Сергей Абрамов: «Верю, что мини-футбол включат в олимпийские виды»
Капитан сборной России по мини-футболу — о суперколлабе с Demix, различиях между футболом и миником, лучших игроках в истории и радуге
Сергей Абрамов — живая легенда не только для российского мини-футбола, но и для Demix, в чьих футзалках он бессменно выступает с 2022 года. Во время новой встречи с капитаном «Синары» и сборной страны мы узнали, как создавалась эта модель и что сейчас происходит в жизни ее главного амбассадора.
В соцсетях без труда находятся посты в стиле «А у меня тоже модель Абрамова!» Расскажи о своей pro-модели кроссовок Demix.
Когда Demix только предложили контракт, в их ассортименте были футзалки, но для профессиональной игры требовались доработки. Я и сказал: «Сделаете бутсы — поговорим». На тот момент я восемь лет играл в обуви другого бренда. И буквально через месяц привозят две пары бутс — практически как я описывал, симбиоз лучшего от ведущих компаний. Как такое возможно?!
Собрали международную онлайн-конференцию из пяти специалистов. Я сначала растерялся, а потом составили портрет идеальных футзалок: подошва такая-то должна быть, пятка так, шнурки этак, язычок, стелька. Через месяц снова привозят доработку. Новые правки: тут больше клея, тут подрезать, там прибавить. И вот так около года мы создавали «коллаж» этой модели, от которой я сейчас так кайфую!

Похоже, ты единственный игрок мини-футбола в России, у кого есть своя pro-модель?
Ну как моя. Когда присылали бутсы на тесты, я ребятам тоже давал протестировать, писали отзывы. Мы с Demix хотели, чтобы бутсы были хороши для общего пользования. Теперь в них играют и профи, и любители. Бутсы не уступают качеству футзалок, например, adidas, но по цене в три раза доступнее. Сейчас много кто играет в этой модели, в том числе капитаны «Газпром-Югры», «Кристалла»... Получилась коллективная pro-модель Суперлиги.
Ты капитан сразу в двух команд — родной «Синары» и сборной. Есть разница в ответственности?
Единственная разница — это составы команд. Когда был помоложе, да, можно сказать, это давило на меня, нервничал. А с годами осознал: это же не я сам себя назначил, выбирает вся команда. Значит, доверяют мне, такая степень уважения. Главная работа капитана — коммуникация между тренерским штабом и командой, президентом клуба.
К капитанству интернет приписывает тебе еще и должность играющего тренера.
Наверное, так думают, потому что возрастной игрок, давно на поле. Но нет, тактика и все игровые вопросы — это только наш тренер. Да, он может спросить, как я вижу тот или иной момент, как работаем в четверках, как нам исправить какую-нибудь ошибку. Но окончательное решение остается за ним, я не могу влиять.
Больше люблю, когда тренер критикует. Я самокритичный, поэтому, бывает, после матча подхожу к нему: «Видел, что я там начудил?..» Когда пас неправильно отдал, команду обрезал, в общем накосячил... Вот в начале сентября в конце первого тайма с «Новой генерацией» из Сыктывкара делал финт на выдавливание игрока и махнул ему в пятку неудачно — у меня трещина в фаланге, костыли на три недели, и он недели две игровых пропустил. Хотя это отработанный прием, я его часто применяю — обидно. Но это игра, бывает.

