От покрышек, их профиля и толщины протектора зависит сцепление с дорожным покрытием, которое в существенной степени определяет безопасность велосипедиста, особенно при поворотах и влажной дороге. Например, на влажном асфальте покрышка может создать проблемы на пустом месте (при наезде на дорожную раскраску или люк) из-за минимального трения.

Покрышки оказывают большое влияние на скорость, проходимость велосипеда. Причем даже изменение давления в покрышках может изменить поведение велосипеда, уменьшить или увеличить скорость и поменять проходимость.

В велосипедах без амортизации покрышки — главный амортизирующий элемент. Так что важность покрышек сложно переоценить.

Отличия покрышек велосипеда

Велосипед исключительно разнообразен — скоростные поездки по асфальту, спуск с гор или езда по бездорожью имеют больше отличий, чем общего. Покрышки — один из важнейших элементов велосипеда, и их выбор зависит от множества параметров. Универсальных покрышек не бывает.

Поэтому при выборе типа покрышек для велосипеда необходимо учитывать следующие факторы:

  • Дорожное покрытие: важно понимать, что редкий велосипедный маршрут проходит по однотипному покрытию, обычно встречаются разные куски дороги, и ориентироваться нужно на доминирующий тип дорог;

  • Стиль езды на велосипеде и вашу подготовку. Если вы катаетесь для развлечения, то покрышки должны обеспечивать комфорт и безопасность. Если важна скорость, то покрышки должны обеспечивать скорость. В этом случае предполагается, что вы умеете управлять велосипедом в сложных условиях;

  • Погоду и сезон. Дождь, грязь, снег предъявляют дополнительные требования к покрышкам.

Все покрышки и камеры в каталоге

Выбор покрышек также связан с техническими особенностями велосипеда, с зазорами под покрышки вилки и рамы, с ободом велосипеда (его диаметром и толщиной).

Колеса велосипеда и обода описаны в отдельном тексте.

Основные параметры, влияющие на поведение покрышки:

  • Ширина покрышки;

  • Рисунок протектора покрышки — ее профиль;

  • Материал протектора;

  • Конструкция покрышки — свойства каркаса;

  • Уровень защиты от проколов;

  • Давление в покрышке.

Первые два параметра покрышки самые важные, остановлюсь на них подробно.

Ширина покрышек

Выбор ширины покрышки определяется условиями эксплуатации — чем они сложней, тем покрышка шире. Все покрышки маркируются — диаметр и толщина указываются на боковой стороне в дюймах или в миллиметрах. Маркировка подробно расписана в нашем материале про колеса велосипеда.

По ширине покрышки делятся на 3-4 группы:

  • Шоссейные, ориентированные на качественные дороги. Это самые узкие покрышки, они делятся на две большие группы: спортивные, шириной до 28-32мм, и ориентированные на спокойную езду примерно до 37 мм;

  • Вседорожные покрышки гибридов, городских велосипедов, гравелов примерно до 48-50 мм;

  • Внедорожные, горные покрышки шириной 2"-3″, иногда и шире. В покрышках для горных велосипедов ширина по историческим причинам указывается в дюймах, они шире 50 мм;

  • Более толстые покрышки используются в полуфэтах и фэтах.

Тип, профиль покрышек

Второй важный параметр — это профиль покрышки, тип протектора — его рисунок и высота. Почти всегда оптимально варьировать не только толщину покрышек, но и ее профиль. Более тонкая шипастая резина обеспечивает больший контроль управления велосипедом, чем более толстая гладкая.

Сейчас предлагается огромный ассортимент покрышек, и можно подобрать решение на любой вкус.

Тип велопокрышки определяется высотой и рисунком протектора. Чем он глубже, тем лучше сцепление с любым покрытием. При этом глубокий протектор испытывает большее сопротивление качению, поэтому накат ухудшается, скорость уменьшается. Так что выбор покрышки — это всегда определенный компромисс.

Также можно выделить 3-4 типа покрышек:

Слик — покрышки без протектора, они могут быть полностью гладкими или иметь неглубокие канавки для отвода воды. Идеальный вариант для гонок и быстрой езды по асфальту. Такие покрышки имеют минимальное сопротивление качению и ориентированы на максимально быструю езду. При этом у них минимальное сцепление, тормозить и поворачивать нужно с большой осторожностью, особенно на влажных трассах.

Данный тип покрышек, шириной до 32-35 мм, основной для шоссейных велосипедов, но выпускаются слики и для других типов велосипедов. В этом случае обычно они используются в качестве второго комплекта резины для поездок по дорогам.

