Колеса велосипеда: какие они бывают и как их выбрать
Колеса велосипеда — его важнейшая часть. Тип и назначение велосипеда в существенной степени определяются именно колесами. У спортивно-шоссейных велосипедов колеса 700×28С, у вседорожных велосипедов — 700×42C, у горных — 29″. Колеса определяют поведение велосипеда. Даже изменение давления в покрышках, самое простое действие, которое каждый велосипедист делает несколько раз за сезон, может увеличить среднюю скорость или улучшить управляемость велосипеда. Замена покрышек, а они нуждаются в регулярной замене, может придать велосипеду новые свойства.
Выбирая велосипед, нужно смотреть, какими колесами и покрышками он комплектуется. Часто производители ставят универсальные простые покрышки, предполагая, что покупатель сам поставит оптимальные для его стиля езды. В некоторых случаях, например для велосипедистов большого веса, колеса — один из главных параметров выбора.
Колеса велосипеда: из чего они состоят
Колеса велосипеда сложное техническое изделие, состоящее из множества частей:
1 — обода; 2 — втулки; 3 — крепления колеса (эксцентрик или ось); 4 — спицы; 5 — покрышки; 6 — камеры; 7 — ободной ленты; 8 — нипеля.
При этом каждая часть может состоять из нескольких частей или в свою очередь, иметь сложную конструкцию.
Проектируя колеса, инженерам нужно решать противоречивые проблемы, колеса должны быть жесткими, но лишний вес создает проблемы. Из-за этого с конструкцией колес постоянно экспериментируют.
В этом материале мы остановимся на жестких элементах колеса. Покрышки, камеры, будут рассмотрены в отдельном материале.
Диаметр колеса
Современные велосипеды используют колеса разного диаметра, которые маркируются разными цифрами. Основные варианты типов колес и соответственно их маркировки — 29″, 28″, 27.5″, 26″. В случае детских, подростковых и велосипедов специального назначения, например BMX, могут использоваться и колеса 20″ или 24″. Существуют и нестандартные варианты колес, например у фэт-байков, ориентированные на очень широкие покрышки.
Иногда при описании колес велосипеда фигурируют и цифры в другом формате — 700С, 650С. Причин у такого разнообразия колес множество, но ситуация достаточно проста.
Диаметр колеса складывается из двух главных цифр-параметров — диаметра обода и ширины покрышки.
Запчасти для велосипедов в каталоге
Диаметр обода — стандарты
Обод жесткая металлическая конструкция и стандартизирован по ISO (ETRTO), сейчас в дорожных велосипедах для взрослых используются три основных стандарта обода.
Внутренний, посадочный диаметр обода:
622 мм — колеса 28"/29″ (700С);
584 мм — колеса 27.5″ (650С);
559 мм — колеса 26″.
Помимо диаметра в маркировке обода может присутствовать его наружная ширина — 622×19 или 622×26. Полная маркировка может дополнительно включать и внутреннюю ширину (21 мм) и высоту (18 мм) обода — 622×26/21×18.
Упомянутые выше 700С/650B это французская маркировка, которая традиционно используется в дорожных велосипедах (и доминирует в Европе). Она примерно соответствует наружному диаметру покрышки колеса в миллиметрах. Покрышка в этом случае маркируется как 700×35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква С на конце указывает на внутренний (посадочный) диаметр обода, в данном случае это 622 мм.
Основной современный стандарт обода колеса взрослого велосипеда — 622 мм (28"/29″). Колеса 28″ используют более узкие покрышки и актуальны для вседорожных велосипедов. Колеса 29″ используют более широкие покрышки и типичны для внедорожных и горных велосипедов. Обода 584 мм (27.5″) используются для велосипедов маленькой ростовки или при желании велосипедиста поставить более широкую покрышку. Обода 559 мм (26″) получили широкое распространение в конце 70-х годов XX века, во время бурного развития горных велосипедов. Считалось, что колеса меньшего размера более крепкие. В начале XXI века колеса 26″ постепенно отошли на второй план. Это связано с тем, что технология производства колес улучшилась и велоиндустрия перешла к колесам большего размера на ободах 622 мм и 584 мм. Они перестали уступать колесам меньшего диаметра по крепости и надежности, сохранив или даже уменьшив вес.
Какие существуют обода
Обод велосипедного колеса — наружная часть колеса в виде окружности, которая крепится к втулке на спицах. Обода велосипеда весьма разнообразны, это связано с тем, что у современных велосипедов очень много вариантов использования, предъявляющих разные требования к колесам. В случае гоночных шоссейных велосипедов от колеса ожидается минимальный вес и аэродинамичность, в случае велосипеда для даунхила колесо должно быть крепким.
