

Содержат антистатик и обладают повышенной изностойкостью: уменьшают налипание пыли и максимально долго сохраняются на велосипедной цепи.

Кальциевые смазки

Самые дорогие из списка, но при этом самые стойкие. Благодаря своим свойствам эти смазки устойчивы к перепадам температур и коррозии. Отличаются зеленым или желтоватым цветом.

Смазки с большим процентом лития и солидола не подходят для велосипедов. Литий разъедает алюминий, а солидол тяжело отмыть, к тому же он буквально притягивает загрязнения. Литиевая смазка может подойти для разовой экстремальной поездки

Проверка технического состояния велосипеда

Любая деталь рано или поздно изнашивается, может возникать люфт. В случае с велосипедами в зоне риска — цепь и тормоза.

Велосипедный люфт

Люфт возникает, когда между плотно прилегающими друг к другу деталями появляется пространство. Чаще всего — в кареточном узле, колесах и подшипниках.

Проблема с цепью

Велосипедная цепь со временем растягивается и теряет силу натяжения. Если она часто слетает или провисает, ее стоит заменить, чтобы не повредить кассету или трещотку. В городе цепь выдерживает до 10 000 км пробега, однако в случае с горным байком замена может потребоваться уже через 500 км.

Велосипедная цепь
Для замены цепи нужен инструмент — выжимка, с помощью которой можно легко вытащить цепь из пазов, — либо съемник замка цепи, если та с замком

После установки новой детали нужно надежно закрепить ее, отрегулировать и смазать специальным составом. При загрязнении цепь можно чистить с помощью специальной машинки.

Неисправность тормозной системы

При появлении трения колодок следует проверить тормозную систему. Неполадки могут возникать из-за сильных загрязнений. Если после промывания дефект не исчезнет, стоит обратить внимание на другие элементы: подкрутить винты на тормозных колодках, отрегулировать пружины тормозного рычага, проверить состояние колесного обода и тормозного диска. Деформированные детали лучше сразу заменить на новые.

Пассатижи, набор шестигранников, выжимка для цепи и универсальный ключ для спиц
Для успешной замены изношенных деталей пригодятся пассатижи, набор шестигранников , выжимка для цепи и универсальный ключ для спиц

Настройка трансмиссии

Трансмиссия передает усилия с педалей на колеса. Ее важной частью является переключатель скоростей: этот механизм помогает перекидывать цепь. Слаженная работа системы напрямую влияет на комфорт управления велосипедом.

Проверка системы скоростей

Скорости переключаются путем ослабления или натяжения переключателя. Если при его переключении слышны неприятные звуки или даже если цепь перескакивает на две звездочки, стоит отрегулировать систему скоростей.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Даже исправный переключатель требует проверки, например, при первом тесте нового велосипеда или после долгого перерыва в катании


Манетка

Манетка — это механизм на руле для переключения скоростей.

Велосипедная манетка
Когда трос натягивается, лапка переключателя скоростей сдвигается на большие звезды, а когда уменьшается — на маленькие. Важно регулярно проверять целостность троса

Деформация петуха

Петух — элемент, на который устанавливается задний переключатель скоростей.

Велосипедный петух

Он может деформироваться при ударах по переключателю, и его можно выпрямить вручную, однако лучше произвести полную замену.

Настройка тормозов

Если ручка касается руля, нужно натянуть тормозной трос, который провис. Для этого достаточно немного затянуть фигурные болты. То же самое нужно сделать с задним колесом.

Велосипедные тормоза
 — V-образные тормоза;  — дисковые тормоза;  — гидравлические тормоза

V-образные тормоза

Ободные тормоза (v-brake) в норме следует проверять не реже одного раза в сезон. Также их настраивают после ремонта, длительного простоя или при некорректной работе.

Настройка V-образных тормозов:

  • Ослабьте тормозной трос.
  • Задайте положение колодок. Оптимальное расстояние составляет 2–3 мм от края колодки до обода. Обе колодки должны быть ровными и симметричными.
  • Зажмите тормоза и натяните трос.
  • Проверьте колодки: они должны срабатывать при сильном нажатии.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза настраивают, если они задевают колесо и издают неприятные звуки.

Настройка дисковых тормозов:

  • Ослабьте гайку и заверните регулятор, если рукоять тормоза при выжимании касается руля.
  • Проверьте тросик на повреждения.
  • Проверьте диск и колодки. Если они стоят криво, отрегулируйте винты, на которых держится тормоз.

Гидравлические тормоза

Ими стоит заняться, если при езде появляется скрип или шуршание.

Настройка гидравлических тормозов:

  • Крепежные болты калипера, сжимающего тормозной диск колодками, ослабьте так, чтобы калипер двигался свободно.
  • Полностью прижмите колодки к ротору и зажмите тормоз.
  • Проверьте положение колодок и затяните крепежные болты так, чтобы колодки оказались на минимальном расстоянии от тормозного диска, но не касались его.

Консервация

Консервация велосипеда на зиму предусматривает тщательную мойку, чистку и смазку ключевых элементов — ходовой части, цепи и втулок. Его можно отправлять на хранение только после того, как он полностью высохнет, а смазка впитается.

Хранение велосипеда вне сезона

Жилые помещения, застекленный балкон или гараж — обычное место для хранения велосипеда вне сезона. Для удобства его можно повесить на стену.

Не стоит хранить велосипед на улице: осадки и перепады температур могут негативно сказаться на работе всех механизмов, и даже тщательная консервация не поможет

Два подхода к хранению велосипеда

Хранение в собранном виде

Велосипед подвешивают так, чтобы колеса не соприкасались с полом и не деформировались при низком давлении в шинах. Это особенно актуально при хранении в неотапливаемых помещениях (резина может потрескаться при перепадах температур).

Хранение в разобранном виде

В этом случае с велосипеда нужно снять колеса и седло. Колеса упаковывают в полиэтиленовые или тканые мешки для защиты от пыли и подвешивают, а седло хранят при комнатной температуре, чтобы его покрытие не деформировалось.

Регулярно осматривайте велосипед, проводите оценку его технического состояния и устраняйте недостатки. За помощью в обслуживании и настройке велосипеда вы всегда можете обратиться в сервисные центры «Спортмастера».

Другие материалы о велоспорте

Насколько вам полезен данный материал?