Полуслик — этот тип покрышек имеет протектор по краям, в центральной части они гладкие и похожи на слики. Полуслик шириной 35-42 мм считается универсальным вариантом вседорожной покрышки — они быстро едут по асфальту и твердой грунтовке, но ими можно пользоваться и в более сложных условиях.

Покрышки с развитым протектором, с шипами для пересеченной местности, бездорожья, грунтовых дорог. Этот тип покрышек с шириной от 50 мм / 2″ типичен для горных, внедорожных велосипедов.

Подтипов покрышек с шипами также несколько. Для самых сложных условий выпускаются грязевые покрышки с большими, широко расположенными шипами, что исключает попадание в них грязи. Шипы среднего размера актуальны для тропинок и пересеченной местности, для грунтовок актуальны маленькие шипы.

Отдельная группа — зимние покрышки, которые бывают в том числе и шипованными — со встроенными металлическими (победитовыми или карбидовыми) шипами. Их ниша — замерзшие дороги, лед, снег.

Для классификации шипастых покрышек иногда используется термин позитивный и негативный протектор. У позитивного протектора высота шипов-грунтозацепов низкая, и они хорошо подходят для движения по твердым дорогам. Общая площадь выступающих грунтозацепов больше или равняется площади канавок. Негативный протектор предназначен для улучшения сцепления с дорогой в сложных условиях бездорожья. В этом случае грунтозацепы выше, их общая площадь меньше по сравнению с площадью канавок.

Качество резины покрышки

Велопокрышки делают из двух основных материалов:

  • Резины, натуральной или искусственной;

  • Компаунда;

Компаунд (compound) — это смесь резины, различных полимеров и мономеров. Основа такой покрышки — натуральный или синтетический каучук. В качестве добавок-наполнителей могут использоваться различные материалы. Смысл добавок — придать дополнительные свойства покрышкам, например, кремний добавляет жесткость. Жесткость покрышки улучшает накат, сцепление с дорогой и увеличивает срок службы.

Некоторые покрышки изготавливаются из нескольких материалов. Центральная часть покрышки делается из твердого компаунда, это увеличивает скоростные характеристики, боковая часть, шипы для хорошего сцепления делаются из мягкой резины, это обеспечивает безопасность прохождения поворотов.

Внутреннее строение покрышки

Покрышка велосипеда имеет сложную многослойную структуру и состоит из нескольких ключевых частей.

Протектор — внешняя часть покрышки описана выше. Протектор в существенной степени определяет поведение велосипеда и условия его эксплуатации.

Корд — внутренний слой покрышки, ее каркас, он придает форму. Обычно каркас делается из синтетических нитей и отличается плотностью. Существует единица измерения количества стежков в дюйме длины, она обозначается TPI (EPI). Чем выше это значение, тем тверже каркас и тем эффективнее он сопротивляется проколам. Почти всегда TPI указывается в характеристиках покрышек. У покрышек для любителей этот показатель находится в диапазоне от 20 до 70 TPI, для покрышек шоссейного велосипеда он выше.

Боковина — боковая часть шины может быть двух-трех типов. Skin-wall (тонкая стенка) — покрышки с очень тонкими боковинами, содержащими немного резины для крепления корда. Это придает им большую гибкость и снижает сопротивление качению. Такие покрышки используются в спорте. При этом тонкие стенки боковин легко повредить, в отличие от обычных покрышек Black-wall или Gum-wall с резиной в боковом слое, которые, с одной стороны, увеличивают вес, а с другой стороны, дают дополнительную защиту от проколов.

Бортировочной трос покрышки — это стальное или кевларовое кольцо, удерживаемое на ободе колеса давлением воздуха в камере и являющееся частью силовой структуры покрышки.

Покрышки с кевларовым бортировочным тросом имеют меньший вес, их легче хранить и благодаря гибким кевларовым нитям их можно компактно сложить.

Покрышки велосипеда — давление

Давление в покрышках велосипеда в существенной степени определяет его поведение на дороге или в условиях бездорожья. При этом давление — это параметр, который проще всего менять, достаточно подкачать или спустить колесо. Понимание того, какое давление в колесах оптимально в каждом конкретном случае, позволит подстроиться под веломаршрут и проехать его максимально комфортно или быстро. Тема подробно разобрана в отдельном материале.

Камерная и бескамерная установка покрышек

В последние годы популярность получила бескамерная установка покрышек. Специальные кевларовые покрышки без камер устанавливаются на обода с высокими бортами и герметизируются специальным клеем. Изначально бескамерная установка использовалась фрирайдерами, в последние годы они стали весьма популярны среди обычных любителей велосипеда. Бескамерно можно установить покрышки на горный, вседорожный и шоссейный велосипеды.