Как ты справился с травмой?
В таких случаях помогает реабилитолог. Неделю после травмы ничего не делаешь, ждешь, когда сойдет отек и гематома. На седьмой-десятый день работаешь в тренажерке, но только упражнения, не затрагивающие больное место. Акцент на глубокие мышцы и подобные вещи, на которые в игровой период не хватает времени. Заключительная неделя уходит на разработку травмированной ноги. К концу реабилитации подходишь готовым играть.
Сложно удержаться от сравнения классического футбола с футзалом. Значительная разница в динамике, масштабах, самом формате игры. По идее, то и то футбол, но достижения на мировой арене у россиян недостижимо круче.
Это совершенно разный футбол. В футзале все другое: некогда мяч выпинывать на 30 метров, соображать надо в доли секунд, много решающих моментов всего в одно касание. Да, в большом футболе и аудитория побольше, и существует он дольше гораздо. Но хочу сказать, сейчас мини-футбол в России стал гораздо известнее. Пять лет назад, когда в аэропорту видели наших спортсменов, переспрашивали, что такое футзал — хоккей на траве? А теперь и на «Матч ТВ» игры показывают, трансляций больше. Верю, что все идет к тому, что когда-нибудь нас включат в олимпийские виды спорта.
Не могу сказать, что если завтра выйду на траву, то смогу так же финтить, все-таки уже 18 лет играю только на паркете. Но если доведется сыграть за «СиндЕкат» в Медийной лиге, проверим.
Кто, по-твоему, лучший в истории в мини-футболе?
Есть два игрока, на которых я всегда обращал внимание и смотрел их матчи — бразильский Фалькао и португальский Рикардиньо. Играют и красиво, и эффективно. Счастлив, что удалось поиграть против них обоих. Было очень тяжело, волновался, как буду выглядеть на их фоне, но это было самое заветное, я был в восторге. Немного жаль, что этот момент случился рановато для меня, — был еще не в лучшей форме, не все таланты были раскрыты. Если бы мы встретились сейчас или хотя бы 3-4 года назад, игра могла сложиться по-другому.
Твои дети занимаются в мини-футбольной школе «Синары», и ты можешь сравнить, какими были детские клубы твоего детства и теперь. Сегодня антураж детских клубов такой «взрослый», фирменный — от формы до атмосферы...
Старший сын Артемий сначала пошел в футбол, потом в хоккей, через два года сам попросился в «Синару». Младший Михаил пошел за братом. Когда у взрослых совпадают сборы с детскими, у ребят есть возможность наблюдать за тренировками взрослых футболистов, пообщаться, сфотографироваться. Это классно. Конечно, если сравнивать с «Барселоной» или «Реалом», есть к чему стремиться. Но и академия «Урала» развивается — своя гостиница, где детки тренируются и учатся, четыре поля... В моем детстве покрытий не было, дай бог немного травы. Мы тогда зимой играли за «Синару», а летом в футбол за «Уралмаш». И когда дело подходило к первому официальному контракту, вставал выбор, где остаться. На тот момент я уже очень сильно любил мини-футбол и без сомнений выбрал его.

К каким соревнованиям сейчас готовишься?
Сначала сборы под Екатеринбургом. Там у нас упор на функциональную подготовку: беговые, силовые, продышку, легкие расправить, кроссы по пересеченке... А в сезоне — чемпионат России, кубок России. Нет программы-минимум или плана Б. План всегда один — только побеждать. Мы именитая команда, славимся игрой и школой, лидер должен быть первым. В академии мальчишек тоже так учат — играть всегда на первое место, с детства прививать и чувствовать вкус победы.
После игрового микроцикла у нас есть 2-3 недели до следующего соревнования или матча. Бегаем в парке или поле рядом с манежем, кроссик минут на 30. Или в футбик, чтобы эмоционально разгрузиться.
Как совмещаешь роли многодетного отца и профессионального спортсмена?
В 7 утра подъем, развожу ребят в школу, еду домой завтракать, через час — на тренировку или допы. Забираю детей из школы, везу на тренировку одного, второго, вечером гуляем или дома развлекаемся. Со старшим можем в плейстейшн порубиться, с дочкой готовим или развивайки, прятки, средний любит во дворе на корте бегать. А если у всех совпал выходной, едем в наш домик на природе, шашлычок и все такое.
Какой гол выберешь — эффектный, но рискованный, или гарантированный?
Конечно, лучше гарантированный, но эффектный — это же красиво. Допустим, радуга — это когда перебрасывают мяч через голову. Я в юношестве ее отрабатывал на тренировках, но применить никак не получалось. И однажды в матче против «Ухты» первый раз радугой не попал по воротам, всю замену рефлексировал и переживал, а на втором выходе получилось — я прям обалдел, был очень рад! Но, кроме как забивать, люблю отдавать. Особенно если ты красивенько дал и забили, то это лучше, чем ты сам шедевральный гол сделал. Нас же холодной зимой приходят смотреть люди, насладиться матчем и согреться атмосферой, и скучную игру делать не хочется.
Нравится играть? Найти команду или турнир не составит труда — любительский уровень развит достаточно хорошо. А экипироваться для мини-футбола вы можете в Спортмастер PRO.