Материалы обода велосипеда
Для изготовления ободов используются три основных материала — сталь, алюминий и карбон. Карбон используется в колесах профессиональных велосипедов для минимизации их веса. Стальные обода у самых простых велосипедов, как правило, с ножным тормозом. Основной материал колес — алюминий, он позволяет получить колеса с очень разными свойствами.
Профиль обода
Используются два основных варианта профиля обода — ординарный (одностенный), без дополнительных перемычек, и двойной (двухстенный). Ординарный обод самый простой и подходит для самых простых поездок по дорогам. Так что лучше ориентироваться на двойные обода. В велосипедах для экстремальных поездок применяются и более сложные конструкции ободов. Если быть точным, то лучше использовать термин не двойной, а многопрофильный обод, обод часто имеет сложную конструкцию и не ограничивается одной перемычкой.
Пистонированые обода
В пистонированных ободах отверстие для спицы в ободе усилено заклепкой (пистоном). Пистон снижает нагрузку на сам обод. При пистонировании ниппель спицы сложнее вырвать из обода. При сборке колеса ниппель не задирает материал обода, а упирается в пистон. Не пистонированные обода также бывают высокого класса.
Инструменты и велохимия в каталоге
Спицы колеса
Жесткость колеса велосипеда обеспечивается за счет спиц. Базовое спицевание колес появилось тысячи лет назад, в современном виде — на тонких спицах — во второй половине XIX века. Традиционная металлическая спица — это проволока, и на сжатие она работать не может, на сжатие работает обод велосипедного колеса. Также металлическая спица может работать на изгиб. Жесткие карбоновые спицы работают как на сжатие, так и на растяжение.
Количество спиц в велосипедном колесе
Традиционно в велосипедном колесе было 36 спиц. Из-за улучшения технологий производства количество спиц стало уменьшаться. Сейчас 36 и более спиц используются только в велосипедах, где необходима повышенная надежность или в случае большего веса велосипедов и велосипедистов — в турингах, тандемах и электровелосипедах. В современных колесах велосипеда обычно 32, 28 или 24 спицы. В специальных случаях делают колеса и с меньшим числом спиц.
Материалы спиц
Для спиц используются три традиционных веломатериала: сталь, алюминий, карбон. Иногда используются и более экзотические материалы, такие как титан. Два основных материала современных спиц в колесах спортивных велосипедов это нержавеющая сталь и карбон.
Как и рамы велосипеда, спицы могут иметь батирование, переменную толщину спицы, что облегчает их вес.
Сборка колеса
Схема расположения спиц (схема спицовки) — это то, как взаимно расположены спицы, втулки и обода велосипедного колеса. Чаще всего встречается спицовка «в три креста» — каждая спица перекрещивается с тремя другими спицами. Самая экстремальная спицовка — для минимизации веса — радиальная спицовка (спицы не пересекаются), но ее обычно используют только на передних колесах.
На каком варианте спицевания остановиться, выбирают, исходя из того, как используется велосипед. При этом заднее и переднее колесо может спицеваться по-разному.
Протяжка и обслуживание колес
Колеса нуждаются в протяжке спиц, после того как велосипед проехал несколько сотен километров. Также колеса нужно не реже чем раз в сезон осматривать и подтягивать, поскольку колесо не жесткая конструкция и его элементы садятся.
Втулки
Втулки велосипедного колеса выполняют две основные функции — с помощью втулок колесо крепится к велосипеду и вращается вокруг втулок. Задняя втулка также передает усилие педалирования на колесо через кассету со звездами.
Большинство современных велосипедов используют дисковые тормоза с соответствующим креплением на втулке.
Втулки отличаются материалом изготовления, количеством спиц, типом крепления кассеты, способом крепления к раме (диаметром и длиной осей). Если вы меняете втулку собранного колеса, то она должна быть такой же, как и предыдущая втулка. Если речь идет о сборке нового колеса, то втулка выбирается вместе с ободом и спицами под ваши задачи.
Хорошая втулка за счет минимального сопротивления трения дает хороший накат велосипеду, к тому же у нее большой срок эксплуатации и хорошая защита.
Ширина и профиль покрышки
Ширина, профиль и другие особенности покрышек рассмотрены в отдельном тексте.
Подобрать всю необходимую экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер PRO и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.