Велосипеды часто комплектуются ободами, готовыми к установке покрышек бескамерно, при этом в базовом комплекте велосипеда стоят традиционные камеры.

Основной плюс бескамерной установки тот, что покрышки пробиваются заметно реже, чем при камерной установке. Корд плотного плетения прекрасно предотвращает проколы от колючек, стекол и камней. Если прокол все же случится, можно доехать на полуспущенном колесе до дома или ремонтной мастерской. Даже при 0,5 атмосферах на бескамерке за счет жесткого корда можно двигаться.

Вес покрышек и колес

Вес велосипеда один из главных параметров, влияющих на его поведение. При этом вес колес и покрышек имеет максимальное влияние на динамику велосипеда. Это связано с тем, что колесо быстро движется вокруг втулки и наряду с поступательным движением колеса возникает момент вращения. Легкие колеса легче раскручиваются и замедляются. Соответственно, вес покрышки самый простой интегральный параметр, описывающий ее характеристики. Естественно, по весу следует сравнивать покрышки одного типа, одной ширины и одной защищенности.

Разные покрышки на разных колесах, несколько наборов покрышек

И в заключение несколько ответов на часто возникающие вопросы по покрышкам. Первый — можно ли использовать разные покрышки на переднем и заднем колесе? Конечно, можно! Колеса выполняют разную функцию, и покрышки разной толщины и с разным протектором — вполне нормальная идея. Встречаются велосипеды с колесами разного диаметра, а не только с разными покрышками.

Второй — похожий — вопрос: насколько разумно переставлять одинаковые покрышки между колесами? Тоже вполне понятная идея, иногда такой подход может удлинить срок службы покрышек. Это связано с тем, что износ покрышек происходит по-разному. Естественно, переставлять покрышки нужно до того, как они стали «лысыми». Покрышки — это расходник, и они нуждаются в регулярной замене. Как часто менять покрышки, зависит от их типа и класса, а также условий эксплуатации.

Третий вопрос — про целесообразность использования нескольких комплектов покрышек для разных условий и маршрутов? Это однозначно хорошая идея. Причем иногда целесообразно иметь два разных набора колес, это упрощает переобувание велосипеда. При этом нужно понимать, что если вы много катаетесь по асфальту, то установка сликов на горный велосипед — это полумера. Поведение велосипеда определяется не только покрышками.

Если вы используете покрышки с камерами, то всегда нужно иметь с собой запасную на случай прокола. Камеры отличаются посадочным диаметром обода и диапазоном ширины покрышки, на который она рассчитана. И типом ниппеля — автониппель или велониппель.

Чтобы велоспорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.

Велосипедные покрышки
1 199 ₽
1 499 ₽
-20%
Нет в наличии
Stern | Покрышка Stern 27.5 х 2.1
5
Купить
2 899 ₽
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Rapid Rob 27.5 х 2.25
2
Купить
1 599 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Black Jack 20 х 1.9
8
Купить
2 199 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Black Jack 24 х 1.9
2
Купить
2 199 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe CX comp 26 х 2.0
5
Купить
2 879 ₽
3 199 ₽
-10%
Нет в наличии
Maxxis | Покрышка Maxxis Overdrive, 700 x 40c, 40-622, 27 TPI, Hybrid
1
Купить
3 599 ₽
Maxxis | Покрышка Maxxis Overdrive Excel, 26 x 2.0, 50-559, 60 TPI, Hybrid
3
Купить
2 699 ₽
Maxxis | Покрышка Maxxis Holy Roller, 20 x 2.2, 56-406, 60 TPI, BMX
0
Купить
2 899 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Rapid Rob 29 х 2.25
7
Купить
3 999 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Hurricane Performance 29 х 2.25
13
Купить
2 199 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Land Cruiser 28 x 1.6
3
Купить
1 999 ₽
Нет в наличии
Schwalbe | Покрышка Schwalbe Land Cruiser 28 x 1.40
2
Купить
Schwalbe
Покрышка Schwalbe Hurricane Performance 29 х 2.25
13
3 999 ₽
Купить
Schwalbe
Покрышка Schwalbe Rapid Rob 29 х 2.25
7
2 899 ₽
Купить
Schwalbe
Камера Schwalbe SV17 28'' велониппель
0
999 ₽
Купить
Schwalbe
Камера Schwalbe SV17 28'' велониппель
2
899 ₽
Купить